Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
    Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

    Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russk._yaz._1_klass_po_teme_zvuki_i_bukvy.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку в 1 классе.

    (УМК «Школа России» по учебнику В. П, Канакиной)

    Тема: Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.

    Целевые установки:

    дать первоначальное представление об условных обозначениях звуков речи;

    осуществлять звуково-символические действия при моделировании звуков,

    распознавать условные обозначения звуков, сопоставлять звуковые  и буквенные записи слов;

    различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами;

    ввести в активный лексический запас учащихся слова тематической группы «Животные» и слова с непроверяемыми написаниями пальто, весело.

    Ход урока.

    1   Оргмомент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести,

    Чтобы гости захотели

    На урок опять прийти.

    2 Актуализация знаний.

    Ребята, хотите послушать грамматическую сказку.

    Много прошло времени с тех пор , как поселились в одной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однако появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось в этой стране, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то огорчился. Но он все-таки был волшебником и добрым волшебником, поэтому он подарил каждому жителю по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как каждый звук-невидимка превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Теперь каждый звук он называл по имени. Так они и познакомились.

    3 Формулировка темы

    -Понравилась сказка?

    - Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о звуках речи и буквах)

    На: доске       звуки          буквы.

                                        ?

    -Когда возникают звуки речи...           -Что такое буква?    значок для обозн. звука

    (когда работают органы нашей речи: губы, зубы, язык, голосовые связки)

    -Чем отличается звук от буквы? (как говорилось в сказке)

    Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим (карточки)

    С каким видом речи связаны?  

    звуки                                                       буквы                                                      

      Устная речь    (говорим)                              Письменная речь (пишем)

                                                                             

    -Что мы выкладывали к словам (звуковые схемы)

    Будем выкладывать звуковые схемы, но в начале отгадаем эти слова:

    Часто умывается, а с водой не знается. (кот)  (картинка)

    Рассекает океан,

    Из спины живой фонтан.

    Страшен и огромен он,

    Но ест маленький планктон.(кит)  (картинка)

    (дети составляют звуковые схемы на доске и называют звуки)

    -Удобно обозначать схемой?(нет)

     Долго чертить, обозначать схему цветом, поэтому договорились обозначать звук определенным образом, а каким мы и узнаем сегодня на уроке.

    Откройте стр. 48 прочитайте название  рубрики….

    -Итак, наша учебная задача: научиться условно обозначать звуки на письме.

    Чтение рубрики до слова сравни.

    (на доске таблички [кот] [кит ] )Такое звуковое обозначение  называется транскрипцией...

    -Как записываем звуковое обозначение (буквами в квадратных скобках)

    -Читаем дальше: Сравни обозначения первых звуков в этих словах...(, для обозначения мягкости)

    Читаем до конца...

    Вывод: Как условно обозначаются звуки на письме (буквами в квадратных скобках, запятая для обозначения мягкости) На доске карточка...

    -Как вы думаете для чего нужна транскрипция, т. е. Звуковое обозначение слова? (чтобы грамотно пимать)

    4 Работа по теме урока

    -Нам предлагается задание с !(задание повышенной трудности) : выполнить задание №5 с.48

    Чтение задания и рассматривание.

    -Посмотрите на первую картинку (изображена ель)

    -Что общего в записях над картинкой ели (сверху ель обозначена звуковыми обозначениями в квадратных скобках и снизу слово ель написано буквами.

    Общее: использовали буквы там и там

    Различие: буквенное и звуковое обозначение  не совпадает...                     

     (на доске карточка, разбор обозначения звука и буквы)

    Анологично утюг, лиса

    (соответствие между звуком и буквой)

    Вывод : звуки и буквы могут не совпадать.

    Письменно в тетради...

    книга              пальто

    (называем звуки и записываем звуковое обозначение слова)

                       

    Поработаем со словарным словом.

    Значение слова пальто -вид верхней одежды

    Слово иноязычного происхождения не изменяется. 1пальто и 5 пальто.

    Учитесь правильно употреблять в речи:

    Я надеваю пальто.( на себя)

    Мама одевает пальто сыну.(одевают кого-то, надевают на себя)

    5 Физминутка:                                         

      Ррр-моторы тарахтят.

    Ну-ка детки встаньте в ряд.                     Мчится поезд чух-чух-чух.

                                                                        Плачет филин ух-ух-ух.    

    Звуки пусть заговорят.                              А теперь такая штука:

    Ссс-змеиный слышен свист.                     Сесть попробуйте без звука.

    Шшш-шуршит опавший лист.

    Жжж-шмели в саду жужжат.

    6 Работа в РТ с.24 №3

    Продолжим работу со звуковым обозначением слова в РТ.

    Что значит слово животные. Кого так называют?(живые существа)

    Обведите образец. Какое сочетание увидели?(жи -слышим ы, но пишем и-несовпадение звука и буквы)

    -Рассмотрите картинки животных. На какие группы можно их разделить.

     По какому признаку: с кем живут(дикие и домашние)

     Сравните, что общее между всеми животными.

    Назовите одним словом.(млекопитающие)

    -Рассмотрите звуковые обозначения и определите, какое слово спряталось под звуковой оболочкой.

    Прочитайте задание.

    Запишите самостоятельно.(массаж рук)

    Проверка

    7-Продолжаем постигать тайны языка.

    -Как вы считаете, в любом ли порядке могут располагаться звуки, чтобы получились слова

    Для этого выполним упр. 6 стр. 49 учебника

    Задание №6

    В тетради пишем:азбука

    Вывод:

    Когда складываются слова?(когда звуки стоят в таком порядке, когда различается смысл слова)

    Составляем новые слова из слова:

    (бука, бук, база, куб, зуб)

    Молодцы! Вы устали...

    Физминутка.

     (я открываю электронное приложение)

    -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буква заблудилась»

    Что выяснили, играя? (замена всего одного звука в слове ведет к замене смысла слова)

    Будьте внимательны, чтобы не попасть в смешное положение.

    Работа с новым словарным словом в электронном приложениии.

    (Объяснение значения слова весело электронном прилож.)

    Запись: весело (как состояние)

    -Когда бывает весело на уроке (когда что-то веселое, юмористическое читаем.

    Весело читать небылицы.)

    -Близкое по смыслу: весело-радостно.

    Когда весело в значении радостно на уроке. В какие моменты вы испытываете это состояние ? (когда получается)

    Весело получать хорошие отметки.

    -Противоположное значение: весело-грустно.

    Когда на уроке бывает грустно?

    Грустно, когда что-то не получается на уроке.

    Ну а наш урок подходит к концу. Оцените свое эмоциональное состояние разными цветами: вам радостно от урока: зеленым, не очень-желтым, грустно-красным.

    8 Подведем итоги.

    Рубрика: проверь себя.

    (открываем доску с таблицей.

    Что на уроке научились обозначать? (звуковые обозначения слов)

    Для чего нужно это знать?(чтобы грамотно писать)

    Работа по 1 вопросу.

    Почему? Звук и буква может не совпасть.

    Работа по 2 вопросу.

    (буквы нужны для обозначения звука на письме).

    9 Самооценивание результата учебной деятельности.

    Оцените результат своей работы при помощи светофора.

    (Я все понял -зеленым,

    Испытывал трудности-желтым ( в чем?)

    Надо еще поработать-красным.)

    Какой вид работы понравился больше всего?

    Произнесите звук И и пусть хорошее настроение сопровождает вас целый день.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность между детским садом и начальной школой.

    Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.  О проблемах  преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе к УМК "Школа России", Канакина.

    Тема урока: "Безударные гласные звуки, проверяемые ударением корне слова"....

    открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

    открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                       Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...