Основные методики коррекции поведения и обучения детей с диагнозом РАС.
статья на тему

Лыщик Виктория Олеговна

 

В последнее время все чаще и чаще в школу приходят особые дети. Учителя, которые раньше не встречались с такими детьми в недоумении, они растеряны и не знают, как можно помочь такому ребенку. не секрет, что в настоящее время не всякий психолог может помочь детям с РАС. На самом деле существует много методик, способных облегчить состояние ребенка и помочь ему овладеть школьной программой и понять сложный социальный устрой мира.

Можно ли вылечить аутизм? Станет ли ребенок, страдающий аутизмом, нормальным? Что значит «нормальный»? Излечение аутизма – отсутствие поведенческих признаков, которые подходят под определение «аутизм», и достижения уровня интеллигенции, который соответствует возрастной норме.  Однако некоторые родители и члены «Всемирной ассоциации людей, больных аутизмом» полагают, что больных аутизмом детей лечить не стоит вообще, что их нужно принимать такими, какими их создала природа. Это значит, что нужно смириться с заболеванием и видеть аутизм как неотъемлемую часть характера и личности ребенка.

Как бы то ни было, но принимать решение «лечить-не лечить» должны родители. Однако решить этот вопрос намного проще, чем выбрать правильный метод лечения.

Существует довольно большое количество методов коррекции аутизма (несколько десятков). У каждого из этих методов есть и противники, и поклонники. Далеко не все методы доказали свою эффективность в полной мере. Некоторые методы пугают своей нелепостью. Однако родители в надежде излечить ребенка могут прибегать к различным, даже самым нелогичным методам.

Специалисты же рекомендуют выбирать методы коррекции, которые все-таки доказали свою эффективность. Ниже будут приведены методы терапий, которые помогут уменьшить  прогрессирование и симптомы аутизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnaya.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

«Основные методики коррекции поведения и обучения детей с диагнозом  РАС.»

Симферополь 2018 г.

Основные методы коррекции поведения и обучения детей с диагнозом РАС.

Введение.

В последнее время все чаще и чаще в школу приходят особые дети. Учителя, которые раньше не встречались с такими детьми в недоумении, они растеряны и не знают, как можно помочь такому ребенку. не секрет, что в настоящее время не всякий психолог может помочь детям с РАС. На самом деле существует много методик, способных облегчить состояние ребенка и помочь ему овладеть школьной программой и понять сложный социальный устрой мира.

Можно ли вылечить аутизм? Станет ли ребенок, страдающий аутизмом, нормальным? Что значит «нормальный»? Излечение аутизма – отсутствие поведенческих признаков, которые подходят под определение «аутизм», и достижения уровня интеллигенции, который соответствует возрастной норме.  Однако некоторые родители и члены «Всемирной ассоциации людей, больных аутизмом» полагают, что больных аутизмом детей лечить не стоит вообще, что их нужно принимать такими, какими их создала природа. Это значит, что нужно смириться с заболеванием и видеть аутизм как неотъемлемую часть характера и личности ребенка.

Как бы то ни было, но принимать решение «лечить-не лечить» должны родители. Однако решить этот вопрос намного проще, чем выбрать правильный метод лечения.

Существует довольно большое количество методов коррекции аутизма (несколько десятков). У каждого из этих методов есть и противники, и поклонники. Далеко не все методы доказали свою эффективность в полной мере. Некоторые методы пугают своей нелепостью. Однако родители в надежде излечить ребенка могут прибегать к различным, даже самым нелогичным методам.

Специалисты же рекомендуют выбирать методы коррекции, которые все-таки доказали свою эффективность. Ниже будут приведены методы терапий, которые помогут уменьшить  прогрессирование и симптомы аутизма.

Терапии поведения.

  1. Интенсивная школьная поведенческая программа;
  2. Парадигма натурального обучения;
  3. Обучение основным реакциям;
  4. Обучение беглости реакции;
  5. Позитивная поддержка поведения;
  6. Интенсивная домашняя поведенческая программа;
  7. Обучение вербального поведения;
  8. Прикладной анализ поведения.

Данные виды терапии меняются в зависимости от разновидностей тех навыков, которым необходимо обучить ребенка. 

Терапии, где ребенок является «ведущим»

  1. Развитие взаимоотношений;
  2. Опшен, или Сон-Райз;
  3. «Обучение говорить»;
  4. Модель Гриншпана.

С помощью этих видов терапий ребенок сможет научиться общаться с окружающим миром, не боятся его, и начнет развиваться.

Биологические медицинские терапии

  1. Витами В6;
  2. Без-глютеновая диета и без-казеиновая диета (БКБГ);
  3. Секретин;
  4. Кетогеническая диета;
  5. Магнезиум;
  6. Диета, заключающаяся в дефиците питательных веществ;
  7. Хелирование (вывод из организма ребенка тяжелых металлов).

Для этих процедур нет противопоказаний. Только хелирование проводят тем детям, у которых имеется отравление тяжелыми металлами.

Другие терапии

  1. Терапия с животными;
  2. Холдинг-терапия;
  3. Аудиторная интеграция;
  4. Дельфинотерапия;
  5. Музыкальная терапия;
  6. Трудотерапия;
  7. Визуальная терапия;
  8. Сенсорная интеграция.

Более подробно остановимся на двух основных методиках помощи детям с ДАС.

1. TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read) 
Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей

(TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.

Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.

Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.

Речь идет о трех основных принципах:

• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.

• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.

• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:

· Имитация

· Восприятие

· Крупная моторика

· Тонкая моторика

· Координация глаз и рук

· Элементарная познавательная деятельность

· Речь

· Самообслуживание.

· Социальные отношения.

2.

АВА (методика модификации поведения).

Доктор Іvar Lovaas и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе используют поведенческие методики для работы с детьми с 1963 года. 
Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно. Методика предусматривает занятия один на один с последовательной поведенческой перспективой функционирования в обществе.

Классическая модель «стимул – реакция – результат» предусматривает разбивку необходимого навыка на небольшие последовательные этапы. Каждый из этих этапов должен быть усвоен ребенком перед тем, как будет введен следующий. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. 
Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.

Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются.

Например, если у ребёнка стереотипная тяга к постукиванию руками друг о друга, руки контролируют строжайшим образом – вплоть до фиксации рук в моменты возникновения стереотипии. То есть, это директивное направление в психотерапии, когда взрослый учит ребёнка правильному поведению и корректирует нежелательные проявления, вплоть до жёстких мер. В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого.

При всей строгости обучающей программы по методике АВА, отмечу, что только она подходит для тяжёлых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности.

Эта методика не ждёт, например, когда ребёнок захочет научиться завинчивать крышки баночек. У ребёнка нет выбора – ему поставили баночки, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнить навык. При этом закреплённым навык считается только тогда, когда ребёнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребёнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чётка система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), "покажи, как ты... " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет "я иду" – "ты идешь"), ответы на вопросы "Что", "кто", "где", "когда", "как", употребление "да" и "нет", и др. Среди более продвинутых программ – "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть", и др. 
Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. 
Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой методике 30-40 часов в неделю (при этом проверено, что аналогичное количество часов, проведенное с ребенком без особой методики, далеко не столь результативно). Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия по этой методике до того, как ребенку исполнится 6 лет (АВА помогает также старшим детям, но чем раньше начать занятия, тем выше будет результат). Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило, не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычно домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс обязательные занятия с дефектологом, являющимся специалистом по данной программе.

В зарубежных странах обучение по систем АВА строится так: с ребёнком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (несколько специалистов разной направленности: дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.), а контроль осуществляет супервизор – специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжение одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и таким образом ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребёнком, корректируя свои действия один относительно другого.

Пример одного из упражнений из программы "Язык – понимание": Дефектолог дает задание ("сделай как я"), поднимает руку, затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание – подсказка – вознаграждение) делается попытка без подсказки: дефектолог поднимает руки вверх и просит «сделай как я", и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок начинает в 80-90 случаях действовать правильно. Тут же вводится новое задание.

Например, педагог говорит «сделай как я», и хлопает в ладоши. Первые два задания должны быть максимально непохожими. Затем, когда ребенок станет выполнять оба действия без ошибок, их начинают показывать вместе. «Сделай как я» - и педагог хлопает в ладоши, затем поднимает руки вверх. Затем – наоборот: поднимает руки, потом хлопает. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 80% правильных ответов при чередовании двух действий в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и др.

Когда у ребенка в запасе много освоенных стимулов (включая такие полезные для ежедневной жизни, как "иди сюда", "дай (название предмета)", "возьми (название предмета)"), начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (дефектологи, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети). 
В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, "закрой дверь" ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребёнка не поддаётся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребёнок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Именно эта методика помогает снизить число и интенсивность стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также если ребёнок агрессивен или склонен к самоагрессии.

Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть, не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.

В рамках системы АВА могут активно применять абсолютно все методы работы – от чтения по складовой системе Зайцева и куклотерапии до работы со стимульным материалом по Монтессори. Обратим особое внимание на то, что методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку.

Методика АВА требует четкости в использовании поощрений и наказаний, при этом наказания могут быть достаточно строгие, вплоть до физических методов. Например, если ребёнок агрессивен по отношению к педагогу, педагог имеет право фиксировать своими руками руки ребёнка, не давая ему ударить. По согласованию с родителями могут применяться различные методы наказаний и физического воздействия. Например, если у ребёнка патологическая страсть к засовыванию предметов в розетки, система АВА не закрывает розетки заглушками, как это принято в иных методиках.

Система АВА говорит, что когда-нибудь ребёнок обязательно найдёт незакрытую розетку, и всё закончится смертельным исходом. Поэтому ребёнку предоставляют доступ к розетке. Но каждый раз, когда ребёнок тянет руку к розетке, он получает в руку быстрый лёгкий укол специальным гвоздиком-иголочкой. Так постепенно ребёнок начинает связывать, что если тянуться к розетке, будет больно. И ребёнок делает логический вывод: тянусь к розетке- больно. Не тянусь- не больно.

Другой пример (менее экстремальный). Ребёнок с РДА пытается съесть клей из клеящего карандаша каждый раз, когда его видит. Согласно TEACCH мы должны были бы убрать клей из поля зрения ребёнка, а занятия по аппликации и коллажу – исключить.

Согласно методике АВА ребёнка специально заставляют ежедневно делать аппликации и коллажи. Причём каждый раз, когда ребёнок применяет клей правильно, он получает поощрение – сухарик, мини-кусочек конфетки, похвалу, поглаживание. Когда ребёнком клей направляется в рот, взрослый фиксирует руку, вплоть до лёгкого шлепка по руке или, например, может использоваться иной неприятный ребёнку сигнал - лёгкое обрызгивание водой из бутылочки с пульверизатором, свисток, лишение игрушки или выключение музыки, если ребёнку нравится заниматься под музыку.

Если на начальном этапе в качестве поощрений разрешено использовать вкусовые поощрения (кусочки булочки, орешки) и физические нетравматичные наказания, то постепенно эти методы вытесняются нематериальными поощрениями (похвалой, любимой игрой – как поощрениями, изыманием игрушки или отказом от любимой игры - как наказанием). Таким образом, формируется правильное и безопасное поведение.

Заключение.

О чем говорят исследования?

Аутизм. Этот термин используется более полувека, многие понимают его как пожизненный приговор человеку с таким диагнозом. Считалось, что большинство обречены на серьезный или постоянный дефицит общения, игр, отношений с другими и учебы. Очень малая часть людей с аутизмом (менее 5%) в состоянии достичь независимости в действиях, став взрослыми, но и в этой малой группе многие сохраняют, по крайней мере, признаки аутизма. История показывает, что люди с аутизмом требуют продолжительного лечения и поддержки на протяжении всей жизни. Сегодня главное положение состоит в том, что аутизм – это «тяжелая форма пожизненной недееспособности». Считают, что она поддается лечению. Действительно, существует большой выбор лечений, терапий, технологий, которые претендуют помочь (и даже вылечить) и новые методики постоянно появляются. Мы не должны забывать, что помочь детям страдающим нарушениям аутического спектра можно, главное хотеть это сделать и приложить все знания и умения для помощи ребенку.

Список литературы.

  1. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. — М., 1993. — С. 154-165.
  2. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. - Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997.
  3. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА». – издательство РАМА паблишинг, 2012 год.Журнал «Аутизм и нарушение развития» №4 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессивность и её причины. Пути коррекции поведения детей.

Материал подготовлен к выступлению на педсовете школы. Рекомендации, памятки, психологические игры, анкеты могут быть использованы педагогом при подготовке к родительскому собранию по данной теме....

Коррекция поведения гиперактивных детей.

Материал может быть использован для проведения родительских собраний....

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателей   Огоньковой А.С. и Антоновой Л.Ш., представленном на  практическом семинаре по использованию видов арт –терапии в  работе с детьми начальной...

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...