Конспект урока обучение грамоте по теме: «Звук {к, к} и буква Кк», 1 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Усатова Валерия Геннадьевна

 

     Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления учащих с согласным  звуком [к, к ] и буквой Кк.

Планируемые результаты

 

      Предметные:

                - знать понятие гласных и согласных звуков, уметь их различать;

                -знать особенности произношения звука [к] и его характеристику;

               - уметь читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;

 

 

              Личностные:

        -    -осознавать личностный смысл учения;

        -    -проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте

Тема: «Звук {к, к} и буква Кк»

Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления учащих с согласным  звуком [к, к ] и буквой Кк.

Планируемые результаты

Предметные:

          - знать понятие гласных и согласных звуков, уметь их различать;

          -знать особенности произношения звука [к] и его характеристику;

          - уметь читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;

        Личностные:

        -осознавать личностный смысл учения;

        - проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива» Климановой. Л.Ф. Учебник «Азбука»,1 кл. Стр. 86, презентация, раздаточный материал.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I. Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: 

слово учителя.

1 мин.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Геннадьевна, и урок у вас проведу я.

-Возле парты встанем сначала.

Это означает урока начало.

Наши мысли в порядок приведем.

Ведь слово «оживлять мы начнем».

Подарим улыбку  друг другу, для всех!

Только это принесет нам удачу, успех!

-Пожалуйста, присаживайтесь.

-слушают учителя

-настраиваются на урок

Р.: организовывать рабочее место. 

П.: воспринимать речь учителя.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Практический: речевая разминка  

Словесный: 

слово учителя; ответы на вопросы.

7 мин.

- Ребята, чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

-Верно.

- На какие группы можно разделить все звуки русского языка?
-Как отличить гласный звук от согласного?

-Молодцы.

-Фонетическая зарядка. 

- Рассмотрите строчки, записанные на доске, и найдите лишнюю букву или слог:

М, Н, ы, Л, Т

АМ, ОЛ, ау, ТУ , ЫМ

-Продемонстрируйте как воет волк- у-у-у-у, как плачет малыш – уа-уа-уа, как кукует кукушка- ку-ку-ку-ку..

-Молодцы.

image158

image158https://xn--80aaexmvmj.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/01/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%8E%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-1.jpg

-Обратите внимание на экран , вам представлены картинки , скажите, что на них представлено? 

-Верно.

-А теперь попробуйте назвать новое слово. Для этого возьмите первые буквы из названий предметов , которые мы с вами назвали.

-Верно.

-Что представлено на 2 картинке?  

-Какое получится слово, если мы возьмем и соединим первые буквы слов?

-Молодцы, получилось.

 -Кот. Какой звук вы слышите в самом начале этого слова?

-Кит. Какой здесь звук слышим?

- Что вы можете о нем сказать об этих звуках, попробуйте дать характеристику?  

-Ребята, у нас получилось несколько разных мнений. Сегодня мы попробуем с вами с этим разобраться.

-На какой вопрос мы будем искать ответ?

-Верно.

-Изучаем буквы и звуки, учимся их правильно произносить.

-Гласные и согласные

-При произношении гласных звуков струя воздуха проходит свободно и во рту не встречается преграда, а при произношении согласных звуков во рту встречаем преграду (язык, зубы, губы)

-В первой строчке лишняя буквы «ы», т.к . она единственная гласная , среди остальных

-Во второй строчке лишний слог «ау», т.к. состоит из 2х гласных звуков.

-Коса, одежда, топор.

-коса, одежда, топор = КОТ

-коса, индюк, топор=КИТ

-коса, одежда, топор

-Кот

-коса, индюк, топор

-Кит

-звук к

-звук кь

-Предположения детей

-Какие это звуки, характеристика звуков к и кь

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

III. Постановка

учебной задачи

3 мин.-

-Значит, как будет звучать тема нашего урока?

-Какие цели мы поставим на урок?

-Исходя из целей урока, попробуем составить план нашего урока, ход наших действий.

План:

-узнать , какой это звук гласный или согласный?

-определить твердый или мягкий звук?

-определить глухой или звонкий?

-звуки к и кь и буква К

- узнать о звуке и букве к, научиться читать слова с буквой к.

К: аргументация своего мнения и позиции  

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Наглядный:  

работа с учебником.

10мин.

-Откройте страницу в учебнике 86.

-Скажите, вы знаете, кто выступает на арене цирка?

-А кто такой клоун?

-Клоун-это цирковой или театральный артист, он только должен поражать зрителей своим костюмом, но и суметь развеселить удачной шуткой, поведением, исполнением веселых номеров, своей мимикой.

-Скажите, а как сказать точнее, что у клона на голове?

-Я тоже соглашусь с тем мнение, кто назвал кепка.

-Итак, обратите внимание на экран, произнесите слова, что представлено на этих 2х картинках.

-сколько слогов в слове?

-почему? Произнесите слово с ударением?

-какой первый звук?

-Гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

-Звонкий или глухой?

-Следующий звук?

-Следующий звук?

-Следующий звук?

-Следующий звук?

-Следующее слово?

-Сколько слогов в этом слове?

-Произнесите с ударением?

-Какой первый звук?

-Гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

-Звонкий или глухой?

-Следующий звук?

-Следующий звук ?

-Следующий звук?

-Следующий звук?

-Можем ли мы увидеть звуки к и кь ?

-Ребята, эти два звука к и кь на письме обозначаются  заглавной К и маленькой к.

-Попробуйте составить буква К на парте из карандашей.

-Из скольки элементов получилась буква?

-Молодцы, у кого получилось составить букву, отметьте в листе самооценивания .

-Сейчас предлагаю сыграть в игру :  «Узнайте звук» (Разрезные предметные картинки на парту (работа в паре)

 - У каждой пары набор предметных картинок. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в паре. Вспомните правила работы в паре.

- А теперь послушайте задание. Из всего набора картинок вы должны выбрать те в названии которых есть звуки [к], [к’]. картинки с твердым звуком раскрасьте синим цветом , а картинки с мягким звуком –зеленым. На выполнение 3 минуты.

-Какая пара назовет слова, которые с твердым звуком к, остальные проверяют у себя.

-Спасибо, у кого по-другому?

-Молодцы.

-Еще одна пара, которая назовет слова с мягким звуком к.

-Кто не согласен?

-Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки?

-Молодцы.

-Теперь те, у кого есть какие- то ошибки?  В чем были трудности.

-Отметьте на листе самооценивания , как вы справились с этим заданием.


-  

-Кот

-Клоуны

-Предположения детей

-Шапка, фуражка, берет, кепка.

-кепка

-2 слога

-потому что 2 гласные, клОун

-звук к

-согласный , потому что есть преграда при произношении

-твердый , т.к.после него идет согласный звук

-Глухой , т.к. при произношении голоса не слышно, вибрации у горла нет

-звук л, согласный, твердый(идет о), звонкий,

-звук о, гласный, ударный

-звук у, гласный, безударный

-звук н, согласный, твердый, звонкий

-кепка

-2 слога, потому что 2 гласные

-кЕпка

-звук кь

-согласный, потому что есть преграда при произношении

-Мягкий , потому после этого звука идет звук е

-Глухой, т.к. при произношении голоса не слышно, нет вибрации у горла.

-звук е, гласный, ударный

-Звук п, согласный, твердый, глухой

-звук к, согласный, твердый, глухой.

-звук а, гласный, безударный.

-нет

-Составлять букву

- из 3х

-Твердый звук-куст, утка, курица;

-Мягкий звук- кисть, ракета, букет

Самопроверка

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Динамическая пауза

Практический:выполнение двигательных упражнений

1 мин.

Что бы быть здоровыми мы должны соблюдать режим дня. Выполним физкультурную минутку.

Айболит наш потянулся,
Раз - нагнулся
Два - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Видно, градусник нашёл.

Повернулся вправо, влево,

И опять он сел за дело.

Выполняют двигательные упражнения.

Личностные -установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с карточками.

5 мин.

- На странице 86 находим таблицу со слогами.

-Посмотрите внимательно, почему буква К раскрашена синим?

-А буквы А, О, У –красным?

-Верно.

-Прочитаем слоги, повторяйте за мной.

КА, КО, КУ

-Теперь в обратную сторону

АК, ОК, УК

-Следующие

 КЫ, КИ,КУ

-В обратном порядке

ЫК, ИК, УК

-Найдите среди, слогов КЫ, КИ, КУ лишний. Почему?

-Молодцы.

-Найдите у клоуна шары-слоги, прочитайте их.

-Сейчас вам необходимо работать в парах и составить как можно больше слов их этих слогов, на это задание вам 3 минуты

-Давайте проверим, какие слова вы нашли, кто готов их озвучить?

-Молодцы, оцените себя на листе самооценивания.



  -потому что согласная

-потому что гласные

КА, КО, КУ

АК, ОК, УК

КЫ, КИ, КУ

ЫК, ИК, УК

-слог КИ будет лишним, т.к. звук к является мягким, остальные твердые

Сани,кино, лото, кулак.

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический 

работа с учебником.

5 мин

 -Ребята, у вас на столах лежат две картинки, что на низ изображено?

-Вначале урока у нас возникла трудность, у нас было несколько мнений о звуках к и кь.

-Сейчас вы должны справиться с трудностью.

-Вам необходимо закрасить картинку с соответствием характеристикой этого звука.

-Если в слове звук твердый –синим цветом, если мягкий- зеленым.

Приступаем.

-Итак, проверяем, поднимите картинку с котом. Почему вы раскрасили синим?

-Поднимите картинку с китом. Почему раскрасили зеленым?

-Молодцы, оцените себя на листе самооценивания.

 -Кот и кит

-Выполнять самостоятельно

-Потому что звук к твердый, т.к. идет за ним гласная о

-Потому что звук кь мягкий.

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя;

обобщение.

5 мин.

-Азбука стр 86 слова под картинкой  .

- А сейчас потренируемся в чтении слов. Работать начнем в паре.

- Каждый из вас прочитает эти слова своему соседу.

https://sun9-55.userapi.com/c855024/v855024834/159456/x9Yc1_nMfcU.jpg

 - Есть ли слова непонятные по значению?

-Теперь чтение по заданию:

слова ,в которых последний звук согласный: ослик, слоник

слова с ударением на втором слоге: лото, такси

слова с мягким согласным К: кисти,

слова с твердым согласным К: кости, ослик, слоник, локти, такса, такси

-Молодцы, кому понравилось это задание, поднимите пальчики вверх.

Отлично.

- У кого это задание вызвало затруднение?

-Найдите картинки с портретами. Кто прочитает , что написано напротив?

-Что сейчас вы прочитали?

-Докажите, что это предложение.

-Молодцы. Сколько слов в этом предложении.

-Прочитайте первое, второе, третье  

-Приходилось ли вам видеть Юрия Никулина в комедийных фильмах?

-Юрий Никулин был весёлым человеком. Он шутил

даже тогда, когда давал интервью, т. е. отвечал на вопросы

журналистов, зрителей. Послушайте одно такое интервью:

«— Уважаемый Юрий Никулин! Весело ли Вам бывает, когда Вы выступаете в цирке?

— Когда я вижу, что всем весело, мне тоже становится

весело. Я радуюсь. Поэтому выходит, что мы веселимся

вместе.

— А если у Вас болит нога?

— Какая нога — правая или левая?

— Левая.

— Тогда у меня веселится одна правая нога».

-Какой знаменитый клоун носил большую клетчатую кепку?

-Прочитаем, что написано около этого портрета?

-Что вы прочитали?  Докажите?

-Верно.. Из скольки слов состоит предложение?

-Прочитайте первое, второе, третье ?

-Олег Попов тоже артист цирка , а так же режиссер и актер.

-Читать слова друг другу

-Высказывать затруднение

-Поднимать палец вверх

-Высказывать затруднение

Это клоун Никулин.

-Предложение

-Вначале предложения слово с заглавной буквы, в конце предложения точка.

-3 слова

Это, клоун, Никулин.

-Высказывать мнение.

-Воспринимать информацию

Олег Попов.

А это кто?

-предложение , начало предложения с заглавной буквы и в конце предложения стоит вопросительный знак.

 - из 3х

-А, это, кто.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

VIII. Рефлексия

Словесный:

самоанализ.

3 мин.

С каким звуками и буквой вы сегодня познакомились на уроке?

- Какие знания приобрели?

-Какие задания больше всего понравились?

-Какие вызвали затруднения?

- Теперь подчитайте свои плюсы, если у вас набралось 4 плюса, поставьте отметку за урок 5, если, 3 плюса- 4, если 2 плюса -3.

- Спасибо за урок!

-со звуками  к, к’, с буквой Кк

 -оценивают свои достижения.

Р: анализировать проделанную

работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Доброе утро, 1 «А»!

Слайд 2

2 Фонетическая зарядка М, Н, Ы, Л, Т АМ, ОЛ, АУ, ТУ, ЫМ

Слайд 3

3 У-у-у-у Уа-уа-уа Ку-ку-ку

Слайд 4

4 КОТ КИТ

Слайд 5

5 К К

Слайд 6

6 Тема: «Звуки [ к ] и [ к , ] и буква Кк » Цель: узнать о звуках [ к ] и [ к , ] и букве К; учиться читать слова с буквой К.

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

Твердый звук - синий Мягкий звук - зеленый

Слайд 10

8

Слайд 11

8 сани кино лото ку лак

Слайд 12

9

Слайд 13

13

Слайд 15

15

Слайд 16

16

Слайд 17

14 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме : Звук [ ч ]. Буквы Ч ч .1 класс

Цели урока:Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.Учить выделять на слух в словах  звук [ч].Продолжить развитие навыка чтения.Работать над выразительностью речи.Развивать речь и мыслител...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»

Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква Д, д"

ТИП УРОКА: открытие нового знания МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый. ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные...

Конспект урока обучение грамоте на тему: "Звуки [г], [г’]. Буква Г, г" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [г],[г’], с буквой Г, г; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...