Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"
статья на тему

Зубцова Ирина Васильевна

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов.

Здравствуйте, уважаемые гости семинара.  Думаю  вы уже устали. Давайте немного отдохнем.

 Возьмите листы бумаги, лежащие перед вами, и четко выполняйте инструкции. Постарайтесь не смотреть в листы к соседям. Сверните лист пополам и оторвите  угол. Сверните лист еще раз пополам и оторвите угол. И еще раз сверните лист пополам и оторвите  угол. Теперь разверните листы, поднимите вверх и посмотрите на листы всех участников. Одинаковые листочки получились?

 «Как вы думаете, что это значит?» Несмотря на то, что сейчас мы все находились в одной ситуации, в одном помещении, инструкция для всех была одинаковая, листочки получились у всех разные. Также и наши дети разные, и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, обязателен учет личностных особенностей.

В этом учебном году у меня в классе есть «особенный» ребенок – А, диагноз атипичный аутизм. Перед первым сентября во мне бушевали сомнения и волнения. Я совсем ничего не знаю про таких детей. И я погрузилась в интернет… некоторые статьи и фильмы пугали, другие объясняли и обучали. Я прочитала, что аутисты «люди без кожи». На эмоциональном уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее. Их пугает неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны. Они эмоционально незащищены. Из за этого погружаются в свой мир и не идут на контакт, уходят от общения.

Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком – тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.  Чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, взрослый должен прежде всего, проявить гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

 На этапе начала обучения детей с РАС очень важно поддержание единого алгоритма урока внутри одного предмета. Это означает, что первое время каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты. Прописи «Хочу хорошо писать» авторы Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, на каждом этапе изучения имеют одинаковую структуру урока. Поэтому на уроках письма А. был спокоен, увлеченно работал.  Со временем , в устоявшуюся структуру урока я подключала новые элементы, такие как: работа у доски, работа в парах.

Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. На своих уроках применяю Мультисенсорный подход, т.е. стараюсь задействовать все органы чувств. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен этот подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков. Есть такая фраза: «Услышал, увидел, сделал!». Вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, нужно включить и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, показываю им фрукты, даю их подержать, понюхать, попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.

В случае с «особым» ребенком, инициатором общения детей часто становится взрослый, в моем случае это я. Всем детям класса я объяснила, почему А.  ведет себя не как все, и что мы должны ему помочь. Дети с готовностью откликнулись на мою просьбу, т.к. имеют достаточную информацию. Я показываю положительное отношение к А., не стараюсь выделить его из всех детей, включаю в урок,  организую взаимодействие на уроке и перемене, создаю ситуацию успеха. В классе формируются отношения доброжелательности, сотрудничества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адаптации детей с РАС в классе, «принятия»  их другими учащимися. Спустя пару месяцев А. научился делиться своими школьными принадлежностями с детьми. Пока еще не со всеми, а только с теми, кто ему симпатичен.

Без помощи взрослых аутичные дети не могут войти в ролевую игру, но довольно скоро он начал вовлекаться в общую возню и беготню детей. Это доставляет ему огромную радость, но контроль взрослого необходим, потому что он легко перевозбуждается и теряет чувство контроля  в отношении себя и других детей. Для того чтобы успокоить его, я предлагаю ему его любимое занятие – лепку из пластилина. А. лепит персонажей из  мультфильмов и раздает фигурки детям. И тогда начинается тихая ролевая игра.

Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы. Более частое переключение с одного вида деятельности на другой, включение в урок нескольких динамических пауз. Состояние  А. зависит от сезонных явлений, от солнечной активности, магнитных бурь и т.д. необходимо внимательно следить за состоянием ребенка и чутко реагировать на его изменения. В связи с этим возникла необходимость создания свободной зоны . свободная зона – это место, где он может отдохнуть, полежать, расслабиться ( но все это только после выполнения оговоренного заранее со мной задания) это создает дополнительный стимул к достижению результата.

Одной из необходимых составляющих ритуала школьной жизни являются праздники. Существует мнение, что дети с аутизмом праздников не любят, и их лучше уберечь от множества людей, шума и суеты. Но это не так. Праздник может стать важным смысловым механизмом организации их поведения. Это возможно,  если привлечение их к общим праздникам будет происходить постепенно и осмысленно. Первый ,и не очень приятный опыт проведения праздника, мною был получен первого сентября. На уроке знаний  было запланировано веселое путешествие с музыкальным сопровождением. А. заранее был предупрежден о всех этапах праздника, но на самом занятии он рыдал при первых звуках музыки. Я была вынуждена сделать звук минимально тихим. Сейчас, проводя классные часы, беседы, звуковое сопровождение не вызывает отрицательных эмоций у него.

Удивительный ребенок. Конечно, его нестандартное поведение иногда выбивает «из колеи», но берешь себя в руки и стараешься ему помочь. Помочь найти свое место в этом так пугающем его мире. Я считаю, что в коллективе здоровых детей ребенок-аутист будет стремиться стать таким же.