Формирование графомоторных навыков у детей с ДЦП
презентация к уроку (1 класс)

Яценко Ольга Александровна

Вашему вниманию представлена презентация и список литературы, которыми можно воспользоваться при формировании графомотрных навыков как у дошкольников, так и у младших школьников с детским церебральным праличом. Раскрыты этапы развития графомоторных навыков и упражнения, спосбствующие их формированию и развитию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Учитель-дефектолог Яценко Ольга Александровна

Слайд 2

В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справиться с объемом письменных заданий учителя.

Слайд 3

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

Слайд 4

Формирование графомоторных навыков в онтогенезе 1,5-2 года Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса. 2-3 года Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются. 3-3,5 года Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

Слайд 5

3,5- года Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными . 5 лет Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы. 6-7 лет Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Слайд 6

Три основных этапа формирования графомоторных навыков ( Т.П. Сальникова). I этап – аналитический – на этом этапе ребенок учится овладению отдельными элементами действия, уясняет содержание . II этап – синтетический – на нем учатся соединять отдельные элементы в целостное действие . III этап – автоматизация – образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Слайд 7

Механизмы формирования графомоторных навыков ребенок умеет ощущать движения мышц; мышцы достаточно эластичны; уровень софрмированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга, должен быть достаточным; выполнения движений осознанны; наличие достаточного зрительно-моторного контроля.

Слайд 8

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга.

Слайд 9

Особенности моторного развития детей с ДЦП

Слайд 10

О собенности формирования графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом

Слайд 11

Моторика кистей и пальцев рук младших школьников с ДЦП ограничена. Даже к первому классу у обучающихся может быть не сформирована или нарушена хватательная функция кисти , это значительно затрудняет захват ручки, кисточки. Повышение тонуса мышц кисти и предплечья, общее напряжение позы, паретическое состояние мышц кисти, предплечья и пальцев или гиперкинезы нарушают протекание тех ритмичных колебательных «микро-движений», на основе которых строятся двигательные навыки письма . Овладение письменной речью обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного , речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение деятельности какой-либо из систем, либо их взаимодействия приводит к невозможности полноценного усвоения ребенком письменной речи.

Слайд 12

Этапы работы над графомоторными навыками у детей с ДЦП

Слайд 13

Первоначальный этап обучения письму нормализация мышечного тонуса или уменьшение гиперкинезов в пишущей руке; формирование умения выделять и выполнять по возможности правильно, с большой амплитудой движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки; обучение детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой, подавляя патологические рефлексы; обучение дифференцированному захвату различных предметов; формирование правильного захвата и удержания ручки; формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги.

Слайд 14

Ступени формирования навыка письма ( Воронская Т.Ф.) 1-я ступень обучения. Основной задачей является развитие моторных функций. 2-я ступень обучения. На данном этапе буквы в прописях пишут фломастером крупно, высота до 6 см. 3-я ступень обучения. Меняется высота буквы с 6 см на 3 см. Но писать обучающийся продолжает фломастером . 4-я ступень обучения. Ребенку разрешается письмо букв шариковой ручкой в прописях в одну линейку с анализом маршрута написания. 5-я ступень обучения. Ученик пишет шариковой ручкой в тетради с двумя линиями (без наклонных).

Слайд 16

Игры для формирования и развития графомоторных навыков пальчиковая и кистевая гимнастика; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; контрастные ванночки; коррекционные игры; использование в работе различных по качеству материалов (пластилин, глина, тесто, бумага разной плотности, бисер, ткани и т. д .) и спользование биоэнергопластики игры с комплектом Pertra

Слайд 17

Обучение правильному способу удержанию карандаша принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом резинкой. Некоторое время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры; вкладывать ручку левой рукой в правую, лежащую на парте в соответствующем положении;

Слайд 18

брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма; расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев; сгибая и разгибая пальцы, передвигать их по ручке к верхнему и нижнему краю; выполнить несколько движений пишущей рукой и после каждого принимать правильную позу для письма; поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения пальцами, не сдвигая руки, оставаясь в расслабленном состоянии.

Слайд 19

Приемы письма закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах ее границ; обводка контура рабочей строки; вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях; написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки — по заранее намеченным точкам и самостоятельно; написание буквенных элементов в строке; написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство. умение сравнивать образец с результатом собственного письма; приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную.

Слайд 20

Советы из практики Развитие пространственных представлений

Слайд 21

Учет индивидуальных особенностей детей

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Список использованной литературы:

  1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей // М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Бабенкова, Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличам: метод. Рекомендации / Р.Д. Бабенкова. – М., 1977.
  3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  4. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и 13 упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 120 с.
  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Под ред. О.Г. Газенко. Москва «Наука», 1990. – 496с.
  6. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой // М.: Детство-Пресс, 2011. – 240с
  7. Воронская Т.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое руководство к прописям. – М.: Книголюб, 2006. – 40 с. («Развитие и коррекция»).
  8. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 32с.
  9. Джонсон-Мартин Н.М., Дженм К.Г., Аттермиер С.М., Хаккер Б. ДЖ. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 336с.
  10. Зельдин Л.М.  Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для освоения скорописью // Особый ребенок: исследования и опыт помощи 1999. – Вып. 2. – С. 67-100
  11. Зиглинда Мартин Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов /Издательство Рама Паблишинг. – 2015. – 332с.
  12. Ипполитова М.В. Формирование у детей с детским церебральным параличом двигательного навыка письма. //Коррекционная педагогика. – 2009. - №6(36). – С.56 – 63.
  13. Кузнецова, Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста с церебральным параличом: монография / Г.В. Кузнецова. – М., 2010.
  14. Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. – 2004. – №1(3). – С.59 - 66.
  15. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
  16. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – И.: Книголюб, 2008 – с. 12
  17. Литвинов А.А. Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП // Вестник ТГУ, выпуск 7 (87), 2010г.
  18. Мельничук И.С. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей с детским церебральным параличом // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Том 1 , 20015. – с.135-140
  19. Мирзоева И.И., С.А. Бортфельд, Г.Д. Городецкая, Л.А. Данилова, Е.И. Рогачева Лечебная гимнастика для детей, страдающих гиперкинетической формой церебрального паралича: Методические указания. – Ленинград, 1972. – 66с.
  20. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами (Методические рекомендации) / Сост. Р.Д. Бабенкова. – М.: 1976 – 24с.
  21. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Под ред. Т.А. Власово. – М.: Педагогика. – 1985.- 126с.
  22. Парамонова С.В., Решетина О.А. Формирование графомоторных навыков у детей с ДЦП // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Выпуск 5, 2016. – с.805-807
  23. Селигман М. Обычные семьи, особые дети: [пер. с англ.] / Селигман М., Дарлинг Р. – Изд. 2-е. М.: Теревинф, 2009. – 368с.
  24.  Симонова Т.Н., Андреева Н.Р. Формирование графических навыков у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие ДЦП // Вестник Череповецкого государственного университета 2(29), том 1, 2011, – с.132-135
  25. Соколова Н.В. Формирование графомоторных навыков у детей с церебральным параличом //Коррекционная педагогика. – 2005. - №1(7). С.42 – 49.
  26. Специфика речевого развития детей с церебральным параличом Приходько О.Г. // Специальное образование 2014 (2), с. 107 – 112
  27. Стрельцова О.А. Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук детей с ДЦП // Специальное образование № Х, том II, 2014. – с.288-291
  28. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей / Пер. с англ. ЮВ Липес, А.В. Снеговской; Под ред. и с предисл. Е.В, Клочковой. – Изд. 2-е, стер. – М.: Теревинф, 2005. – 336с.
  29. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лап- шина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 50 с
  30. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Доклад «Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта».

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела....

Методическая копилка для учителей начальных классов и родителей по формированию графомоторных навыков у детей

В копилке представлены материалы для оформления стендов, методички, рекомендуемая литература по формированию графомоторных навыков у детей....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо...

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников...

Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи

Исходя из названия темы, цель данной статьизаключается в подборе упражнений, заданий, игр на формирование графомоторных навыков и в использовании их на практике, конкретно, на начальных этапах обучени...

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

Процесс формирование графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, мышц...