Конспект урока по русскому языку, 3 класс: Предложный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_pnsh_predlozhnyy_padezh.docx33.95 КБ
Файл padezh.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.10.2018

ФИО учителя: Селихова Ф.Х __________

Школа: 95

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 3-1

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет: 314

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Предложный падеж имен существитльных»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь определять предложный падеж по вопросу и предлогам;
  • уметь писать слова с парным по звонкости\глухости согласным в середине слова (в корне слова);

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «ПНШ» (3 кл. 1 ч., стр 91-93), презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2018 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

Присаживайтесь.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

5 минут

Ребята, послушайте внимательно небольшое стихотворение и, глядя на изображение, попробуйте догадаться, что хотел сказать нам этим стихотворением Ломоносов.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Как вы понимаете значение слова «награда»?

Верно. Сегодня мы с вами снова отправимся искать ответы на все вопросы в мир русского языка.

Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Проведем минутку чистописания.

П, п. 

С какой буквой мы будем работать? Что вы о ней знаете?


Пропишите по две заглавной и строчной буквы П.

Пушкин, погода, осень. 

Что написано на другой строчке? (слова)

Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)
Какой частью речи являются эти слова? Как изменяются имена существительные? (число, падеж)

Продолжите строку и напишите эти слова каллиграфически.

Составьте предложение, употребив одно слово в Т.п.

Докажите, что слово «осенью» употреблено в Т.п.

Абсолютно верно!

(слушают стихотворение)

-Ломоносов призывает нас учить русский язык и делать это осмысленно.

-Слово «награда» имеет в этом случает значение слова «знания».

-Буквы П,п. Это буква обозначает 2 согласных звука, парный глухой, парный мягкий.
(работают самостоятельно в тетради)

-Слова.

-Это имя собственное.

-Это существительные. Они изменяются по числу и падежу.

(работают самостоятельно в тетради)

-Пушкин любил погоду осенью.

-Задаем вопрос «кем\чем?» - осенью. Так же мы знаем, что Т.п может быть употреблен как с предлогом, так и без него. Поэтому, если слово отвечает на падежный вопрос и не имеет предлога, то это Т.п

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

10 минут

А сейчас проведем небольшую словарную работу. Работаете на маленьких листочках, подпиште сверху справа свою фамилию и имя. Спишите, вставляя пропущенные буквы и поставив слова в нужную форму:

З_мляника поспела, создать из м_тал_, подбежал к м_газин, упасть в кр_вать, подавиться _гурец, заметка о к_см_навт.

Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте его работу с ответами на слайде.

Ребята, скажите, что вы заметили?

Верно. Вы уже довольно долго изучаете падежи и познакомились почти со всеми. Посмотрите на эту таблицу. Чего в ней не хватает?

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

?

Непорядок. Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Восстановите таблицу.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю выйти по-одному человеку и заполнить пустые строки у каждого падежа, а остальные проверят себя и вашего одноклассника.

Прекрасно! Ребята, как вы думаете, почему в колонке с падежами стоит знак вопроса? Какой падеж там должен быть?

Ребята, как вы тогда думаете, какая тема у нашего урока?

Все верно, сегодня мы с вами познакомимся с Предложным падежом.

Посмотрите на небольшие опоры и поставьте себе цель на урок (опоры на доске):

-узнать…
-познакомиться…
-вспомнить…
-повторить…
-потренироваться…
-научиться лучше…

Спасибо за ваши ответы. Я очень надеюсь, что вы сегодня добьетесь своих целей.

(выполняют взаимопроверку)

-Каждое словосочетание соответствует определенному падежу.

-В таблице отсутствуют вопросы и вспомогательные слова падежей.

(работают в парах)

(взаимопроверка и самопроверка)

-Потому что там должен быть еще один падеж – предложный.

-Тема урока – Предложный падеж.

-Сегодня на уроке я… (ставят цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

(Словесный – беседа)

(Практический – упражнение)

(Практический – анализ правила)

10 минут

Давайте познакомимся с планом работы над нашей темой. Также в течение урока мы с вами будем заполнять ваши таблицы с падежами, так что всегда держите их наготове:

  • Название падежа.
  • Вспомогательное слово.
  • Вопросы падежа.
  • Предлоги падежа.
  • Член предложения.

Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то, думать о ком-либо и о чем-либо. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

Предлагаю вам познакомиться с небольшим стихотворением, которое поможет нам ответить на некоторые пункты нашего плана:

А я – падеж Предложный,

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «О», и «В», и «При» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем подумать, в чем гулять!

Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? 

Поработаем в парах. Составьте два предложения. Найдите основу предложений. Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

Сделайте вывод из того, что у вас получилось.

Посмотрите внимательнее, каким членом предложения является существительное в П.п?

Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.Найдите ответы на пункты  3, 4, 5 нашего плана.

Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?

Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?

Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (групповая работа по вариантам)

1 вариант

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. Луна

2 вариант

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже предложный

Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

Посмотрите на наш план, на какой вопрос мы еще с вами ответили?

(знакомятся с планом работы на уроке)

(слушают)

-Падеж Ломоносов назвал предложным, потому он употребляется только с предлогами.

 –Думать.

(работают в парах)

-Имена существительные в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.

-Существительное в П.п является дополнением или обстоятельством.

-П.п отличается вопросами и употребляются слова в П.П только с предлогами.

-Без предлогов употребляется И.п, а всегда с предлогами – П.п.

(выполняют задание самостоятельно на карточках)

-О, об, в, на.

-Предлог О употребляется, если существительное начинается с согласного звука, а ОБ – если с гласного.

-Мы узнали, какие предлоги есть в П.п.

Р: саморегуляция

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Именительный подпрыгнул (прыжки на месте),
А Родительный летал (поворот корпуса в стороны),

Дательный полез на горку (шаг с попеременным поднятием рук),

А Винительный – устал (встряхивание корпуса, рук и ног).

Наш Творительный поплавал (круговые вращения рук),

А Предложный побежал (бег на месте)!

Падежи нам всем нужны (хлопки),

Кто чем занят знать должны (шаг)!

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

5 минут

Откройте учебники на странице 92, упражнение 77. Прочитайте задание.

Что нужно сделать?

Выполните это задание, а также запишите к выделенным словам проверочные.

Какие словосочетания вы выписали? Докажите, что выделенные слова зависимые.

Какие проверочные слова вы подобрали? Какая здесь орфограмма?

Ребята, обратите внимание, что если слова стоят в предложном падеже, то мы можем задать два вопроса – смысловой и падежный. С падежными вопросами мы уже познакомились, а теперь найдите смысловой вопрос.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что падежный вопрос, который мы задаем к существительному, включает тот предлог, с которым это существительное употреблено, что позволяет нам также определить падеж.

Найдите упражнение 78 на странице 92 учебника.

Работаем устно, «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.

В каком падеже стоят НЕ выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены?

-Выписать словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми.

-Написал (где? в чем?) в тетрадке. Растут (где? на чем?) на грядке.

-Тетрадка – тетрадь. Грядка – гряда. Орфограмма – парный по звонкости\глухости в середине слова.

-Смысловой вопрос – вопрос «где?»

(работают устно, по цепочке)

-В П.п. Употреблены с предлогом В.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)

5 минут

Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги:

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, полетать на метле.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, заплакал при маме.

Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

(выполняют самостоятельную работу на карточках)

(выполняют взаимопроверку по эталону)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

(Практический – работа с предложением)

2 минуты

Откройте учебник на странице 93, упражнение 79. Прочитайте задание.

Что нужно сделать?

Выполните эту работу самостоятельно.

Какие слова вы выделили? Докажите проверочными словами.

В каком падеже стоят выделенные слова? Докажите.

-Найти в словах орфограмму парный согласный в корне слова и написать проверочные слова, определить падеж выделенных слов.

-Предки (предок), ветке (веточка), клетке (клеточка), детки (дети).

-В П.п. Можно задать вопрос падежа, а можно определить падеж по предлогам НА и В.

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

Вспомните, какую цель вы себе ставили. Похлопайте в ладоши те, кто считает, что своей цели на уроке он НЕ достиг. Потопайте ногами те, кто считает, что достиг своей цели, но у него еще остались вопросы. И встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что полностью достиг своей цели на этом уроке.

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Предложный падеж имен существительных»

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… М. В. Ломоносов

Слайд 3

2 ноября Классная работа П п Пушкин, погода, осень.

Слайд 4

( з_мляник _) поспела, создать из ( м_тал _), подбежал к ( м_газин ), упасть в ( кр_вать ), подавиться (_ гурец ), заметка о ( к_см_навт ). Спишите, вставляя пропущенные буквы и поставив слова в нужную форму.

Слайд 5

Проверка З е мляник а поспела, создать из м е тал л а, подбежал к м а газину, упасть в кр о вать, подавиться о гурцом, заметка о к о см о навте.

Слайд 6

Падеж Вопросы Слова-помощники Предлоги Член предложения Дополнительно И.п Р.п Д.п В.п Тв.п ?

Слайд 7

Тема: Предложный падеж Цели: -узнать… -познакомиться… -вспомнить… -повторить… -потренироваться… -научиться лучше…

Слайд 8

Название падежа. Вспомогательное слово. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения. План работы на уроке:

Слайд 9

А я – падеж Предложный , Со мною случай сложный! Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах, да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги. Пусть будет « О », и « В », и « При » - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О чём подумать, в чём гулять!

Слайд 10

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились. Составьте два предложения. Найдите основу предложений. Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Слайд 11

Дедушка рассказывал о внуке. В воздухе кружились листочки.

Слайд 12

1 вариант Я скучаю . Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о короне , Буду с ней сидеть на троне . Я мечтаю о слоне , Чтоб кататься при Луне . 2 вариант Я мечтаю о серёжках , Я мечтаю о сапожках , Вечерами в полумгле Я мечтаю об орле . Буду с ним летать на волю , Буду я учиться в школе , Ой, мечтаю я уже О предложном падеже !

Слайд 13

Проверка: 1 вариант Блестела на траве , проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, полетать на метле . 2 вариант Рассказ о книге , запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, заплакал при маме .

Слайд 14

Тема: Предложный падеж Цели: -узнать… -познакомиться… -вспомнить… -повторить… -потренироваться… -научиться лучше…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падеж имен существительных»

Цели педагогической деятельности:создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.Задачи:Образовательная: активизировать способность язы...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...