"Ваш ребёнок будущий первоклассник". Раздел : Школьный логопед советует.
консультация

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Буклет. Лексико-грамматические игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь родителям «самостоятельная диагностика» речевых возможностей дошкольника.

  1. «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».
  • В саду много красных яблок.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

2.  «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

  • Собака вышла в будку.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.

3. «Постарайся составить предложение из слов».

  • Мальчик, открывать, дверь.
  • Сидеть, синичка, на, ветка.
  • Груша, бабушка, внучка, давать

4.  «Вставь пропущенное слово  в предложение».

  • Лена наливает чай … чашки.
  • Почки распустились … деревьях.
  • Пес сидит …конуры.

5.  «Назови предметы по образцу».

Образец: один - дом, а если их много, то это – дома.

  • Один – стул, а много – это …
  • Одно – окно, а много – это …
  • Одно – ухо, а много – это …

Образец: один –дом, а много (чего?) – домов.

  • Один – стул, а много (чего?) -  …
  • Одно – окно, а много (чего?) -  …
  • Одно – ухо, а много (чего?) -  …

6.  «Назови детенышей животных по образцу».

лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д.

Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: мак – м а к, луна –  л у н а, ручка – р у ч к а. Такие нехитрые задания помогут вашему ребенку в будущем при обучении в школе.  

Игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматических категорий речи.

  1. «Один-много». Взрослый называет один

предмет, например, шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек.

  1. «Наоборот». Взрослый бросает ребенку мяч и

называет признак предмета, например, высокое дерево, а ребенок возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.

  1. «Найди свою маму». Ребенок должен найти

маму каждому детенышу животного. В эту игру хорошо поиграть с друзьями, использовать маски животных и их детенышей.

  1. «Большой-маленький». У ребенка картинки с

изображением предметов разного размера. Необходимо найти пару «У меня гнездо, а у меня гнездышко». В эту игру лучше играть с несколькими детьми.

  1. «Угадай, чей домик». Взрослый

загадывает загадку: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (лисий).

  1. Необходимо учить ребенка вслушиваться в

речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода: «Про какой предмет можно сказать голубой (Карандаш.) Голубая? (Лента.) Голубое? (Пальто.)

      Образец: у кошки – котята, а у козы -…, у волка - …,  у утки - …, у лисы -…, у льва - …, у собаки -…, у курицы - …, у свиньи -…, у коровы -…, у овцы - … .

7. «Назови слова по образцу».

Образец: кукла из бумаги – бумажная.

Шляпка из соломы - …, горка изо льда -…, варенье из вишни -…,  салат из моркови - …, суп из грибов -…., лист дуба - … .

8. Предложите ребенку составить рассказ по серии сюжетных  картинок. Обратите внимание на то, верно ли ребенок разложил картинки, какие составляет предложения.

9.  Предложите ребенку пересказать сказку или рассказ.  Проследите за тем, как ребенок составляет пересказ: сам или пользуется вашими наводящими вопросами, смог ли отобразить в своем пересказе все описанные события, героев произведения.

  1. 1. Научите ребенка узнавать и различать неречевые звуки. Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Поиграйте со звучащими игрушками. Попросите ребенка угадать с закрытыми глазами, что звучало: барабан, дудочка, погремушка.
  1. Научите ребенка составлять простые

предложения типа «Мама варит суп. Папа рубит дрова топором», а затем сложные  с союзами  «и», «а». Ребенок должен овладеть умением  устанавливать последовательность событий, правильно выражать её словами. «Начался дождь, и дети надели плащи. Миша рисует дом, а Таня лепит утку»

  1. Учите ребенка обобщать. «Огурец, помидор,

картофель – это овощи. Стул, кровать, диван, шкаф – это мебель и т.д.»

  1. Вместе читайте и пересказывайте сказки.

Рисуйте любимых героев книг и мультфильмов.

Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению может сравниться с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки (успешной учёбы)

  1. Необходимо научить различать высоту, силу и

Поиграйте со словами, близкими по звуковому составу. Например, игра со словом «вагон». Ребёнку предлагается послушать слова, похожие на слово «вагон» и хлопнуть в ладоши, когда прозвучит ошибочный вариант этого слова: «вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом».

  1. Поиграть со слогами, научиться их различать.

Например, «на-на-на-па» - какой слог здесь лишний? «Я назову слог с глухим звуком, а ты со звонким. Например, па-ба, та-да  и т. д.

  1. Научите ребенка различать фонемы (звуки)

родного языка. Работу начинают с дифференциации гласных звуков.  Например, «поезд гудит у-у-у-у, девочка плачета-а-а-а-а, птичка поёт и-и-и-и-и». Ребенок запоминает звучание звуков, а затем показывает картинки поезда, девочки или птички, когда услышит тот или иной звук. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

  1. Формируйте у детей навыки элементарного

звукового анализа. Начинать надо с того, что дошкольника учат определять количество слогов в слове  и отхлопывать двух- и трёхсложные слова. Далее проводят анализ гласных звуков. Например, красный кружок – это а, желтый – это у, зеленый –это и. Взрослый произносит сочетания гласных звуков, а ребёнок выкладывает цветные кружочки. Затем приступают к анализу согласных звуков. Учат определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала определяют, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас.  Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах:

Школьный логопед советует.

Ваш ребёнок первоклассник.

Вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому?

Составила учитель-логопед

МБОУ СШ № 31

г. Волжский Волгоградской области

Мичурина Н.А.

I квалификационная категория

Апрель 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Ваш ребёнок будущий первоклассник.

Родительский практикум для родителей будущих первоклассников. Родителям будущих первоклассников Родители обязаны быть компетентными в вопросах подготовки к обучению, понимать, как непросто п...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы логопеда для родителей будущего первоклассника

Советы логопеда для родителей будущего первоклассника...

Советы логопеда родителям будущего первоклассника

Рекомендации от логопеда родителям детей, заканчивающих детский сад....

Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда).

Статья: Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда)....