Главные вкладки

    Статья по теме:
    Преемственность между детским садом и начальной школой в связи с переходом на новые ФГОС

    Выступление на методическом объединении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preemstvennost_mezhdu_detskim_sado1.docx22.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преемственность между детским садом  и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения.

    Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л.С. Выготский)

    Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с  переходом на ФГОС 2 поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.  

    Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

    Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

    Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

      Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

    - развитие любознательности;

    - развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    - формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

    - развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

    Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни,  сотрудничает детским садом. Посредством этого сотрудничества в нашей школе выработана программа преемственности «детский сад – начальная школа». Ее главная цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный  и перспективный характер. Ежегодно учителя нашей школы, воспитатели и психологи детского сада проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.

    На основе результатов мониторинга, нашей школой и детским садом составляется программа сотрудничества и вырабатывается план конкретных действий для обеспечения наиболее благоприятных условий адаптации детей к школе. План сотрудничества предусматривает работу с детьми, работу в связке воспитатель – учитель и работу с родителями.

    Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, организацию совместных выставок рисунков детей детского сада и учеников первых классов, участие школьников в утреннике «До свидания, детский сад. Здравствуй школа» и др.

    Особое внимание уделяется  и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. В этом году дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы,  могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят  на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.

    Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в составлении списков будущих первоклассников, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе.

    ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

    Методическая работа

     

     МЕРОПРИЯТИЯ 

     ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ 

    1

    Круглый стол «Приоритетные направления развития образовательной системы» 

    август

    2

     Посещение учителями начальной школы открытых занятий в

     подготовительной группе детского сада 

    февраль-март

    3

    Посещение воспитателями детского сада открытых уроков в 1-х классах начальной школы

    сентябрь-октябрь

    4

    Анализ школьной адаптации и успеваемости первоклассников 

    октябрь, май

    5

    Проведение психолого-педагогической диагностики детей подготовительных групп на конец учебного года

    апрель

    6

    Разработка единой диагностической карты готовности дошкольника к школьному обучению 

    апрель

    7

    Подведение итогов по преемственности

    май

    Работа с детьми

     № 

     МЕРОПРИЯТИЯ 

    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

    1

    Экскурсия в школу. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе».

    апрель

    2

    Экскурсия в музей боевой славы школы.

    май

    3

    Показ театральной постановки учащимися начальной школы

    март

    Работа с родителями

     № 

    МЕРОПРИЯТИЯ 

    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ 

    1

    День открытых дверей для родителей выпускников подготовительных групп детского сада

    октябрь

    2

    Родительское собрание "Деятельность школы  в период адаптации первоклассника к школе"

    март

    3

    Консультации для родителей: 
    Здоровье первоклассника-залог успешного обучения в школе 
    Умение учиться 

    апрель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

    презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

    Преемственность между детским садом и начальной школой.

    Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.  О проблемах  преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...

    Мастер - класс по изготовлению открытки в стиле пергамано. Совместное мероприятие между детским садом и начальной школой.

    В нашей школе  проводятся  мероприятия, направленные на совместную деятельность сада и начальной школы. В 2014 году был  проведен мастер-класс для детей подготовительной группы и 3 клас...

    Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

    Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

    Доклад "Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС".

    В материале даны новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, которые требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и начальной школы, построении новой модели выпускн...