Тема мастер – класса по риторике: «Согласие или отказ. Отказывай, не обижая».
план-конспект занятия (2 класс)

Леонова Ольга Евгеньевна

На ШМО учителей начальных классов проводила мастер-класс по внеурочной деятельности "Детская риторика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_ritorike_2kl.shmo-2016.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Раменская  общеобразовательная школа №8.

ШМО учителей начальных классов.

Мастер – класс учителя начальных классов СОШ №8

Леоновой О.Е.

Тема мастер – класса:      «Согласие или отказ. Отказывай, не обижая».

(слайд №1)

  1. Выделение проблемы (слайд №2 –чистый экран)

Имея педагогический стаж учителя начальных классов 38 лет, наблюдая за обучающимися не только начальной школы, но и среднего звена (я преподаю уже более 20 лет русский язык и литературу в 5-7 классах), пришла к выводу, что речь наших учеников, их родителей, да и окружающих нас людей становится все беднее.  Ну а причин такому явлению очень много, и говорим мы о них постоянно.

Эта проблема очень хорошо отражена в стихотворении В.Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступает в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких.

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Прослушав авторский курс лекций Т.А.Ладыженской по риторике, приняла участие в ее практическом семинаре. Очень заинтересовалась курсом риторики                        претворяю услышанное в своей педагогической практике уже более 20 лет. И сейчас с  уверенностью могу сказать: занятия риторики помогают успешно решать проблему обучения речи.

  1. Презентация педагогического опыта (слайд №3)

Риторика – это наука о красноречии и умении его использовать в общении.                 Поэтому каждое занятие строится так, чтобы каждый ученик активно вовлекался в процесс общения: говорил, слушал, импровизировал. В связи с этим и посадка на занятиях риторики своеобразная: то садимся в кружок, то квадратом, то буквой «П», делимся на группы, работаем в парах. И все это для того, чтобы шло общение между детьми, чтобы они могли смотреть друг другу в глаза.

Занятия по риторике проводятся деятельностным методом, который лежит в основе стандартов нового поколения.

 Деятельностный метод - это тот метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях». А концептуальной основой этого метода и формирования УУД в целом являются системно – деятельностный и культурно – исторический подходы Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм).

Школы перешли на стандарты нового поколения, а значит, в корне изменилась роль учителя и ученика на уроке. А значит, я работаю в новой современной школе. И я имею в виду не здание, а школу, в которой, как сказал Д.Медведев в «Национальной образовательной инициативе», будет «обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». В такой школе «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу…». И я уже не первый год применяю в своей деятельности такие педагогические технологии, как деятельностный метод, проблемное, игровое, опережающее, информационно-коммуникативное обучение, технология сотрудничества.

На занятиях риторики идет не простое усвоение детьми нового знания, а самостоятельное «открытие» его детьми в результате их собственной деятельности.

Важное место на занятиях отводится игровым моментам. Риторические (коммуникативные) игры формируют у обучающихся умения и навыки группового                  и межличностного общения, навыки сотрудничества.

Также коммуникативные игры, введение «ярких пятен», речевые, дыхательные и интонационные разминки создают положительную мотивацию обучения.

На одном из мастер-классов я уже рассказывала, как проводить речевую гимнастику, поэтому сегодня покажу, как на занятии провожу дыхательную и интонационную гимнастику. Для успешного ее проведения очень важно, чтобы обучающиеся осознавали необходимость ее проведения.

Начинаем разминку с повторения одного из правил риторики:

а)Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!   (Произносят хором)

б) Посчитаем вслух «Этажи» на выдохе.  (Дыхательная гимнастика)

 в) Ответьте на мой вопрос: «От топота копыт пыль по полю летит

                                                      «Яблоко от яблони недалеко падает?»

 Я задаю вопрос, ставя логическое ударение на разных словах скороговорки, а дети отвечают мне этой же скороговоркой, произносят ее с логическим ударением на разных словах.

 г) А  теперь проверим, насколько мастерски вы можете владеть своим голосом.

Произнесите строчки так, как будто вы сами звонкие весенние капельки.

-Апрель?

- Апрель!

На дворе звенит капель!

- Молодцы! Дыхание поставили, а также нашли такие формы общения, при которых нам всем было удобно и комфортно.

Вот теперь мы готовы начать изучение речевого этикета. Тема занятия «Согласие или отказ. Отказывай, не обижая».

Это занятие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и построен, как я уже говорила, в логике системно-деятельностного подхода. Это занятие способствует формированию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, что является метапредметным результатом обучения.

На занятии отражаются нравственно-риторические идеи курса через четыре направления нравственного воспитания детей:

1.Речевая ответственность, анализ своего речевого поведения;

2.Значение владения речью в жизни любого человека;

3. Жизненная позиция: взаимосвязь слова и дела;

4. Словесная вежливость – выражение доброжелательного, уважительного отношения к людям.

Эти сквозные идеи реализуются на занятии на различном дидактическом материале  с помощью различных приемов  и методов: проблемных вопросов, риторических ситуативных задач, риторического анализа текстов и способствуют интеллектуальному, духовному развитию ребенка, формируют нравственно – этические взгляды, имеющие общекультурную ценность.

Тема занятия не формулируется в готовом виде, дети сами подходят к ней.

Моя задача на занятии не только познакомить обучающихся со словами  «согласие и отказ», но и создать все условия для понимания обучающимися, как не согласиться с собеседником, но отказав, не обидеть его.

Также цель занятия научить обучающихся ( а значит сегодня и вас) говорить вежливые отказы на просьбу. Сейчас в жизни у нас так много плохого, грубого обращения                         с людьми, так пусть дети научатся толерантности, научатся объяснять свою точку зрения и слышать ответы собеседников .

III.        Проведение имитационного занятия.

На этапе актуализации знаний обучюащиеся на занятии читают утверждение:

                         «В жизни важнее быть сильным, чем умным».

-Кто согласен с этим высказыванием?        

-А кто бы возразил?

Итак, мы видим, что в некоторых случаях мы можем соглашаться или возражать друг другу. Прошу объяснить, почему дети соглашаются с этим утверждением.  

Можно привести примеры из жизни, книг, мультфильмов.  Начинаем, обычно, так:

«Я думаю, что быть умным лучше вдвое, потому что…»

Напоминаю о том, что начиная со слов «Я думаю», говорящий проявляет уважение к собеседнику и дает возможность высказать свою точку зрения.

Затем предлагаю выслушать тех, кто не согласен, что ум вдвое важнее силы:

«Я думаю, что в жизни важно быть и сильным, и умным потому, что…».

б) А теперь поговорим о согласии и несогласии выполнить просьбу. В различных жизненных ситуациях мы обращаемся с просьбой к разным людям: знакомым и незнакомым.  

Тему «Просьба, требование, мольба» мы уже с обучающимися изучали, поэтому ставлю задачу перед ними: «Согласиться или поспорить со мной смогут самые внимательные слушатели». Это очень мотивирует обучающихся на работу.

 - Я утверждаю, что для того, чтобы твою просьбу выполнили, достаточно употребить «волшебные слова».

Уважаемые учителя, вы согласны с этим утверждением?

(В  ходе дискуссии  на экране появляются выводы:

-Следует смотреть в лицо собеседника;

 -Следует говорить подходящим тоном;

 -Постараться объяснить просьбу.)

в) Теперь ставлю перед вами, как и на занятии перед обучающимися, решение риторических задач. Проблемная ситуация.

-Мой знакомый мальчик говорил как–то мне, что очень обиделся на друга, когда тот не дал ему фотоаппарат, сказав, что не разрешают брать родители.

Мне кажется, что так можно дружбу потерять.

- Как вы считаете?  (Высказывают мнения).

-Это очень трудно, сказать «нет» другу.  Вдруг он обидится.  

-А как трудно сказать «нет» взрослому.  Но это надо обязательно уметь делать.  

Так вот мы и подошли к теме нашего занятия. Дети сами скажут, что сегодня мы будем учиться  отказывать так, чтоб никто не обиделся.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Согласие или отказ.  Отказывай, не обижая».

г) Чтение по ролям ситуаций со страниц учебника (стр.33).

Учитель.   Ваня, я бы хотела, чтобы ты записал свой веселый рассказ и украсил его рисунком. Я пошлю твою работу на конкурс.

Ваня.  Хорошо.  Сделаю и принесу завтра.

Учитель.   Спасибо.

Учитель. Сережа, я прошу тебя сейчас почистить клетку с попугаями.

Сережа. Извините, Ксения Николаевна, сегодня не могу. В раздевалке меня уже ждет бабушка.

Учитель.  Ну, если бабушка ждет, то ладно. Но завтра попугаи ждут тебя.

Анализ ситуаций.

-Вежливой ли была просьба? Но, тем не менее, последовал отказ. Значит, общение может происходить по следующим схемам:

        Просьба -----   согласие -----   благодарность

         Просьба -----   отказ--------   ответ на отказ

-Как вы думаете, почему  слова «согласие» и « благодарность» заключены в овал и сердечко?

-Произнесем слово «согласие». Обратите внимание, какое красивое слово.

Покажите жестом согласие.  

-Какое слово прячется в нем? (Глас, голос).  Покажите жестом объединение. Мы вместе, в один голос, согласны.

-Прочитайте слово подходящим тоном.   Что  обозначает приставка «со» в слове?  (Вместе, в один голос).  Встречали ли вы слова с приставкой  «со»?  (Сочувствовать, сопереживать – значит чувствовать вместе).

-Прочитайте в учебнике слова согласия тоном готовности выполнить просьбу.

(Обязательно, хорошо, ладно, согласен, конечно, принесем, с удовольствием, выполню, приду, сделаю, куплю.)

-Слово «отказ» тоже интересное. «От» - значит прочь, от себя, «каз» - здесь имеет значение «сказать» (показать жестом «отталкиваю всех).

- А как же смягчен отказ?

Вывод. Если ты не можешь выполнить просьбу, используй добрые слова согласия, уважения, понимания.  Твой отказ смягчится, если ты объяснишь причину отказа или пообещаешь выполнить просьбу в другое время.

А далее начинается работа с импровизированной речевой задачей, развивающей как спонтанную (неподготовленную) речь, так и коммуникативные умения учащихся.

-Вы когда – нибудь отказывали в просьбе?

- А как?

- Приятно это делать? Почему?

- Вот и давайте попробуем сейчас в процессе игры сказать «нет», но вежливо и не обидно.  

Правила игры «Мячик»: я кидаю мяч любому участнику игры и говорю просьбу  с обращением. Этот участник отвечает вежливым отказом и обязательно объясняет, почему он не может выполнить просьбу. Следом кидает мяч следующему участнику, говоря при этом свою просьбу и т. д.

Я начинаю. (Примерно так: «Светлана Андреевна! Не могли бы Вы отпустить меня завтра с работы пораньше? .

Ответ: «Извините, Ольга Евгеньевна, не могу! У  нас завтра педсовет. Если очень нужно я отпущу Вас в другой день.)

- А далее вводится «яркое пятно» - сказочные герои (слайд №8)

О том, что хотят сказочные герои, мы узнаем из задания 52 на странице 40 (карточки               с заданием у участников мастер-класса) (слайд №9)

- Оказывается, мы выступим сейчас в роли волшебной палочки, которую потерял хозяин. А служить палочка может только своему хозяину.

Определите, пожалуйста, адресата всех просьб.

А затем от лица палочки давайте будем вежливо отказывать в просьбах.

После проделанной работы обучающиеся  подобрали адресатов просьб:

  1. Аленушка.                                          
  2. Дракон.
  3. Водяной.
  4. Иван-царевич.    

А затем вежливые отказы:

  1. Водяному.
  2. Ивану-царевичу.
  3. Дракону.
  4. Аленушке.

 (Эту работу можно фронтально проделать и с участниками мастер-класса).

Обязательно на занятии должно быть отработано и понятие «категорический отказ».

Это, конечно, связано с негативными ситуациями в жизни. Например, предложение закурить, прокатиться с незнакомым человеком в его машине или забраться на крышу дома, чтобы полюбоваться  панорамой города и т. д.

Для этого существуют формы категорического отказа:

Ни в коем случае!

Решительно отказываюсь!

Нет, нет и еще раз нет!

Ни за что! И не проси!

-Дети читают их подходящим тоном, используя жесты.

На этапе самостоятельной работы учащиеся работают в группах, где разыгрывают речевые ситуации, используя просьбы и отказы на них.

Очень подходящее задание для групповой работы №54 на с.42.

Вы помните строчки?

«Ты все пела? Это дело:

Так, поди же, попляши!»

Так  Муравей отказал Стрекозе в просьбе покормить и обогреть ее «до вешних дней». Предлагаю детям, а сегодня вам, представить себе, что Стрекоза попросила помочь ей других Муравьев.

Прочитайте ответы.  Решите в группах и напишите, кого из Муравьев можно назвать Добряк, кого – Советчик, кого – Богач, кого – Жадина.

1.«Я не могу кормить тебя. Но мой сосед, шмель, ищет учительницу пения и танцев для своих шмелят. Наверно, он устроит тебя на зиму».

 2.«Еда есть, но не про вашу честь».

3.«Ну ладно, оставайся. Хотя ты и лентяйка, но я буду кормить тебя всю зиму, а ты пой и пляши для меня.

4. «К сожалению, у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но сейчас обогрейся и пообедай вместе с нами».

А если позволит время на занятии, можно еще предложить и самому ответить Стрекозе, если она попросит помощи у тебя.

  Обучающиеся на занятии с этой задачей справились. Отказали вежливо, сославшись на то, что нужно спросить родителей и попросили Стрекозу прийти еще раз, если ей не трудно. В принципе, дети были не против, чтобы пустить Стрекозу к себе пожить, но с условием, что она будет помогать им и маме по дому.

Все остались довольны работой, потому что справились с поставленной задачей – научились вежливо отказывать, не обижая собеседника.

После подведения итогов работы групп на этапе рефлексии задаю вопросы:

- Вы справились с поставленной задачей?

- Довольны ли вы своей работой?

- Какие вопросы остались для вас нерешенными? Что бы вы хотели уточнить, выяснить?

- Это же я хочу спросить и вас, уважаемые учителя!

-Довольны ли вы работой на нашем мастер-классе?

-Взяли ли вы что-то в свою педагогическую копилку?

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема мастер-класса: Развивающая игра «Мир фантазии» в рамках недели психологии.

Тема мастер-класса: « Мир фантазии»Цель мастер-класса: представление опыта работы по  организации  недели психологии  в школе.Задачи мастер-класса:1) создание условий для профессиональн...

Презентация на тему мастер-класс "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе....

Презентация к уроку технологии на тему: "Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки ко Дню матери, 8 марта, дню рождения"

Презентация к уроку  технологии на тему: "Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки ко Дню матери, 8 марта, дню рождения". В презентации подробно показывается процесс изгото...

Выступление в Школе педагогического мастерства. Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).

Выступлениев Школе педагогического мастерства.Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).Цел...

Тема мастер-класса: Составление меню школьника.

Тема мастер-класса: Составление меню школьника....