Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Соснина Ирина Николаевна

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, что ребёнок даже с незначительными нарушениями функций зрения есть в любом классе общеобразовательной школы.

С 2002 года в МКОУ СОШ № 5 успешно осуществляется обучение детей с проблемами зрения. Создание элементарных условий обеспечивает улучшение состояния зрительных функций и качества знаний. Школа  тесно сотрудничает с детским садом для детей с нарушениями зрения. Продолжая работу специалистов, в школе создана программа «Школьная коррекционная служба».

Программа предназначена для учащихся начальных классов системы коррекционно-развивающего обучения (классов охраны зрения – КРО IV вида).Цель программы – оказание квалифицированной помощи школьникам.

В процессе коррекционной работы следует обеспечивать развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации недостатков в развитии. Занятия должны строиться на принятии ребенка таким, какой он есть « здесь и сейчас», с использованием методов и приемов для снятия отрицательного фона в настроении, в привитии ребенку желания заниматься с интересом.

Обучаясь в адекватных условиях, дети убеждаются в своих познавательных возможностях, следствием чего является повышение самооценки и убежденность  в своей социальной значимости.

Работа специалиста с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приёмами и методами работы, применения специальных средств, наглядности, учебников и учебных пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сопровождение детей с ОВЗ59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с ограниченными возможностями здоровья

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы органы чувств ребёнка функционировали нормально. 80% всей информации человек получает с помощью зрения. Практика показывает, что ребёнок даже с незначительными нарушениями функций зрения есть в любом классе общеобразовательной школы. Уровень подготовленности таких детей не всегда соответствует требованиям программы. В первую очередь эти затруднения обусловлены различными по глубине и характеру зрительными заболеваниями. Очевидно, что зрительный анализатор остаётся ведущим в процессе познания окружающего мира. Такие дети испытывают трудности в познании самого себя, своих индивидуальных особенностей и возможностей. Зрительное восприятие характеризуется замедленностью обзора, неточностью, пропуском деталей изображения. При этом воспринимаются второстепенные признаки объектов. Поэтому образы искажаются и появляются пробелы в различении и дифференцировке объектов, а, следовательно, в их сравнении. Снижена устойчивость внимания, объём запоминания наглядного материала, недостаточный уровень развития логического мышления. Эти особенности влияют на процесс чтения и письма. Быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, дети допускают искажения элементов букв, нередко встречается «зеркальное письмо». Ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев рук, недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации. Для понимания возникающих проблем педагогу необходимо ясно представлять себе его индивидуальные возможности и потребности и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей его нормально видящих сверстников, с которыми ему жить и работать в одном коллективе. Поэтому очень важно уже на первоначальном этапе школьного обучения у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-пространственные представления, важные для полноценного процесса обучения.       

Для решения проблемы с 1 сентября 2002 года в нашей школе открыты классы КРО IV вида (классы «Охраны зрения»). Создание элементарных условий обеспечивает хорошую результативность: улучшение состояния зрительных функций и качества знаний.

Организовано:

- соблюдение объема двигательной активности (физкультминутки, динамические перемены, ЛФК, ритмика, подвижные игры на свежем воздухе).

- проведение спортивных соревнований, состязаний,  «Дней здоровья», «Каникулярных  недель».

- проведение коррекционной работы с учащимися учителем – логопедом, педагогом-психологом, тифлопедагогом.

- пролечивание детей  сестрой - ортоптисткой в кабинете охраны зрения.

Наша школа успешно сотрудничает со специализированным детским дошкольным учреждением для детей с нарушениями зрения. Продолжая работу специалистов, в школе создана программа «Школьная коррекционная служба».

Назначение программы – для учащихся начальных классов системы коррекционно-развивающего обучения – классов охраны зрения – КРО IV вида.

Цель – оказание квалифицированной помощи школьникам.

Задачи:

- обеспечение квалифицированного социально-психолого-педагогического сопровождения,

- коррекционно-развивающая работа с учащимися,

- организация и проведение школьных МПП консилиумов и отслеживание результатов принимаемых решений,

- создание условий для обучения, воспитания и социализации школьников в ОУ.

Модель взаимодействия включает в себя совместную работу всех педагогов, медицинских работников и родителей. Только при систематическом и целенаправленном воздействии на ребенка можно достичь хороших результатов в его обучении, воспитании и развитии.

В такой системе обучения строго определены и логически взаимодействуют различные направления работы с детьми: профилактическое, диагностическое, коррекционное, аналитическое.

Профилактическое направление предполагает оказание помощи педагогам  в вопросах воспитания и обучения ребёнка, разработку рекомендаций в  соответствии с возрастными и индивидуально – типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, включает в себя пропаганду психолого-педагогических знаний.

Диагностическое – предполагает изучение сферы профессиональных затруднений педагогов; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка, включает в себя организацию анкетирования участников образовательного процесса, проведение мониторинговых исследований по вопросам образования.

Коррекционное – предполагает реализацию комплексных программ развития в условиях взаимодействия специалистов посредством компенсации отклонений в развитии школьников, нормализации учебной деятельности, преодоления разрыва между обучением и воспитанием. Содержание коррекционной работы зависит от структуры дефекта и степени его выраженности.

Аналитическое – обеспечивает взаимодействие специалистов системы образования; позволяет проследить эффективность применения программ коррекционных занятий в соответствии с достижениями школьника;  способствует изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Результаты анкетирования (как первоначального ознакомления с ребёнком), изучения общей и офтальмологической медицинской карты, педагогической диагностики и заключения узких специалистов обсуждаются на школьном  психолого-медико-педагогическом  консилиуме.

Цель работы консилиума: совместная работа педагогического коллектива по координации действий и выработке стратегии помощи ребёнку с трудностями в обучении. Итог работы: составление индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

В программе представлено системное описание тематического планирования и содержание целенаправленной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения на начальном этапе их школьного обучения. Планирование работы психолого-педагогической службы по адаптации первоклассников (детей с нарушением зрения) к школьному обучению. Индивидуальные планы работы с учащимися, испытывающими особые трудности в обучении. Разработано тематическое планирование коррекционных занятий специалистов.

Цель работы тифлопедагога – развитие зрительных функций глаза для стабилизации зрения, развитие зрительного восприятия в единстве с развитием психических механизмов

Цель работы психолога – комплексное развитие общей координации движений, различных видов восприятия, внимания, памяти, логического мышления

Цель работы логопеда – восполнение пробелов в развитии звуковой, лексико-грамматической сторон речи, развитие навыков построения связного высказывания.

В процессе коррекционной работы следует обеспечивать развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации недостатков в развитии. Занятия должны строиться на принятии ребенка таким, какой он есть « здесь и сейчас», с использованием методов и приемов для снятия отрицательного фона в настроении, в привитии ребенку желания заниматься с интересом. Необходимо стремиться развивать желание достигать положительный результат в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности следует использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики, пальчиковой гимнастики, предусматривать смену видов деятельности. Между  движением  и  речью  прослеживается  тесная  взаимосвязь. Нарушения  моторики  оказывают  прямое  влияние  на  произносительную  сторону  речи,  которая  у  большинства  детей  страдает.  Необходима  коррекционная  работа,  направленная  одновременно  на  преодоление  недостатков  и  улучшение  моторной  и  речевой  сферы, такая как проведение развивающих занятий с элементами логоритмики. Занятия  позволяют  осуществить  дифференцированный  подход  к  коррекции  речевой  и  двигательной  сферы.

Результативность программы.

Реальная, действенная помощь может быть оказана ребенку лишь профессионалом. Только он может правильно квалифицировать ошибки ученика и эффективно провести соответствующую коррекционную работу. Не менее значимо в деятельности специалиста, знающего закономерности развития детей, умение правильно организовать коррекционные занятия, направленные на предупреждение возможных отклонений в развитии. Профессионализм сопрягается с умением создавать на занятиях психологически комфортную обстановку, вызывать у детей заинтересованность в изучаемом, их активную деятельность, что способствует общему развитию школьников.

Обучаясь в адекватных условиях, дети убеждаются в своих познавательных возможностях, следствием чего является повышение самооценки и убежденность  в своей социальной значимости.

Работа специалиста с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приёмами и методами работы, применения специальных средств, наглядности, учебников и учебных пособий.

Результаты работы:

Успешная адаптация и социализация учащихся классов «охраны зрения».

Повышение профессиональной компетентности педагогов и образовательного уровня родителей.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети  с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ– это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.  Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние...

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...