Информационные технологии как средство повышения качества образования
статья (4 класс)

Данный курс предназначен для изучения информационных технологий как средства повышения качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии

как средство повышения качества образования

                                                               

  Исполнитель:

Гейнц Лилия Ивановна,

 учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 45»  г. Прокопьевска

Консультант:

Владимирова Лариса Михайловна,

методист кафедры начального

 общего образования КРИПКиПРО

Кемерово 2018

Содержание

Введение        3

1. Уроки с применением ИКТ ……        4

2. Интернет …………………….        .7

3. Мультимедийные презентации        .8

4.  Готовые обучающие программы  ………                .10

5. Интерактивная доска……………………………..12

Заключение        13

Введение

«Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы»

академик А.П. Семенов

XXI век — век высоких компьютерных технологий, которые все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, в современное образование. Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий.

Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Учителю необходимо владеть современными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий ИКТ, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности.

Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

1. Уроки с применением ИКТ

Практика показывает, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся, а для учителей становятся нормой.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Оно усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, расширяет возможности самостоятельной деятельности. На таких уроках формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Но использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить качество образования, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Они дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого учителя, зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.  

Освоение и применение учителем новых технологий вызывает у обучающихся интерес, уважение к педагогу. Таким образом, формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим, а от всех ко всем.

Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – это умная машина, предназначенная не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т.д.

Урок с применением ИКТ  требует  от  учителя  немалой  подготовки,  но  составленные  таблицы,  схемы,  наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает   улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся.

Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной дидактической задачей уроков в начальной школе. При условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках  урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: для обозначения темы урока, для создания проблемной ситуации, для объяснения новой темы, для закрепления или повторения изученного, для контроля учащихся.

2. Интернет

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который органично вписывается в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Теперь стало намного легче и быстрее найти нужную для работы информацию. Для учителей создано много интересных сайтов, где можно обмениваться друг с другом полезной информацией, методическими разработками, презентациями. Здесь всегда можно найти наглядный материал к любому уроку, необходимые видеофрагменты, музыкальные произведения, которые можно использовать на уроке, если в классе есть мультимедийное оборудование и выход в Интернет.

В Интернете  создано много познавательных сайтов, на которых ученики могут почерпнуть дополнительные знания в разных  областях, по разным предметам. В этом плане очень интересен сайт «Учи.ру». Здесь ребята упражняются в выполнении разнообразных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру, все задания разбиты на блоки по темам, изучаемым в начальной школе. Все задания анимированные, яркие и красочные. Кроме того, на этом сайте постоянно проводятся бесплатные онлайн–олимпиады: «Заврики», «Дино-олимпиада», «Русский с Пушкиным», «Олимпиада-плюс». Детям очень нравится работать  на этом сайте. Сразу после проведения олимпиады, ребята получают красочные дипломы и грамоты, которые пополняют их портфолио. Учитель имеет возможность отслеживать степень участия ученика по  каждому предмету, по каждой олимпиаде.

3. Мультимедийные презентации

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, но самого главного - движения. А, грамотно используя возможности информационных технологий, эта задача решается в полной мере. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление о движении транспорта, что позволяет учителю добиться результата – научить решать задачи на движение.

На уроках, на этапе изучения нового, часто применяются анимационные слайды для того, чтобы показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы кадры располагаются  в линейной последовательности, показывая самые выигрышные моменты темы.

Применение ИКТ на уроках также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. При проверке тестов на экране остаются только правильные ответы, и ребенок может осуществить самопроверку и выявить проблемы, над которыми ему на уроке предстоит работать. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся.

Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

4. Готовые обучающие программы

 Источниками демонстрационных материалов могут служить  и имеющиеся в продаже мультимедийные диски.

Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает диск незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мирах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях.

Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы».
Он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

Также на уроках можно использовать интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам, они представлены на дисках:

1. В.Г.Горецкий «Азбука»

2. М.И.Моро «Математика»

3.А.А.Плешаков «Окружающий мир»

4.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык»

Эти диски интересны тем, что материал можно использовать, работая по учебникам разных авторов. Задания позволяют применять их на любом этапе урока, разнообразить формы и виды деятельности

Весь этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Это помогает проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания, а самое главное, все это служит для повышения качества образования.. 

5. Интерактивная доска

Замечательное изобретение нашего времени интерактивная доска. Она позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, повышает у детей учебную  мотивацию.

Запись на ИД ведется специальным электронным маркером. С помощью этого маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст, перемещать объекты, классифицировать их.

Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.
Работа с интерактивной доской создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление учащихся.

Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

6. Заключение

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Опыт работы показывает, что у  учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений ориентироваться в бурном потоке информации, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.

Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

Презентация "Тестовая технология как средство повышения качество образования"

Данная технология помогает выявить пробелы в знаниях у детей....

Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования.

Выступление на методическую тему "Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования"...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Информационные технологии как средство повышения качества образования

Итоговая работа по повышению квалификации учителя начальных классов по теме "Информационные технологии как средство повышения качества образования"...