Психологическая комфортность ребёнка на занятиях.
материал на тему

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Также психологическая комфортность ребёнка является одним из основных показателей качества не только дошкольного, школьного, но и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_komfortnost_rebyonka_na_zanyatiyah.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

   Психологический комфорт воспитанников в объединении «Улыбка».

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Также психологическая комфортность ребёнка является одним из основных показателей качества не только дошкольного, школьного, но и дополнительного образования.

Под психологической комфортностью образовательной среды понимается - атмосфера спокойствия, доброжелательности, заботы и поддержки, которую должен чувствовать каждый  ребенок.  Ведь дети нуждаются во внимательном и понимающем отношении к ним.

Психологическая комфортность характеризуется определенными признаками:

-ребенок охотно общается с детьми в процессе игры и другой детской деятельности,

-он жизнерадостен,

-также легко общается со взрослыми,

-идёт на занятия с большим желанием и интересом.

Психологической комфортности детей на занятии, являются такие показатели:

- активное, бодрое состояние;

-радостное настроение;

- отсутствие тревожности;

- высокая познавательная и творческая активность;

- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;

- отсутствие агрессии;

- низкая заболеваемость.

На своих занятиях я также использую релаксационные упражнения. В ходе этих упражнений у детей исчезают отрицательные эмоции, улучшается поведение, появляется ощущение сосредоточенности и покоя. В итоге этих упражнений снижается утомление, увеличивается время, в течение которого ребенок может заниматься одним видом деятельности.

Для создания психологического комфорта на занятии педагогу нужно:

- быть внимательным к детям и развивать собственную наблюдательность в общении с ними,

-помнить о тоне общения с группой или отдельным учеником,

-уметь  анализировать поведение учащихся: позу, жест, мимику и т.д.

- уметь ставить себя на позицию ребенка, с которым педагог общается,

- нужно обращаться к внутреннему миру ребёнка.

Также, я провожу различные игры с детьми:

Дети от 4 до 6 лет:

Игра «Совушка».

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Дети свободно располагаются в зеле. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Педагог говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по залу, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно педагог произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

Игра «Лиса в курятнике».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне помещения стоит «курятник». В нем на насесте (настульчиках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

Игра  «Жмурки с колокольчиком».

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей даётся колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

Игра  «Пузырь».

Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: Дети вместе с педагогом, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока педагог  не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.

Для детей от 6 до 7 лет.

Игра «Четыре стихии».

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети сидят по кругу. Педагог договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Волны по кругу».

Волны по кругу — динамичная, веселая игра. Хороша для развития реакции и утилизации излишней энергии детей.

Стулья устанавливаются плотно друг к другу по кругу. Стульев столько, сколько игроков. Один из игроков (водящий) встает в центр круга. Остальные игроки садятся на стулья, а один из стульев остается свободным. Водящий  должен успеть сесть на свободный стул, пока другие передвигаются туда—сюда, мешая ему. Когда водящему удается занять место на стуле, новым водящим становится игрок, который не успел помешать ему.

Водящий может отдавать команды участникам «Вправо» (игроки должны переместиться по часовой стрелке на одно место), «Влево» (игроки должны переместиться против часовой стрелки на одно место) или команда «Хаос». При команде «Хаос» участники должны быстро поменяться местами, ведущий старается сесть на любой свободный стул. Игрок, занявший стул, который добыл свободным до команды «Хаос», становится водящим.

Для детей от 8 до 9 лет.

Игра «Слушай звуки».

Цель игры. Развивать активное внимание.

Педагог  договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит низкий звук—дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Для детей от 10 до 12 лет.

Дети этого возраста очень активны, их окрепший организм легко переносит физические усилия и нагрузки. Поэтому они любят физические упражнения, приключения, игры, которые в этом возрасте весьма разнообразны и часто сочетают в себе несколько видов движения .

Игра «По алфавиту».

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в кругу до 15 человек и такую игру.

Педагог  предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

-чтобы все имена расположились по алфавиту;

- чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);

- чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Таким образом, я думаю, что это те самые педагогические требования к созданию психологического комфорта на занятии. Но все эти требования не принесут успеха, если не будет главного: любви и понимания к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СтатьяБЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Правдина Елена АнатольевнаУчи...

Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении

Приемы создания психологически комфортных условий для учащихся...

ДОКЛАД «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»

Что же такое комфорт?Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя с...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии...

Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.

Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их само...

Создание психологически комфортных условий на занятии учителя-логопеда

Современный логопед сталкивается с проблемой не только логопедического диагноза у детей, с которыми ему приходиться работать. Нарушения речи, письма и чтения, как правило,  сочетаются с другими н...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».

Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....