Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные" (УМК "Начальная школа ХХI века")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Травкова Олеся Николаевна

Для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа»

 им. М.Т. Калашникова

«Усть-Таловская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

(УМК «Начальная школа ХХ I  века»)

по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Подготовила:

учитель начальных классов

Травкова Олеся Николаевна

с. Усть-Таловка

Конспект урока по русскому языку в  3 классе

 (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Цель:  учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи:

 Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).

Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

- принимать и сохранять учебную задачу,

- способность и умения учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- формировать умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, вести диалог; умение работать в паре, группе; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование: русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф. – (Начальная школа XXI века).

• раздаточный материал – карточки.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Мы – умные!                                                                                                 Мы – дружные!                                                                                  Мы – внимательные!                                                                       Мы – старательные!                                                                                Мы отлично учимся!                                                                                     Всё у нас получится!          

- На уроке мы будем писать, думать  и сделаем в области русского языка открытие.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Старый – молодой

Война – мир

Глубокий – мелкий

Твёрдый – мягкий

Значит, сегодня мы будем писать букву м. Запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (большой – маленький, помогать-мешать, гладить – мять и т.д).

Дети записывают число, классная работа.

- К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м.

Дети записывают.

Актуализация знаний.

“Четвертое лишнее” – устно.

  • Роща, туча, озеро, няня.
  • Цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть.
  • Врача, муравью, товарища, сестры.

Дети отвечают.

Озеро, т.к. это существительное среднего рода.

Цифра, пишется через букву и.

Муравью, это слово в дательном падеже.

Создание проблемной ситуации.

Работа в группах с таблицей.

- У вас лежат таблицы. Распределите  слова по этим группам и придумайте в каждую группу по 1 слову.

1.

Имена, фамилии, отчества

2.

Имена сказочных героев

3.

Географические названия

Слова для справок:  Александр Сергеевич Пушкин, Мальвина,  Незнайка, тополь, Петров Сергей, Волга, рябина, Москва.

    Фронтальный опрос учащихся.

- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.                          

 - Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

-А ещё можно найти отличия?

- Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы (прописной), другие - с маленькой (строчной).

Делят слова на   группы.

- Написанием.

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что мы должны узнать на уроке?

- Заглавная и строчная буквы в словах.

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.

Построение выхода из затруднений («открытие»).

- Имена существительные Александр Сергеевич Пушкин, Мальвина, Незнайка, Волга, Москва  называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

- Сверим свои полученные знания с учебником в рубрике «Тайны языка»

Ответы детей.

Дети называют свои имена.

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

Учащиеся приводят примеры.

Первичное закрепление.

- А теперь вам предстоит выполнить задание 1, которое называется «Корректор». Вы найдете его  на карточках, которые лежат на парте. Вам нужно списать текст, исправляя в нем все ошибки.

       В нашем районе есть село курья.
В Курье  много улиц.  Есть улица советская, улица центральная.
    В селе  есть памятник известному человеку.  Памятник михаилу Тимофеевичу калашникову .

Какие имена собственные вам знакомы? Чем знаменит М.Т. Калашников?

Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

Ответы детей.

Физкультминутка

- Называю собственные имена существительные - хлопаете в ладоши над головой, нарицательные – топаете ногами.

Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе, меню, Осло, Миссури, кофе.

 - Чем похожи слова?

Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе, меню, Осло, Миссури, кофе.      

 Разделите на 2 группы устно.

- Определите род собственных  имён существительных?

- Где найдём информацию?   Посмотрите в учебник рубрика «Обрати внимание».

Дети выполняют задание.

- Несклоняемые.

- Собственные и нарицательные.

Проблемная ситуация.

Первичное закрепление во внешней речи.

Что нового вы узнали об именах собственных?

- Как определить род несклоняемых собственных имен существительных?

- Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»).

Работа в группах.

На карточках написаны слова для каждой группы:

стол – столы

дом - дома

подарок - …

кошка - …

Россия

Волгоград

Волга

Сахалин

 

стол – столы

дом - дома

корабль – …

девочка - …

Россия

Киров

Сирия

Сахара

стол – столы

дом - дома

солдат - …

собака - ..

Владивосток

Хабаровск

Амур

Карпаты

стол – столы

дом - дома

карандаш - …

белка - …

Белоруссия

Москва

Курск

Альпы

- Прочитайте две пары слов левого   столбика.

- Как изменяются в нём слова?

- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

- Измените по числам остальные слова.

- Прочитайте слова правого столбика.

- Измените их по числам.

- Получается?        

- А к какой группе существительных относятся эти слова?

- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать?                        

Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.

                 

- Слова изменяются по числам.

- Имена нарицательные.

Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.

- Имена собственные.

- Собственные имена существительные не изменяются по числам.

Закрепление нового знания.

Выполните в учебнике на странице 56 упражнение 3.

 

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.
Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.
Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Рефлексия.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели? 

- Что нового  узнали об имени существительном?

- Что показалось сложным на уроке?

- Оцените свою работу на уроке:

В конце работы в тетради рисуется звёздочка и закрашивается по определённым заранее критериям: красная – «Я доволен своей работой, у меня нет ошибок» зелёная – « В моей работе есть 1-2 недочёта» жёлтая - «Я не доволен своей работой»

Дети отвечают.

Домашнее задание.

Задание по выбору:

  • Записать названия 7 улиц нашего посёлка. (с одним названием придумать предложение)
  •  Найти 7 несклоняемых собственных существительных  и определить  их род
  • с.55-56  выучить правило наизусть

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Фамилия ____________________________                        рисунок

Выбери  и  выполни  любое  понравившееся  задание

1  задание:

Прочитай  текст. Подчеркни  имена  собственные.

Первоклассник.

       Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире на улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ним бежит собака Дружок. В классе Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку «Репка».

2  задание:

Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Подчеркни  нужную  букву.

Я  живу  в  (П, п) осёлке   (К, к) азанцево. Мой дом находится на (У, у)лице (П, п) олевой. Вместе  со  мной  живут  (К, к) ошка  (М, м) урка  и  (П, п) ес  (Д, д) ружок.  

3  задание:

Придумай  и  запиши  своё  предложение, чтобы  в  нём  было  имя  собственное.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...

Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Орфограмма в корнях слов. УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: развитие умения видеть орфограммы в корне слова и подбирать проверочные слова;развитие умения анализировать и обобщать.Планируемые результаты:Предметные: уметь видеть о...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного текста" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании предлогов с именем существительным; восстановление деформированного текста.Планируемые результатыПредметные:- знать, как пишутся предлоги;-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...