Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольной образовательной организации и общеобразовательной школы, как один из путей профилактики дисграфии и школьной неуспеваемости.
статья

Виноградова  Яна Андреевна

Выступление в рамках ежегодного августовского совещания педагогических работников Корсаковского городского округа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чапаево»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

(МБОУ «СОШ с.Чапаево»)

Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольной образовательной организации и общеобразовательной школы, как один из путей профилактики дисграфии и школьной неуспеваемости.

Учитель-логопед

Гуляева Яна Андреевна

Корсаковский городской округ

с.Чапаево

2018

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие ребенка. Именно речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения.

Но, к сожалению, из года в год количество детей поступающих в общеобразовательные учреждения (школы, детские сады) с речевыми проблемами увеличивается. В первый класс приходят дети с нарушениями речи различной этиологии,  характера и степени выраженности, что впоследствии является серьезным препятствием  в овладении учащимися письмом и чтением, а на более поздних этапах (старшие классы) – в усвоении грамматики родного языка и  программы  гуманитарных предметов. В большей степени это касается детей с системными нарушениями речи (ОНР, ФФНР), у которых нарушены несколько, а то и все компоненты речевой системы. Например, отсутствующий или неправильно произносимый звук  может смешиваться с целым рядом звуков, что отражается на письме, приводя к смешению соответствующих букв. В более тяжѐлых случаях отмечаются такие ошибки, как пропуски, добавления, перестановки букв, слияние нескольких слов в одно, замены букв по графическому сходству. Данные нарушения письменной речи в логопедии называют дисграфией. Зачастую дисграфики (дети, имеющие частичное специфическое нарушение письма) оказываются в числе стойко неуспевающих учеников, они нуждаются в своевременной квалифицированной помощи логопеда.

Для решения этой проблемы необходимо своевременно выявить речевое нарушение и провести  коррекционную работу, устраняя тем самым факторы, осложняющие образовательную деятельность ребенка. Дошкольное детство  является благоприятным периодом для коррекции речевых нарушений, чем раньше начнется работа, тем легче устранить речевой дефект, пока на его основе не успели сформироваться вторичные и даже третичные отклонения. Но работая в условиях логопункта общеразвивающего детского сада села Чапаево, всего на пол ставки, понимаю, что невозможно охватить всех дошкольников нуждающихся в логопедической помощи, поэтому приходится в первую очередь большее внимание уделять воспитанникам старшего дошкольного возраста имеющих сложные речевые расстройства.  Эти дети испытывают трудности в овладении всеми компонентами речевой системы, как следствие у них наблюдается недостаточный уровень сформированности языковой готовности к школе. Полностью устранить сложный речевой дефект за один-два года не всегда удается.

Когда дети с речевыми нарушениями покидают стены дошкольного учреждения, дальнейшая работа должна продолжиться на школьном логопункте, с обязательным учётом ранее проведённого специального обучения,  то есть школьный логопед должен опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, а не  дублировать темы, которые уже усвоены детьми. Для того чтобы логопед продолжил начатую в детском саду работу по коррекции речевого дефекта,  необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. 

Преемственность для логопеда– это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Преемственность в логопедической работе общеобразовательной школы и детского сада села Чапаево осуществляется систематически, поскольку я являюсь учителем-логопедом и школы и детского сада по совместительству. На практике убедилась в неоценимой пользе преемственности двух учреждений: во-первых, работая с детьми старшего дошкольного возраста, я имею возможность ориентироваться на современные требования школы, на формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения, а в школе опираюсь на знания и умения, сформированные и приобретенные в детском саду. Во-вторых, имею четкое представление о контингенте детей поступающих в 1-й класс, о наличии или отсутствии у них речевых нарушений, характере и степени выраженности нарушения, если оно имеется. Это дает возможность дифференцированно подойти к логопедическому обследованию и  в дальнейшем выстроить эффективную систему коррекционного воздействия. Кроме того, преемственность в моей работе обеспечивает более мягкое прохождение периода адаптации первоклассников с нарушениями речи.  И наконец, наиболее значимым аспектом преемственности является, то, что работу по профилактике дисграфии и дислексии, я начинаю именно в детском саду, это позволяет скорректировать  дефект на уровне устной формы речи и тем самым   предупредить   его   вторичное  проявление  в  виде  нарушений чтения и письма.  Работа по профилактике дисграфии в старшей и подготовительной группе направлена на развитие:

  • моторики, графомоторных навыков  (развитие крупной и мелкой моторики);
  • оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • слухового восприятия (умение различать неречевые и речевые звуки, производить дифференциацию изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний);
  • речевого дыхания (использование речевых зарядок, скороговорок, дыхательных упражнений);
  •  артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, самомассаж).
  • словарного запаса, звукового анализа  и синтеза, грамматического строя речи (словоизменения и словообразования).
  • высших психических функций: памяти, внимания (зрительного и слухового), мышления.

Особое место отвожу развитию и активизации речемыслительной деятельности дошкольников и младших школьников. Считаю это одним из путей профилактики  школьной неуспеваемости. Ведь неполноценная речевая деятельность, как правило, накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, ребята с нарушением речи  отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Вследствие чего, поступая в школу, выявляются серьезные проблемы, которые тормозят процесс обучения. С этой целью разработала комплекс интерактивных игр, направленных на развитие речемыслительной деятельности, которые также способствуют формированию всех компонентов речевой системы: совершенствованию произносительных навыков,  развитию лексико-грамматического строя речи детей, развитию связной речи, расширению кругозора, через ознакомление с окружающим миром в соответствии с лексической темой, а главным образом способствуют развитию словесно-логического мышления, формируют такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, классификация, анализ и синтез, незаменимые в школьном обучении. Разработанный комплекс интерактивных игр прошел практическую проверку в течение нескольких лет, которая подтвердила их эффективность.

Таким образом, единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах массовой школы позволила в  значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, тем самым не допустив  снижения качества образования детей с нарушениями речи. О чем свидетельствует сравнительный анализ мониторинговых отчетов коррекционно-диагностической работы за несколько лет. Так в 2014/2015 и 2016/2017  уч. годах результаты логопедического обследования были неутешительные.  Среди обучающихся начальной школы с.Чапаево В 2014 Г. выявлено 61 % обучающихся с различными нарушениями речи, от обычного нарушения звукопроизношения до системного недоразвития, 37 % из которых имели дисграфию или выраженные дисграфические ошибки на письме, в 2016 59 % - обучающихся начальной школы с нарушениями речи, 31% из которых дисграфики.

Важно отметить, что лишь один из обследуемых детей занимался с логопедом в дошкольном возрасте, остальные за помощью к специалистам не обращались, поэтому коррекционную работу в условиях школьного логопункта приходилось строить с самых начальных этапов. Соответственно и результаты в конце учебного года были не идеальными -  основная масса обучающихся с системными нарушениями речи нуждались в продолжении коррекционной работы.

В сравнении с показателями предыдущих лет в 2017/2018 уч. году уровень речевой готовности поступающих в первый класс детей повысился, а количество детей, имеющие дисграфические проявления значительно уменьшилось, мы связываем это с тем что в 2016/2017 уч. году в МБДОУ «Детский сад «Тополек»  с.Чапаево была введена должность учителя-логопеда. Наличие данного специалиста в детском саду позволило  своевременно выявить воспитанников нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи, осуществить необходимую коррекцию речевых нарушений у дошкольников, тем самым сформировав предпосылки для овладения в школе чтением и письмом. (см. Сравнительную таблицу)

2014-2015 уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Норма

39%

56 %

41  %

58 %

55 %

76 %

Нарушение письменной речи (дисграфии, дислексии)

37%

26 %

31 %

23%

23 %

13 %

Нарушение устной речи (ФНР, ФФНР, ОНР)

24%

18 %

28 %

19 %

 22 %

11 %

Однако, в силу совокупности неблагоприятных факторов (социальных, биологических, психологических), дети с нарушениями письменной речи в нашей школе все же есть, но с учетом проведенной логопедической работы в дошкольный период, на коррекцию или профилактику дисграфии затрачивается меньшее количество часов, нежели ранее.

Таким образом, только в тесном сотрудничестве логопедов дошкольного и школьного звена можно предотвратить многие нежелательные проблемы в обучении детей с нарушениями речи.

Считаем, что повышение эффективности логопедической работы напрямую зависит от наличия преемственности между двумя учреждениями детского сада и школы, т.е. непрерывности коррекционного воздействия на логопатов. В перспективе продолжим работу в этом направлении, пытаясь выстроить эффективную систему взаимодействия  между дошкольным и школьным образованием, которая найдет свое практическое применение и в других учреждениях нашего района.

К сожалению, возможность совместительства профессиональной деятельности, столь значимого в плане преемственности, имеется не у каждого логопеда, тем более в городской местности. Однако мы можем предложить и другие варианты взаимодействия:

  • Зачастую родители заранее знают, в какую именно школу пойдет их ребенок, поэтому логопеду дошкольной организации рекомендуется заранее установить контакт со школьным учителем-логопедом, одним из эффективных вариантов является работа методического объединение логопедов, которого к сожалению в нашем районе нет. На заседаниях методического объединения логопеды смогут наладить личные контакты  с  целью  обсуждения  мероприятий по преемственности в работе, обмена  опытом работы и конечно же  информацией о детях с речевыми недостатками. А также логопеды дошкольных организаций смогут познакомиться или вспомнить специфику работы школьного логопеда, для того чтобы ориентироваться на современные требования системы школьного образования.
  • Учителям-логопедам  дошкольных учреждений  и   школ   включать   в   годовой   план   работы мероприятия по преемственности двух значимых звеньев.
  • По выпуску из детского сада заполнять краткие логопедические карточки, где отражено актуальное состояние речи ребенка, это позволит школьному логопеду своевременно выявить детей с нарушениями речи и организовать эффективную коррекционную работу.

Логопедическая карточка

Ф.И.О. ребенка __________________________________________________

Дата рождения____________________________

Занимался ли с логопедом ранее____________________________________

Заключение при поступлении_______________________________________

Звукопроизношение

Слоговая структура слова

Фонематические процессы

Грамматический строй речи

Словарный запас

Связная речь

Заключение на момент выпуска из детского сада

Рекомендации специалиста

 

 Дата _________________            Учитель-логопед              ______________

  • Учитывая позитивные изменения в системе специального образования, а именно реализацию инклюзивной практики в общеобразовательных учреждениях, хочется особое внимание обратить на такую проблему, как отсутствие логопедов в общеобразовательных школах. Ведь при выпадении одного из звеньев единой цепи нарушается вся целостность образовательного процесса, а значит и качества образования.  

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольной образовательной организации и общеобразовательной школы, как один из путей профилактики дисграфии и школьной неуспеваемости. Учитель-логопед Гуляева Я.А.

Слайд 2

Речь Интеллектуальное развитие Мышление Восприятие Внимание Память Воображение

Слайд 3

Количество детей поступающих в общеобразовательные учреждения с речевыми проблемами с каждым годом увеличивается .

Слайд 4

Дисграфические проявления Замены Р-Л

Слайд 5

Дисграфические проявления.

Слайд 6

Дошкольный возраст Сензитивный период для развития и к оррекции речи.

Слайд 7

Структура речевого дефекта системного характера ОНР Словарный запас Фонематический слух Звукопроизношение Связная речь Грамматический строй речи Просодическая сторона речи

Слайд 8

Взаимодействие

Слайд 9

Преемственность непрерывность в развитии и обучении детей. Ш кола, как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал .

Слайд 10

Плюсы преемственности: Возможность ориентирования на современные требования школы; Возможность опираюсь на знания и умения, сформированные и приобретенные в детском саду; Четкое представление о контингенте детей поступающих в 1-й класс, о наличии или отсутствии у них речевых нарушений; Мягкое прохождение периода адаптации первоклассников с нарушениями речи . Возможность профилактики дисграфии и дислексии в детском саду .

Слайд 12

Результаты мониторинга диагностической работы 2014-2015 уч . год 2016-2017 уч . год 2017-2018 уч . год Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Норма 39% 56 % 41 % 58 % 61 % 76 % Нарушение письменной речи (дисграфии, дислексии) 37% 26 % 31 % 20% 20 % 13 % Нарушение устной речи (ФНР, ФФНР, ОНР) 24% 18 % 28 % 22 % 19 % 11 %

Слайд 13

Предложения по взаимодействию : Заранее установить контакт со школьным учителем-логопедом, через методического объединение логопедов; Учителям-логопедам дошкольных учреждений и школ включать в годовой план работы мероприятия по преемственности двух значимых звеньев; По выпуску из детского сада заполнять краткие логопедические карточки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Основные направления работы по преемственности с дошкольными образовательными организациями.

Работа по преемственности обеспечивает скорейшую адаптацию детей к школьной жизни, а значит даёт возможность качественного усвоения программного материала каждому ребёнку....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации

В данной статье описываются направления работы учителя-логопеда в школе....

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...

Организация коррекционной работы логопеда с помощью игр и программ МЕРСИБО

Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят м...