Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные" (УМК "Начальная школа ХХI века")

    Травкова Олеся Николаевна

    Для 3 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc93.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиал МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа»

     им. М.Т. Калашникова

    «Усть-Таловская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе

    (УМК «Начальная школа ХХ I  века»)

    по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Травкова Олеся Николаевна

    с. Усть-Таловка

    Конспект урока по русскому языку в  3 классе

     (УМК «Начальная школа ХХI века»)

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

    Цель:  учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

    Задачи:

     Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).

    Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

    Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    - внутренняя позиция школьника;

    - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    - самоанализ и самоконтроль результата;

    - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Познавательные:

    - принимать и сохранять учебную задачу,

    - способность и умения учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

    Регулятивные:

    - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные:

    - формировать умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, вести диалог; умение работать в паре, группе; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Оборудование: русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф. – (Начальная школа XXI века).

    • раздаточный материал – карточки.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    Организационный момент.

    Эмоциональный настрой.

    Мы – умные!                                                                                                 Мы – дружные!                                                                                  Мы – внимательные!                                                                       Мы – старательные!                                                                                Мы отлично учимся!                                                                                     Всё у нас получится!          

    - На уроке мы будем писать, думать  и сделаем в области русского языка открытие.

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

    Минутка чистописания.

    - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    - Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

    Старый – молодой

    Война – мир

    Глубокий – мелкий

    Твёрдый – мягкий

    Значит, сегодня мы будем писать букву м. Запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (большой – маленький, помогать-мешать, гладить – мять и т.д).

    Дети записывают число, классная работа.

    - К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м.

    Дети записывают.

    Актуализация знаний.

    “Четвертое лишнее” – устно.

    • Роща, туча, озеро, няня.
    • Цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть.
    • Врача, муравью, товарища, сестры.

    Дети отвечают.

    Озеро, т.к. это существительное среднего рода.

    Цифра, пишется через букву и.

    Муравью, это слово в дательном падеже.

    Создание проблемной ситуации.

    Работа в группах с таблицей.

    - У вас лежат таблицы. Распределите  слова по этим группам и придумайте в каждую группу по 1 слову.

    1.

    Имена, фамилии, отчества

    2.

    Имена сказочных героев

    3.

    Географические названия

    Слова для справок:  Александр Сергеевич Пушкин, Мальвина,  Незнайка, тополь, Петров Сергей, Волга, рябина, Москва.

        Фронтальный опрос учащихся.

    - Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.                          

     - Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

    -А ещё можно найти отличия?

    - Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы (прописной), другие - с маленькой (строчной).

    Делят слова на   группы.

    - Написанием.

    Постановка учебной задачи

    - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

    - Что мы должны узнать на уроке?

    - Заглавная и строчная буквы в словах.

    - Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.

    Построение выхода из затруднений («открытие»).

    - Имена существительные Александр Сергеевич Пушкин, Мальвина, Незнайка, Волга, Москва  называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

    - Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

    - Какие у вас собственные имена?

    - Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

    - Как же пишутся собственные имена существительные?

    - Но есть еще нарицательные имена существительные.

    - Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

    - Как вы думаете, как пишутся такие слова?

    - Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

    - Сверим свои полученные знания с учебником в рубрике «Тайны языка»

    Ответы детей.

    Дети называют свои имена.

    - Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

    - Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

    Учащиеся приводят примеры.

    Первичное закрепление.

    - А теперь вам предстоит выполнить задание 1, которое называется «Корректор». Вы найдете его  на карточках, которые лежат на парте. Вам нужно списать текст, исправляя в нем все ошибки.

           В нашем районе есть село курья.
    В Курье  много улиц.  Есть улица советская, улица центральная.
        В селе  есть памятник известному человеку.  Памятник михаилу Тимофеевичу калашникову .

    Какие имена собственные вам знакомы? Чем знаменит М.Т. Калашников?

    Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

    Ответы детей.

    Физкультминутка

    - Называю собственные имена существительные - хлопаете в ладоши над головой, нарицательные – топаете ногами.

    Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе, меню, Осло, Миссури, кофе.

     - Чем похожи слова?

    Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе, меню, Осло, Миссури, кофе.      

     Разделите на 2 группы устно.

    - Определите род собственных  имён существительных?

    - Где найдём информацию?   Посмотрите в учебник рубрика «Обрати внимание».

    Дети выполняют задание.

    - Несклоняемые.

    - Собственные и нарицательные.

    Проблемная ситуация.

    Первичное закрепление во внешней речи.

    Что нового вы узнали об именах собственных?

    - Как определить род несклоняемых собственных имен существительных?

    - Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.

    Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»).

    Работа в группах.

    На карточках написаны слова для каждой группы:

    стол – столы

    дом - дома

    подарок - …

    кошка - …

    Россия

    Волгоград

    Волга

    Сахалин

     

    стол – столы

    дом - дома

    корабль – …

    девочка - …

    Россия

    Киров

    Сирия

    Сахара

    стол – столы

    дом - дома

    солдат - …

    собака - ..

    Владивосток

    Хабаровск

    Амур

    Карпаты

    стол – столы

    дом - дома

    карандаш - …

    белка - …

    Белоруссия

    Москва

    Курск

    Альпы

    - Прочитайте две пары слов левого   столбика.

    - Как изменяются в нём слова?

    - К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

    - Измените по числам остальные слова.

    - Прочитайте слова правого столбика.

    - Измените их по числам.

    - Получается?        

    - А к какой группе существительных относятся эти слова?

    - Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать?                        

    Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.

                     

    - Слова изменяются по числам.

    - Имена нарицательные.

    Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.

    - Имена собственные.

    - Собственные имена существительные не изменяются по числам.

    Закрепление нового знания.

    Выполните в учебнике на странице 56 упражнение 3.

     

    Работают в паре.

    Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

    Включение в систему знаний и повторение.

    - Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.
    Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.
    Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое.

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Рефлексия.

    - Какую цель мы ставили в начале урока?

    - Достигли мы этой цели? 

    - Что нового  узнали об имени существительном?

    - Что показалось сложным на уроке?

    - Оцените свою работу на уроке:

    В конце работы в тетради рисуется звёздочка и закрашивается по определённым заранее критериям: красная – «Я доволен своей работой, у меня нет ошибок» зелёная – « В моей работе есть 1-2 недочёта» жёлтая - «Я не доволен своей работой»

    Дети отвечают.

    Домашнее задание.

    Задание по выбору:

    • Записать названия 7 улиц нашего посёлка. (с одним названием придумать предложение)
    •  Найти 7 несклоняемых собственных существительных  и определить  их род
    • с.55-56  выучить правило наизусть

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

    Фамилия ____________________________                        рисунок

    Выбери  и  выполни  любое  понравившееся  задание

    1  задание:

    Прочитай  текст. Подчеркни  имена  собственные.

    Первоклассник.

           Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире на улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ним бежит собака Дружок. В классе Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку «Репка».

    2  задание:

    Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Подчеркни  нужную  букву.

    Я  живу  в  (П, п) осёлке   (К, к) азанцево. Мой дом находится на (У, у)лице (П, п) олевой. Вместе  со  мной  живут  (К, к) ошка  (М, м) урка  и  (П, п) ес  (Д, д) ружок.  

    3  задание:

    Придумай  и  запиши  своё  предложение, чтобы  в  нём  было  имя  собственное.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное"

    Презентация содержит обобщенный материал (блок) к первому уроку по  теме "Имя существительное", позволяет повторить знания , изученные во 2 классе....

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

    Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"

    Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...

    Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме: "Имена существительные. Одушевлённые, неодушевлённые. Собственные, нарицательные.

    Учащиеся научаться находить имена существительные, определять, одушевлённые они или неодушевлённые, собственные или нарицательные....

    Контрольно-измерительные материалы для текущей оценки достижения планируемых результатов по русскому языку в 3 классе по теме: «Имя существительное»

    Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов по теме: «Имя существительное» в 3 классе....

    Урок русского языка в 3 классе "по теме Имя существительное.Постоянные и непостоянные признаки"

    Урок систематизации и обобщения знаний по теме " Имя существительное"...