4. Деятельность учителя по созданию условий без-опасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося
материал по теме

Потанина Валентина Алексеевна

4.2. Деятельность учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг психологического климата в коллективе 4 б  класса

(2013-2017 учебный год)

(классный руководитель Потанина Валентина Алексеевна)

Исследование по выявлению особенностей психологического климата в классном коллективе проводится ежегодно в период с 10.01.по 31.01.

В исследовании приняли участие обучающиеся 4 б класса.

Цель исследования: изучение психологического климата в классном коллективе и выявление уровня благоприятности позиции обучающегося.

Методы исследования: Анкетирование «Оценка психологического климата в классном коллективе».

Анализ полученных данных: обобщенные результаты диагностики психологического климата коллектива представлены в таблице №1

Таблица №1

Уровень

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

Благоприятная социально-психологическая

позиция учащегося

85%

89%

92%

96%

Неблагоприятная социально-психологическая

позиция учащегося

15%

11%

8%

4%

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что большинство обучающихся из года в год (85%-96%) оценивают психологический климат коллектива как высоко благоприятный. Многие участники исследования отметили присутствие доброжелательных, доверительных отношений с одноклассниками и учителем, взаимопомощи и поддержки в трудных ситуациях.

Диагностировав психологический климат в классе, было выявлено, что в коллективе преобладает благоприятный климат, отражающий наличие взаимопонимания в классе, поддержку, доброжелательность в отношениях, уважение друг к другу, оптимизм, инициативность, работоспособность. Соответственно мы можем говорить о том, что педагог ориентирован на эмоциональный комфорт школьников, что способствует лучшему усвоению учебного материала школьниками и полноценному развитию их личностей.

Отразим полученные результаты в диаграмме:

Рисунок 1 Результаты диагностики психологического климата в 4 б классе

Результаты изучения психологического климата  в классном коллективе показали, что за последние четыре года климат  в классе благополучный, атмосфера – доброжелательная, дружеская, бесконфликтная. В основе этого лежат:  опыт, мастерство и высокий профессионализм педагога, умение находить правильный подход к каждому ученику.

Педагог – психолог                                                                 Толока О.Н.



Предварительный просмотр:

2016-2017 учебный год

Мониторинг эмоционально-психологической комфортности на уроках

в коллективе 4 б класса

за 2014-2017 г.

(классный руководитель: Потанина Валентина Алексеевна)

Определение уровня эмоционально-психологической комфортности в классе проводилось при помощи методики Карповой Г.А. Педагогическая диагностика.- Екатеринбург,1995.

В целом картина динамики уровня эмоционально-психологического комфорта выглядит следующим образом:

Таблица №1

Уровень эмоционально-психологической комфортности на уроке

2014-2015 учебный год

(2 класс)

2015-2016 учебный год

(3 класс)

2016-2017 учебный год

 (4 класс)

Высокий

58%

69%

80%

Средний

34%

31%

20%

Низкий

8%

0%

0%

Диагностировав уровень психологической комфортности в классе, было выявлено, что в классе преобладает благоприятная обстановка, отражающий наличие взаимопонимания в классе, поддержку, доброжелательность в отношениях, уважение друг к другу, оптимизм, инициативность. Ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Барьера между учителем и учениками нет. Им нравятся учитель, класс, в котором они обучаются. Учитель создаёт атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний. Школу учащиеся посещают охотно, приспособились к школьному режиму, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения. 

Отразим полученные результаты в диаграмме:

Проведя анкетирование 2014-2017 учебных годах, мы видим, что высокий уровень эмоционально-психологической комфортности на уроке на протяжении трех лет со 2 класса до 4 класса повышается с 58% до 80% .

Средний уровень эмоционально-психологической комфортности был выявлен у 34% второклассников и постепенно снизился в 2016-2017 учебном году на 14%. Соответственно к 2015-2016 учебному году мы наблюдаем снижение среднего уровня до 31%, а в 2016-2017 учебном году до 20% за счет увеличения процента детей, имеющих высокий уровень - 80%.

Уровень низкой эмоционально-психологической комфортности  был выявлен у 8% второклассников и  затем снижается до 0%, что  говорит о положительной динамике на протяжении трех лет обучения в прогимназии.

Анализ мониторинга эмоционально-психологическй комфортности на уроках в коллективе 4 б класса свидетельствует о прогрессивном характере динамики продвижения учащихся в обучении и развитии и создании для этого благоприятных и комфортных условий.

Педагог – психолог                                                                 Толока О.Н.



Предварительный просмотр:

Справка по результатам изучения динамики психофизиологических показателей работоспособности и утомления обучающихся

4 б класса на уроках  (2013-2017 учебный год)

(классный руководитель Потанина Валентина Алексеевна)

Исследование по изучению динамики психофизиологических показателей работоспособности и утомления обучения проводится ежегодно в период с 01.11.по 1.12.

В исследовании приняли участие обучающиеся 4 б класса.

Цель исследования: изучение динамики показателей работоспособности и утомляемости обучающихся на уроке.

Методы исследования: Оценка функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Теппинг-тест». 

 Анализ полученных данных: обобщенные результаты диагностики представлены в таблице №1

Таблица №1

Уровень работоспосбности

2013-2014 учебный год

(1 класс)

2014-2015 учебный год

(2 класс)

2015-2016 учебный год

(3 класс)

2016-2017 учебный год

 (4 класс)

Высокий

17%

 19%

21%

25%

Средний

65%

66%

67%

67%

Низкий

18%

15%

12%

8%

Анализируя данные результаты и сопоставляя их с итогами первичной и промежуточной диагностики уровня работоспособности обучающихся 4 б класса, можно проследить явную положительную динамику: с каждым годом идет повышение представленности высокого уровня работоспособности, начиная с 2013-2014 учебного года по 2016-2017 учебный год с 17% до 25% соответственно, что с положительной стороны характеризует работу учителя по преодолению школьной утомляемости. Представим результаты диагностики учащихся на диаграмме:

Диаграмма №1

Рисунок 1Результаты изучения уровня работоспособности и утомляемости обучающихся 4 б класса

     Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику по основным исследуемым параметрам: оптимизировался уровень работоспособности большинства школьников, выровнялась учебная мотивация, снизились основные показатели школьной утомляемости. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что в среднем уровень работоспособности большинства четвероклассников 88%  можно считать успешным. Основные показатели – в норме. Отношение к школе – в целом положительное.  Следовательно, мы можем констатировать, что педагог в своей практике на уровне целостной системы активно применяет современные образовательные технологии  и имеет положительную динамику результатов.

Педагог-психолог                                                                        О.Н. Толока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СтатьяБЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Правдина Елена АнатольевнаУчи...

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

Создание психологически безопасной образовательной среды в школе

Статья "Создание на уроках психологически безопасной образовательной среды". В статье отражены цели, задачи, приёмы создания благоприятного психологического климата на уроках....

доклад "повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся"

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на пов...

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив...

Создания комфортной образовательной среды. Древо класса

Создания комфортной образовательной среды....

«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)

В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....