Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период
учебно-методический материал

Людмила Викторовна Серебрякова

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период

(мастер-класс учителя начальных классов

МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа им. И.В. Серещенко р.п. Романовка Романовского района Саратовской области

Серебряковой Людмилы Викторовны)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поговорить с вами о значимости умения выполнять детьми фонетический анализ слова. Ведь в методике обучения русскому языку умение школьников выполнять фонетический анализ связан не только с освоением процесса чтения, но и с формированием основ орфографической грамотности.  Дети, овладевшие навыком фонетического анализа, практически не допускают в письменных работах ошибок, приводящих к искажению слова.

Приведем примеры таких ошибок:

Слайд 1.

  • 1) замена и перестановки букв (зайцик, окчщ рапу с, мартёшка);
  • 2) пропуски букв на месте гласных звуков, в том числе и ударных (плъма, корбль, рабта);
  • 3) пропуски букв на месте согласных звуков или их стечения (учасок, десво);
  • 4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);
  • 5) раздельное написание частей одного слова (с тол, на рисовал)]
  • 6) пропуски, наращения или перестановки слогов в словах (ракандаш);
  • 7) недописывание (сокращение) слова (мышк, квариум).

Поскольку подобные ошибки занимают значительное место в письменных работах, их устранение заметно повысит уровень орфографической грамотности учеников. Это подчеркивает важность умения обучающихся выполнять фонетический анализ.

В методической практике различают фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звукобуквенный) разборы.

"От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям." В.А. Сухомлинский

Изучение предмета Русский язык начинается в 1 классе с  курса  «Обучение грамоте». Дети учатся читать, писать и знакомятся с основными теоретическими понятиями; «звук», «буква», «слог», «ударение» и др…

На протяжении своей работы я познакомилась с разными приемами и методами обучения в разных УМК.

Развивающий характер современного обучения призван формировать такие качества личности, как способность к познавательной деятельности, коммуникативные способности.

Формирование познавательной деятельности, овладение коммуникативными умениями и предметными знаниями сливаются в единый процесс. Особое место в нем занимает усвоение грамматики родного язык как средства, обеспечивающего речевое и умственное развитие обучающихся. Одним из условий, обеспечивающих успешное усвоение языковых закономерностей является использование обобщающей, систематизирующей наглядности, обозначающей существенные признаки языкового понятия в графической форме. Под графической наглядностью подразумевают таблицы, схемы, условные обозначения, использование цвета и особого шрифта.

Общее во многих УМК: Школа России, Школа 21 века, Школа 2100 – цветовое обозначение звуков.

Слайд 2

Красный- гласный звук,

Синий – согласный твердый,

зеленый – согласный мягкий.

Звонкость – глухость согласного обозначается с помощью желтого колокольчика.

Звуки «живут» в «домиках» - квадратиках.

А вот Букварь Бунеева  Школа 2100 знакомит детей со Звуковичками, у которых раскрашиваются только башмачки по тому же принципу.

Слайд 3

У звонкого – согласного добавляется головной убор в виде шапки – звоночка желтого цвета, а у глухого согласного шапка – цилиндр, или» кирпичик» черного цвета. Звуковички гласных звуков без головных уборов.

Важно, чтобы ребенок понимал не только значение символов и цвета на схеме, но и мог дать характеристику.

А вот в УМК Перспектива звуки обозначаются знаками:

Слайд 4

О - гласный звук,

-- - согласный твердый,

= - согласный мягкий, а мягкость согласных обозначается с помощью точки сверху.

Мне понравилось работать со Звуковичками.

Применение графической наглядности обусловлено двумя взаимосвязанными причинами.

Во-первых, языковые понятия, изображаемые в графической наглядности, легче усваиваются учащимися, т.к. категории этих понятий абстрагированы в наглядности от второстепенных несущественных признаков, отвлекающих от значимых признаков.

Во-вторых, использование графической наглядности позволяет не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения. Осознание умственных действий, направленных на решение учебной задачи, способствует формированию познавательной деятельности.

Таким образом достигается единство в формировании лингвистических понятий и общеучебных умений, которое обеспечивается развитие умения использовать графическую наглядность в целях овладения знаниями по русскому языку.

В своей практике я немного изменила Звуковичка.

Слайд 5:

Использую те же приемы, но добавляю лицо и главную часть лица рот:

О - гласный звук,

= - согласный.

Уважаемые коллеги, вы все работаете со схемами, но у всех они разные, я предлагаю объединиться и совместно поработать. Представьте, что вы первоклассники.

Слайд 6: (рисунки)

- Что вы видите?

- Что общего в этих словах? (звук В). Каждая группа делает свою выбранную схему.

-А что общего в этих словах? (звук В мягкий). Изобразите его.

-А какой буквой, или буквами обозначаются эти звуки? (В в).

А теперь покажем друг другу свои схемы.

-У кого-то есть ошибки?

- Назовите слова, в которых есть данные звуки, определите их место в слове (начале, середине, конце).

- А сейчас я хочу познакомить вас со сказкой Г.Юдина "Мыша-водолаз". Ваша задача запомнить как можно больше слов с изученными звуками. Работаем в группах.

Слайд 7: (текст на экране, в нем выделены слова).

Физминутка: Оживляем звуки.

Слайд 8.

- На наше занятие пришли первоклассники из другой школы. Давайте познакомимся с ними.

Наши гости по дороге забыли свои имена. Ребята, поможем им? (ДА).

- С каких звуков начинаются их имена , как вы думаете? Почему вы так решили? (Молодцы)

- Каждая группа дает имя ребенку и составляет звуковую схему слова.

Затем от каждой группы по 2 эксперта проверяют схемы других.

Рефлексия

Пальчики вверх – отлично («Лайк»)

В стороны – сомнение

Вниз – плохо (Дислайк)

Реализация комплексного использования графического материала при обучении грамоте будет повышать эффективность процесса формирования языковых понятий.

У каждой методики есть свои минусы и плюсы, какую выбрать – решать вам! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.

В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте....

Основные методики коррекции поведения и обучения детей с диагнозом РАС.

В последнее время все чаще и чаще в школу приходят особые дети. Учителя, которые раньше не встречались с такими детьми в недоумении, они растеряны и не знают, как можно помочь такому ребенку. не...

Использование игр и игровых приемов в обучении грамоте школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методика работы по обучению грамоте младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.

Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу.   А так...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...