ДОКЛАД «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»
статья по теме

 

Что же такое комфорт?

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bogomazova_l.n..doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации

Пуровского  района

МОУ  «ХСОШ» №3

               ДОКЛАД

     «Активизация познавательной    деятельности учащихся на основе создания психологически

комфортного климата на уроках»

                  Подготовил: учитель начальных классов

                          Богомазова Любовь Николаевна

 

п. Ханымей

2010год

Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.

Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию.

Что же такое комфорт?

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

Сегодня я хотела выступить по теме  «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках».  

Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроках я создаю с помощью таких приемов:

  1. снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься, зная свойство…»»;
  2. скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»);
  3. педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»);
  4. авансирование («У тебя получится, так как …»);
  5. персональная исключительность (« Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»);
  6. усиление мотива («Нам это так нужно);
  7. высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).

        В процессе осуществления обратной связи и воспитания ответственного отношения школьников к учению большую роль играет контроль и оценка знаний. Правильная содержательно-оценочная деятельность является одной из предпосылок для создания психологически комфортного климата на уроке. Психологическая ситуация оценки на уроке имеет  исключительное значение. Особый смысл приобретают замечание, отрицание, согласие, порицание, одобрение. Стимулирующая и побуждающая роль оценки усиливается, если оценку выставляет не учитель, а ученики. Ее выставлению предшествует анализ, рецензирование ответа кем-либо из учащихся по известным им критериям, после чего рецензент объявляет предполагаемую отметку. Последнее слово остается за учителем. Если я

не согласна с предполагаемой оценкой, то убедительно аргументирую это и только после этого выставляю окончательную оценку.

Одной из форм содержательно-оценочной деятельности на уроке является      рейтинговый способ оценивания знаний и умений учащихся.

    Этот способ стимулирует учащихся к активной деятельности на уроке. Суть его заключается в том, что за ответы, дополнения, рецензирование, оригинальные идеи и гипотезы, за работу в течение всего урока ученик набирает определенное количество баллов. В конце урока выставляю оценки в соответствии с набранным количеством баллов. Чтобы фиксировать заработанные учащимися очки, выдаю им жетоны в виде бабочек. При подведении итогов урока «умники» предъявляют заработанные ими жетоны и получают соответствующую оценку. В первом классе пока нет оценок, и мы подсчитываем  количество набранных жетонов. А в конце недели подсчитываем общее количество и вручаем красный флажок – за первое место тому, у кого больше этих жетонов, а за второе - синий флажок.

Завершающим этапом урока является подведение итогов, самоанализ, рефлексия. Учащиеся заканчивают предложения: « Сегодня на уроке я научился …..», « Мне понравилось….», « Мне не понравилось….», « Мне было интересно….», « Я смог…», « Я не смог…», « Мне хотелось бы…», « Мне удалось…» и т.д. Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности школьника.

Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.

Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Зависит она, прежде всего, от педагога, насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что же это такое? Это мера понимания учителя состояния сидящих у него на уроке детей. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого ребенка, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных плюсов и минусов, из которых и состоит каждый нормальный ребенок, да и не только он. Как хороший пианист чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого музыкального произведения, так и хороший учитель чувствует сидящих за партами учеников, их мысли, чувства, настроения и использует это знание на повышения эффективности урока.

«Чувство ученика» помогает с наименьшей степенью вероятности ошибки определить, кого стоит спросить сейчас, а кого попозже, кто из учеников обманывает, а кто говорит правду, кого стоит похвалить, а кого – отругать. Оно помогает учителю и в степени самого поощрения и наказания, в определении критерия постановки оценки, распределения вопросов и заданий по ходу урока, в домашних заданиях. Благодаря этому чувству учитель с одной стороны знает, что можно ожидать от того или иного ученика, а с другой стороны намечает для себя примерные границы роста определенного ребенка на некотором учебном отрезке и, соответственно, оценивает свою работу: удалось ли ему, учителю, помочь ребенку достигнуть этих границ или нет.

«Чувство ученика» - то важное качество, благодаря которому учитель становиться профессионалом. Это своего рода опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление данного опыта возможно, только если смотреть на ученика как на личность, как на равного тебе человека.

По-моему, индивидуально подойти к ребенку на уроке – значит создать для него психологически комфортные условия. И это вовсе не означает, что ему надо ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, позволять ему на уроке играть в мобильный телефон или разговаривать с соседкой по парте. Психологический комфорт – это снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А учебный материал должен стать базой для самореализации учеников.

Результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении программы, но и в личностном росте учащихся, которым общение с учителем помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. И без использования метода индивидуального подхода добиться этого, пожалуй, невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении

Приемы создания психологически комфортных условий для учащихся...

обобщение опыта работы педагога по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов».

Новизна опыта  заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого...

Создание психологического климата на уроке

Что нужно сделать, чтобы на уроке было комфортно и учителю и ученикам?...

Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...

Презентация "Создание психологического климата на уроках"

Презентация "Создание психологического климата на уроках"...

Создание психологически комфортных условий на занятии учителя-логопеда

Современный логопед сталкивается с проблемой не только логопедического диагноза у детей, с которыми ему приходиться работать. Нарушения речи, письма и чтения, как правило,  сочетаются с другими н...

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив...