Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях образовательного процесса (из опыта работы)
статья на тему

Петрова Елена Витальевна

 Актуальность статьи обусловлена тем, что, являясь достаточно частым типом нарушения развития ребенка, аутизм недостаточно известен как родителям, так и специалистам, работающим с детьми. Проблема раннего детского аутизма обусловлена высокой частотой данной патологии развития. А  для развития ребенка с расстройстваит аутистического спектра необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях образовательного процесса

(из опыта работы)

Международное законодательство закрепляет права детей  с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обеспечение и получение качественного образования. В частности, в статье 24 Конвенция ООН «О правах инвалидов» говорится: «Государства - участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства - участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ существует определенная система условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС, призванная обеспечить достижение планируемых результатов освоения этой программы.

Одним из условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС является необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. В междисциплинарную команду осуществляющую обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС, помимо учителя вошли следующие специалисты: учитель-дефектолог и тьютор.

До начала учебного года,  учителем этого класса, а также закрепленным учителем-дефектологом и воспитателем была проведена работа по подготовке ресурсных условий.  

Все пространство классного  помещения  было модернизировано, учитывая особые образовательные потребности обучающихся  с РАС, класс был четко разбит на зоны: учебную, игровую, зону для индивидуальной работы обучающихся с дефектологом. Для каждого обучающегося было подготовлено рабочее место, это отдельный стол и стул с фотографией ребенка, отдельный шкаф для переодевания, кровать, шкаф для полотенца, где также  были наклеены фотографии.

В содержание образовательной деятельности нашего класса входят: рутины, ритуалы, круг приветствия  и т.д.  Рутина — это деятельность, которая выполняется всегда одинаково и всегда в одной и той же последовательности. Решено было начинать каждый учебный день в классе с одной и той же рутины, а именно с «круга приветствия». Собрать всех на круг поначалу было практически невозможно, так как уровень развития обучающихся был у каждого разный. Здесь помог обыкновенный глиняный колокольчик с интересной рожицей, который своим необычным звуком привлекал детей и предлагал всем поздороваться. Ежедневная систематическая работа в этом направлении дала свои результаты только в конце месяца, когда дети начали собираться на «круг приветствия» при звуке обычного школьного звонка.

К этому времени мы также поняли, что нашим детям и с РАС тяжело воспринимать вербальную информацию. У большинства детей в классе лучше развит зрительный анализатор, и это значило, что зрительно представленная информация будет ими легче восприниматься. Зная эффективность использования зрительной поддержки при обучении, родителями и специалистами службы сопровождения была сделана визуальная поддержка в виде фотографий. Эти фотографии помогли нашим ученикам обеспечивать постоянную визуальную поддержку. На самом первом этапе были сделаны фотографии расписания на время пребывания обучающихся в школе (расписание уроков и внеурочной деятельности).

 Визуальную поддержку с фотографиями мы назвали расписанием и удобно расположили на стене. Оно оказалось очень полезным и эффективным для всего класса. Как правило, расписание на целый день составлял учитель-дефектолог к приходу основного учителя класса и обучающихся. Для детей с РАС индивидуальные расписания расположили на парте учеников, на клейкой полоске, прикрепленной к парте.

Приходя утром в школу, выстраивали расписание на целый день соответственно расписанию класса. После каждого вида деятельности, каждого законченного урока, фотографии убирали в конверт.  По мере привыкания обучающихся к расписанию, мы стали добавлять в него все большее количество карточек.

Обучаясь при помощи визуальной поддержки, дети стали лучше понимать, что нужно делать, выполнять все больше заданий при минимальной помощи учителя, тьютора, и учителя-дефектолога.

  Для детей на более низком уровне функционирования нами также составлено индивидуальное расписание на каждый урок. Это расписание учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, возможности его включения в тему урока и совместную деятельность с другими детьми.

Таким образом, такие рутины как «круг приветствия», «знакомство с ежедневным расписанием», «утренняя гимнастика» под разнообразную музыку с учетом особенностей наших детей, на сегодняшний день дали следующие результаты, а именно: понимание окружающего физического пространства, а также понимание естественных последовательно - предсказуемых событий повседневной жизни с запланированной гибкостью для различных условий и окружения.

В процессе адаптации, чтобы научить детей работать за партой в классе, также помогли рутины. Например, на уроках математики за рутину учитель стал применять гимнастику с массажным мячом, с одновременным проговариванием детского стихотворения «Шла большая черепаха», а на уроках письма также гимнастику для пальцев, но с карандашом и проговариванием  уже другого стихотворения "Карандаш в руках катаем". Эти упражнения систематически выполняются в одном и том же порядке и дают возможность детям получить  дополнительные сенсорные ощущения, развивают речь и словарный запас.

В особенности организации учебной деятельности нашего класса входит, то, что   основные предметы — математика, русский язык, литературное чтение и пр. ведет учитель, а учитель дефектолог сопровождает похождение отдельных трудных для детей тем в часы коррекционных занятий. В нашем классе также работает ассистент педагога — тьютор. Он проводит индивидуальные занятия с учащимися, посещающими ресурсный класс в соответствии с их индивидуальными образовательными программами и планами занятий. Организует процесс индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве; сопровождает процесс формирования их личности. Учитель физкультуры ведет адаптивную физическую культуру. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Основную внеурочную деятельность в нашем классе организует воспитатель группы продленного дня. А специалисты, такие как: учитель – логопед, учитель - дефектолог, педагог - психолог  проводят групповые и индивидуальные занятия. Учитель – логопед проводит занятия  по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Учитель-дефектолог проводит занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Педагог – психолог проводит занятия по психическим процессам обучающихся.

 Буквально с первых дней была начата работа по оценке и коррекции поведения. Для устранения нежелательного и приобретения социально приемлемого поведения для обучающихся с РАС было принято решение применить некоторые виды поощрений.  В практике нашей педагогической деятельности, в зависимости от этапа работы, возраста обучающегося, имеющихся нарушений,  мы использовали следующие поощрения: пищевое поощрение (мармелад, конфеты. MMDMS., орешки, чупа-чупс) непищевое материальное поощрение, (медаль, кратковременный просмотр любимого мультфильма, карандаши в определенном пенале, рисование гуашью на большом листе бумаги)  социальное поощрение взрослым: похвала, одобрение,  самостоятельный выбор места для деятельности (комната педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, игры с тьютером в тьютерской). Грамотное и своевременное применение таких типов поощрений помогли и помогают нам формировать модели желаемого поведения.

  Большая работа проводится с родителями обучающихся, посещающих наш ресурсный класс. Кроме  организованных собраний, и индивидуальных консультаций, наши родители имеют возможность в любое время посещать уроки. Для них несколько раз за учебный год были проведены дни открытых дверей в классе,  мастер-классы по обучению взаимодействию с детьми, семинары, круглые столы. В ответ на это родители сами приветствуют любое мероприятие связанное с обучением специалистов. Так совместно с родителями наши специалисты участвовали в работе:

  • межрегиональной конференции, которая проходила в г. Чебоксары в феврале 2018г., организованная чувашской региональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Крылья»;
  • выезжали в г. Йошкар-Олу в целях знакомства с опытом работы ресурсного центра.
  • налажена работа по обмену опытом с ресурсным центром «Наш солнечный мир» г. Москвы, в форме скайп-встреч, семинаров с приездом специалистов.

Таким образом, мы учимся вместе с родителями действовать исходя из интересов обучающихся, создавая вокруг них атмосферу понимания и доброжелательности, организовывая их мир, до тех пор пока они не научатся делать это самостоятельно. Мы не забываем, что адаптация ребенка с РАС к школе и классу — процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала образовательного учреждения.

Таким образом, по проделанной нами работа, можно сделать выводы:

  • с помощью службы сопровождения дети с расстройствами аутистического спектра в классе социализируются и адаптируются в разных направлениях,
  • не испытывают огромных  трудностей в обучении,
  • понимают и принимают инструкции педагогов, становятся более послушными, понимают и принимает помощь со стороны.
  • Но по-прежнему бывает, что некоторые из них отказываются от всего, допускают  агрессивность к окружающим, бывают раздражительны, быстро устают и не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий, имеют проблемы с вниманием, мышлением, памятью, имеют проблемы эмоциональной сферы (страхи, повышенная тревожность, подавленность, застенчивость).

 Встреча с этими детьми позволила нам взглянуть по-новому на возможности нашей профессии. Мы перестали ждать сиюминутных результатов от своих действий с нашими учениками, мы просто каждый день находимся рядом и направляем их деятельность в нужное русло. Начинать было трудно, было трудно поверить даже в небольшой успех, но сейчас  мы уверены, что справились с тем,  во что верили с трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в образовательном процессе ( из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 185 г. Москвы)

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе в настоящее время используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образован...

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы

Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...

Доклад на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом....

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы).

В статье представлены особенности социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы....