Преемственность логопеда: детский сад – школа. Предупреждение школьной неуспеваемости.
статья

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. И только грамотный и неравнодушный педагог, владеющий сильной методической базой, педагогической грамотой и высокими нравственными показателями может помочь детям в избежать личные срывы, негативизм, неуверенность в своих силах.                          Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Как избежать этих трудностей...? Практические рекомендации по предупреждению школьной неуспеваемости будут полезны учителям-логопедам, педагогам начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность логопеда: детский сад – школа.

    Предупреждение школьной неуспеваемости.

1. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
2. С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

        Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

3. Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. Однако многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью  (3 слайд).

4. Прежде чем начать раскрывать проблему преемственности, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же заключает работа учителя-логопеда? И, наконец, в чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб? Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе. Благодаря работе с логопедом он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении  к логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить речевые  нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно- познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Далее, когда дети покидают стены десского сада очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся логопеду школы. Ему (в идеале, желательно) нужно взаимодействовать не только с логопедом дошкольного учреждения, но и родителями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, то есть осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.

5. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко.  Работы этих авторов можно использовать в своей практики, так как они направлены именно на преодоление общего недоразвития речи.

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта. Однако до сих пор не оформилась подобная система деятельности логопедов, нет и теоретических предложений, решивших бы эту проблему кардинально.

Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в специальном детском саду и начальных классах массовой школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности.

6. Серьезной проблемой является игнорирование закономерностей психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований (в частности развитие речи детей), роли ведущей деятельности в их формировании. Если говорить о сензитивных периодах в развитии речи детей, то здесь необходимо сначала пояснить, что же такое сензитивность? СЕНЗИТИВНОСТЬ – особая чувствительность, восприимчивость к определенным внешним воздействиям.

Сензитивные периоды – это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

7. Отметим установленные противоречия между:

– объективной необходимостью реализации двусторонней преемственности в системе «Детский сад-школа» и недостаточной теоретической разработанностью оснований такой преемственности;

– необходимостью оптимизировать деятельность педагогического коллектива по реализации преемственности и неразработанностью соответствующей программы управления.

8. Образование – это ресурс развития общества.
        Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е.развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников  детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями занимает одно из важнейших мест в современной логопедии.

9. Опираясь на требования начальной школы, с которыми дошкольники столкнутся в школе, взяты за основу параметры готовности ребенка.  В идеале дошкольное учреждение выпускает детей, которые самостоятельно:                                                                                                                                              – управляют своим поведением;                                                                                                                                            – знают границы дозволенного;                                                                                                                                              – выполняют требования взрослого;                                                                                                                       – участвуют в различной деятельности;                                                                                                                          – умеют правильно произносить все звуки родного языка;                                                                                      – способны делать звуковой анализ слов;                                                                                                                           – развита память, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие;                                    – развита зрительно-моторная и слухо–моторная координация.

Параметры готовности детей к обучению в школе легко проверить с помощью различных методов диагностики.

10. Система логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

На основе анализа структуры речевых нарушений, учета сохранных и компенсаторных возможностей дошкольников задачами коррекционного обучения, направленного на предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста  являются:                                                                         – Формирование звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков.                                                   – Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.                                                                                                                                                                – Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.                                                                                         – Совершенствование пространственно-временных ориентировок.                                                                – Развитие мелкой моторики.                                                                                                                                    – Подготовка к обучению грамоте.                                                                                                                                      – Развитие конструктивного праксиса.                                                                                                                      – Развитие мышления, памяти, внимания.                                                                                                         Методика логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР направлена на формирование базы языковой системы. Ее основой является развитие познавательной сферы и семантической стороны речи. Необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Основной формой работы являются фронтальные занятия, которые делятся на:                                   – Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.                  – Занятия по формированию произношения и обучению грамоте.                                                                 Кроме того, проводятся индивидуальные занятия по преодолению предпосылок  дисграфии, препятствующих успешному усвоению материала на фронтальных занятиях.                                            Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Свою задачу мы видим в том, чтобы помочь им осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными знаниями и умениями, приемами преодоления речевого нарушения.

Основным направлением в коррекционной работе по предупреждению дисграфии является обучение грамоте, воспитание фонематического восприятия. В основу обучения грамоте дошкольников с РН положен звуковой метод обучения чтению Д. Б. Эльконина. При этом учитывается ряд особенностей:                                                                                                                               – звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс усвоения графемы и формирование навыков послогового чтения;                                                                                                                                              – последовательность изучения звуков и букв происходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч);                                                                                                                                                 – в предлагаемой последовательности отсутствуют буквы й, е, е, ю, я, ъ, ь в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием и т. д.;                                                                        – при знакомстве с буквой используется называние звука, который она обозначает;                                             – используется печатная графема;                                                                                                                                     – используется символика (схемы);                                                                                                                                    – материал по обучению грамоте предлагается в следующей последовательности: сочетание их двух букв, обозначающих гласные звуки, сочетание гласного и согласного в обратном слоге, сочетание согласного и гласного в прямом слоге.

ПРАКТИКА.

11.  Игровые методы логопедической работы со старшими дошкольниками.

 На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало, чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

 Какой звук есть во всех словах? Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь– и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос– с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь. Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый звук в слове. Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).

Назови последний звук в слове. Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Подумай, не торопись. Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш...) Какое получится слово, если к но – прибавить один звук? (Нож, нос...) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино...)      

 12. Игровые методы логопедической работы с младшими школьниками.

 Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например:

1) из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка);

2) все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например “цаска” (чашка);

3)неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например “байкон” (балкон), “гыба” (рыба).                                                                                                                               Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например п – б, с – ш, л – р. Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей.                                                                           Желательно включить в обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое). Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук а – с комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором машины и т. д. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке. Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей.

Например,  использование игровых методов при работе над согласным звуком:                                              1) Артикуляция звука(графическая, стихотворная, сказочная) Вспомнить «звуковую песенку»                  2) Узнавание звука в словах. Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова с  искомыми звуками, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.                                                                                                                                                                                      3) Шутки-чистоговорки: ро – ро – ро – новое перо; ры –ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.                                                                                                                                                                 4) Скороговорки: Проворонила ворона вороненка. На горе, на горке горько ревет Егорка.

При работе с младшими школьниками, педагог должен уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи, т.к. на данном этапе ребенок начинает усваивать азы орфографии, приобретает калиграфические навыки.                                            Ш.А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи.

13. Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при обучении письму, могут быть систематизированы следующим образом:                                                                                               1. Трудности в написании букв (нестабильность графических форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме).                                                                                                    2. Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, пропуски букв при письме, недописывание слов, количественные ошибки при написании букв.                                                         3. Очень медленный темп письма.                                                                                                                        Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведем конкретные примеры.

 Развитие зрительного восприятия форм.                                                                                                                        1. Из каких фигур нарисованы флажки. Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.                                                             2. Чем похожи домики? Из каких фигур они построены.

Развитие фонематического восприятия.                                                                                                                 1. Упражнение на выявление фонематического восприятия. Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы: предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант – записать первую букву слов – «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).                               2. Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа.                                                                        а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а». б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова) шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.                                     3. Сравнение слов. (Выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).                             – Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?                                                  – Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?                                     – Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?                                                                     4. Мягкие буквы, (направлено на запоминание формы буквы соотношения её частей и пропорций). Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).                                                                                                             5. Волшебный домик. Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове. Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под  домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр).                                                                                                                       6. Допиши букву. Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.                                                                                                                                            Отгадай, кто я. Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками. Оборудование: Элементы букв у каждого ученика. Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.                                                                                                                                                14. В общем, проблема преемственности является одной из самых актуальных проблем нашего образования. Взаимосвязь и преемственность в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых существенных проблем нашего образования и общества, так как сейчас как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействия семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени -  школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач школы

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта. Ни у кого ...

Мероприятие по преемственности «Детский сад- школа"(Сценарий)

Сценарий проведения мероприятия «Будем дружить»  по преемственности «Детский сад- школа."  Разработан в форме урока, на котором присутствуют дошкольники и ученики 4 класса....

Преемственность: детский сад - школа, конспект урока математики для воспитанников детского сада

Учить сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности;Учить воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения;Знакомить с геометрическими ...

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

Разные дети в школу приходят... Откуда берется школьная неуспеваемость

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и родителей, и учителей, и самого ребенка. Причины неуспеваемости могут быть различными. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребен...