Методическая копилка для учителей начальных классов и родителей по формированию графомоторных навыков у детей
методическая разработка по теме

Михайленко Наталья Константиновна

В копилке представлены материалы для оформления стендов, методички, рекомендуемая литература по формированию графомоторных навыков у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия «Рекомендации

логопеда»

Умные пальчики

Пальчиковая гимнастика

Михайленко Н. К. Учитель – логопед

МБОУ гимназия № 16

Баркова Н. Л. Учитель – логопед

МБОУ СОШ № 17

Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами»

Пальчиковые шаги

1 этап работы: знакомство с ритмом стихотворения, сопровождающим упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцами ритм по столу. Если усвоен ритм шагов, можно переходить к работе на страницах. Например:

Улитка Уля ждет гостей,           - 4 хлопка

(4 пальчиковых «шага» по дорожке)

Уже готов пирог,                        - 3 хлопка

(3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Варенье, мёд, конфеты, торт      - 4 хлопка

(4 пальчиковых «шага» по дорожке)

И йогурт, и творог.                       - 3 хлопка

(3 пальчиковых «шага» по дорожке)

2 этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы можно просто проводить пальцами по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальцы руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец; большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.

«Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки, движения которой в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

3 этап работы: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной руки «шагают» вверх, другой – «вниз»).    Можно использовать разные пальцы обеих рук (на левой руке работают указательный и средний, на правой – большой и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, воспитывает сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.

Уважаемые родители!

  Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

  Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

  Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

  Пальчиковая гимнастика не только развивает речь, но и способствует формированию графомоторных навыков детей.

    Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.

   Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достает красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

«Мы считаем»

Можно пальчики считать:

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке – опять:

Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

«Дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино).

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

  1. пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
  2. большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий.

При внедрении новых стандартов обучения, система оценивания просто не может остаться без изменений. Появляются инновационные технологии, позволяющие оценивать не только умения и навыки, но индивидуаль...

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Доклад «Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта».

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо...

Формирование графомоторных навыков у детей с ДЦП

Вашему вниманию представлена презентация и список литературы, которыми можно воспользоваться при формировании графомотрных навыков как у дошкольников, так и у младших школьников с детским церебральным...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

Процесс формирование графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, мышц...