Главные вкладки

    Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
    статья по зож (1 класс) по теме

    Решетова Ирина Юрьевна

    Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей "Орион"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx19.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

    Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

    Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Официальные документы Всемирной организации здравоохранения, Nº 2, стр. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.

    Укрепление здоровья детей всегда дело не простое, связанное с решением многих проблем. Особенно сложна ситуация в системе специального образования. Состояние здоровья дошкольников вызывает серьезную озабоченность в обществе и государстве. Сегодня дошкольная организация не только осуществляет обучение и воспитание дошкольников, но и сохраняет здоровье детей. В настоящее  время реализуется большое количество разнообразных программ, внедряются новые педагогические технологии. Очевидно, что все педагогические технологии должны обеспечить такую организацию коррекционно-педагогического процесса, чтобы успешно шло развитие детей, как психическое, так и физическое. Таким образом, необходимо максимально использовать те возможности, которые имеются в учреждении.

    Одной из таких возможностей является физкультурно-оздоровительная работа, которая сохраняет и укрепляет здоровье детей.

    Физкультурно-оздоровительная работа является важным источником мышечной радости, повышения иммунной системы, является средством совершенствования двигательных функций, коррекции и компенсации двигательных нарушений и психомоторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что физкультурно-оздоровительная работа обладает большими коррекционно-развивающими возможностями. Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

    Реализация данных задач  физкультурно-оздоровительной работы  предполагает:

    • создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей с ОВЗ;
    •  медицинский контроль и профилактику заболеваемости;
    • включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
    •  обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
    • специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей с ОВЗ.

    Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости. Поэтому физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет свои специфические особенности.

    Поскольку одной из наиболее важных функций мозга является процесс восприятия, то получение сигналов из внешнего мира становится одним из решающих факторов в формировании индивидуального опыта детей с ОВЗ в процессе их обучения и воспитания. Следовательно, важное значение в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ имеет индивидуальный подход. Особенностью индивидуального подхода в процессе физкультурно-оздоровительной работы является то, что детям с ОВЗ сложно воспринимать словесные инструкции  педагога, поэтому  требуется показ во всем, сопровождающийся инструкцией, а так же непосредственное совместное выполнение действий педагога с ребенком.

    Главной особенностью применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы является, то, что здесь учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень физического развития может быть различным. Важным также является учет особенностей психического развития воспитанников с ОВЗ, и, в частности, его познавательных процессов, внимания, речи, личностных качеств (самостоятельности, инициативности, активности и т.п.)

     Высокой эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ способствует эмоциональная насыщенность занятий. И это вполне естественно, поскольку, если ребенок испытывает радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Следовательно, заинтересованность положительно влияет на двигательную активность всех детей с ОВЗ. Также все занятия  по физкультурно-оздоровительной работе с детьми с ОВЗ проводятся в игровой и сюжетной  форме, упражнения и задания должны быть доступными и понятными обучающимся.

    В процессе применения технологий психолого-педагогического сопровождения в процессе физкультурно-оздоровительной работы, необходимо предусматривать такой объем содержания и уровень сложности, который позволяет избежать переутомления детей. Поэтому нужно рационально чередовать активные действия детей с релаксационными упражнениями, а также предусмотреть время на короткий отдых для каждого ребенка между повторным выполнением сложного в двигательном плане упражнения. Кроме этого следует избегать таких ситуаций, которые снижали бы двигательную активность детей и делали для них занятие непривлекательным (например, длительное объяснение заданий, длительное пребывание детей в одних и тех же позах и др.)

    Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на коррекции особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие двигательной координации.

    Вышеизложенное позволяет сделать выводы о том,  что применение технологий психолого-педагогического сопровождения в процессе физкультурно-оздоровительной работы создает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

    «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. 
    Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
    (Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).

    Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации.  Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

    Одним  из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они  позволяют создать новые нейронные связи и улучшить  работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности  полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

    Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

    Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

    Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  В результате повышается уровень  эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

    Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

    Дети  с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ– это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.  Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние...

    Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

    Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

    Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях образовательного процесса (из опыта работы)

    Актуальность статьи обусловлена тем, что, являясь достаточно частым типом нарушения развития ребенка, аутизм недостаточно известен как родителям, так и специалистам, работающим с детьми. Проблем...