Организация коррекционной работы логопеда с помощью игр и программ МЕРСИБО
компьютерная программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Фролова Ольга Ивановна

Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». Использование вкоррекционной деятельности логопеда компьютерных игр МЕРСИБО повышает эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация «Педагогическая практика инклюзивного образования»

Организация коррекционной работы логопеда

с помощью игр МЕРСИБО

Фролова Ольга Ивановна,

 МБОУ Парнинская СОШ №5

Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». Использую в своей деятельности компьютерные игры МЕРСИБО с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, при этом решаю следующие задачи:

- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;

-  формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;

- адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной   программой;

- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Специально разработанные компьютерные программы МЕРСИБО, несут обучающий и развивающий характер. Они состоят из двух частей: мотивационной и развивающей; игры позволяют одновременно закреплять звуки, отрабатывать предлоги, правильно дышать, учатся считать и читать. Игры продуманы до мелочей, так как подготовлены детскими специалистами. Использование этих игр позволяет решать не только педагогические задачи, но и осуществлять индивидуальный подход к разным детям: обычным детям и детям с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Игрой легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие. Игры легко адаптируются под индивидуальные особенности ребенка с помощью настроек (скорость, сложность, длительность). Игры МЕРСИБО можно использовать как на индивидуальных, так и в групповых занятиях (ноутбук, проектор, интерактивная доска).

Компьютерные игры МЕРСИБО составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе таких занятий у детей улучшаются память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием.  Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.

Используя на своих занятиях компьютерные игры, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Для того чтобы ребенок стремился на занятие не только ради работы с компьютером, но и ради присутствия на традиционном занятии, полезно использовать компьютерную программу как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.

На тех  занятиях, где используется компьютерные игры МЕРСИБО, дисциплина всегда лучше. В результате занятий у многих детей сглаживается негативизм. Если на замечания логопеда ребенок часто реагирует негативно, то на замечания компьютерного героя дети не обижаются, ведь после каждого успешно выполненного задания они получают «приз», при этом ребенок эмоционально реагирует на такое поощрение и радуется виртуальным подаркам, чуть ли не больше, чем настоящим. таким образом, использование компьютера позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

Игры МЕРРСИБО существуют в нескольких вариантах:

- непосредственно на сайте https://mersibo.ru (онлайн-режим по подписке);

- на диске или флэшке (если в ОУ отсутствует Интернет);

- в виде карточек и настольных игр.

Для специалистов, педагогов и родителей регулярно проводятся вебинары, мастер-классы, курсы (https://mersibo.ru/user/certificate)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.

Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Учебно - методическое пособие.Мазанова Е. В. "Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы". Книга для логопеда

Мазанова Е. В. "Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы""...