Открытое занятие для учителей и воспитателей детских садов в группе (школьники и дошкольники) на тему "Фильтрация воды"
план-конспект занятия (1 класс)

Караваева Жанна Владимировна

Разработка занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx26.82 КБ
Файл filtratsiya_vody.pptx891.99 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для учителей и воспитателей детских садов  в группе (школьники и дошкольники)

Тема «Фильтрация воды»

Задачи урока: 

Образовательные:

  1. повторить свойства воды и значение воды в жизни планеты;
  2. научить пользоваться школьным переносным оборудованием;
  3. в результате проведённых опытов показать, как вода фильтруется в природных условиях; 4)продемонстрировать, как вода задерживается в почве или проходит через неё в зависимости от типа почвы;

 5) разобраться, какой тип почвы является лучшим для фильтрации воды и дренажа;

 6) понять, что грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов;

7) убедиться, что на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды;

8) показать значение охраны воды для жизни на планете;

 

 Развивающие

9) развивать познавательную активность учащихся;

10) формировать исследовательские умения в практической деятельности;

11) развивать наблюдательность и повышенное внимание к изучаемому вопросу;

12) развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

13) развивать творческие способности учащихся.

 

Воспитательные

14) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;

15) формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в парах и группе. 

 

Оборудование

1)комплект переносного лабораторного оборудования «Фильтрация воды»,

 2)образцы различных видов почв,

3) интерактивное оборудование для показа презентации «Фильтрация воды в природных условиях». 

4)цифровой микроскоп

                                        Ход урока:

 

 Назовите  необходимы условия для жизни растений и других живых    организмов?

 (Свет, вода, тепло, питательные вещества.)

       

 Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: без воды нам не прожить! (слайд)

- Что вы знаете о воде?

1.. Что вы можете сказать о прозрачности воды? (прозрачная)

 2.  Какой цвет имеет вода? (бесцветная)

 3.   Имеет ли вода запах? (без запаха)

4.Может ли вода растворять вещества? (да)

 5.  Что происходит с водой при нагревании? (испаряется)

  6.   Что происходит с водой при охлаждении? (замерзает)

 7.  Сколько имеет состояний вода? (3) (слайд)

       

 - Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи?  

( Из рек - речная вода, из артезианских скважин - грунтовая вода).

      Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим  химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.

- Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?

 Верно, она сохраняется благодаря круговороту воды в природе.

 Расскажите, как происходит  круговорот воды в природе? (мультфильм «Заяц Коська и Родничок)

 

Грунтовая вода образуется в процессе проникания дождевой и речной воды в толщу земли. Она заполняет пустоты в рыхлых слоях почвы.  (слайд)

  Для очищения  воды используют  фильтр.  (слайд )

Фильтр –  это устройство для очищения  жидкости.

 

- Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая?

 

          -А сейчас я задам вам вопросы на которые мы сможем ответить, поставив опыты                        

    1.Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?

    2. На чём основана очистка воды?

   3.Что может и чего не может отфильтровать почва?  (слайд )

 Опыт 1.  (слайд )

Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?

  1. Учащиеся собирают оборудование для фильтрования воды (медный фильтр кладётся на дно фильтровальной трубки).
  2. Ложкой положить почву в фильтровальную трубку.
  3. Из большой мензурки налить воду (чистую) в фильтровальную трубку.
  4. Проследить, сколько времени потребуется для просачивания через каждый тип почвы. По окончанию фильтрации сразу поднять руку.

 Какой можно сделать вывод?             

( учащиеся делают выводы, через какой тип почвы вода просачивается быстрее. Выводы заносятся в таблицу.)

- Какой тип почвы является водопроницаемым? (песок, гравий)

- Почему? (есть пустоты)

- Какой тип почвы является водонепроницаемым? (глина)

 

Вывод: Чем мельче частицы почвы, чем плотнее они прилегают друг к другу, тем сильнее почва задерживает движение воды.

  Опыт 2.

 На чём основана очистка воды?

 Мензурки с мутной водой. Из них вода выливается в фильтровальную трубку с почвой (глина, песок, гравий, почва с перегноем).

 - Через какую почву быстрее фильтруется быстрее – через сухую или влажную?

 Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.

- Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву?

- Через какой тип почвы вода просачивается более чистая?

 Вывод: песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.  

- Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации  воды?

Вывод:  в песке меньше пустот, чем в каменистой почве.

 

 - Почему грунтовая вода в родниках, ручьях, реках чистая? (Она очищается почвой)

- Чем является почва для воды? (Почва – это природный фильтр.)

-Как добывается вода из водоносного слоя земли?

 

    Вода добывается из грунта путём бурения глубоких скважин. Она поднимается при помощи насосов, а потом проходит дополнительную соответствующую обработку.

- Какая угроза нависла над водой? (Загрязнение.)

 

Опыт 3.

Что может и чего не может отфильтровать почва?

  1. учащиеся удаляют из фильтровальных трубок все виды почв, кроме песка в мусорное ведро, промывают их водой;
  2. во все фильтровальные трубки насыпается песок;
  3. в разные мензурки с водой добавляются соль, мел, растительное масло, нефть.

Задание: профильтруйте загрязнённую воду и проследите, что может отфильтровать почва, а что не может.

-Что осталось на почве? (масло, мел, нефть)

-Что почва смогла отфильтровать?

-А что почва не отфильтровала?

 

Вывод веществ: 

почва не может отфильтровать растворяемые вещества в воде.

Среди них могут быть и химические вещества, которые могут отравлять и воду, и почву.

Таким образом, на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды.

 

 - Назовите источники загрязнения воды. (Cтоки отбросов с заводов в реки,   разлив нефти, мусор от кораблей).

 

Над пресной водой нависла угроза. Её становится всё меньше. Это стало глобальной проблемой человечества.

 -  Что необходимо предпринимать людям, чтобы сберечь этот ценный дар природы, который является основой жизни?

 

Опыт 4.

Как дождевые  коллекторы помогают очищать воду?

- Где вы в городе вы видели коллекторы? ( на дорогах)         

Задание:

  1. Поместить пластиковую сетку в фильтровальную трубку;
  2. Смешать различные типы веществ (крупные и мелкие частицы мусора, растворимые и нерастворимые вещества) с водой в большой мензурке;
  3. Залейте содержимое мензурки в фильтровальную трубку;
  4. Оставить жидкость отстоять несколько минут.

 

- Что вы можете сделать для сбережения чистой питьевой воды?

- Сделайте вывод, как коллекторы очищают воду?

- От чего очищается вода в дождевом коллекторе?

 На бумажном цветке написать одно свойство воды, которое больше всего нравится, закрыть его лепестками цветка и обменяться с соседом. Цветки положить в мензурки с водой и проследить, что произойдёт. Лепестки цветка раскрылись.

  Основные выводы в конце занятия (слайд )

 

     1). Плотная почва (глинистая) сильнее задерживает движение воды.

     2). Вода быстрее фильтруется через влажную почву.

     3). Песок – лучший тип для фильтрации воды.

     4). Почва не может полностью очистить воду от нефти и масла.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фильтрация воды

Слайд 2

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

Слайд 3

- Что вы знаете о воде? 1.. Что вы можете сказать о прозрачности воды? а) непрозрачная б) мутная в) прозрачная 2 . Какой цвет имеет вода? ) а) белая; б) голубая; в) жёлтая; г) бесцветная. 3. Имеет ли вода запах? а) имеет ароматный запах; б) не имеет запаха; в) имеет резкий запах. 4. Может ли вода растворять вещества? а) растворяет все вещества; б) растворяет некоторые вещества; в) не растворяет никакие вещества 5. Что происходит с водой при нагревании? а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется. 6. Что происходит с водой при охлаждении? а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется. 7. Сколько имеет состояний вода? а) 2 состояния; б) 3 состояния; в) 1 состояние.

Слайд 4

Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи ? из рек - речная вода из артезианских скважин - грунтовая вода

Слайд 5

Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.

Слайд 6

Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?

Слайд 8

Для очищения воды используют фильтр. Фильтр – это устройство для очищения жидкости.

Слайд 9

Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая? Проблемные вопросы: 1.Через какой тип почвы вода просачивается быстрее? 2. На чём основана очистка воды? 3.Что может и чего не может отфильтровать почва?

Слайд 10

Опыт 1. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего? Опыт 2. На чём основана очистка воды? Опыт 3. Что может и чего не может отфильтровать почва? Опыт 4. Как дождевые коллекторы помогают очищать воду?

Слайд 11

Основные выводы: 1). Плотная почва (глинистая) сильнее задерживает движение воды. 2). Вода быстрее фильтруется через влажную почву. 3). Песок – лучший тип для фильтрации воды. 4). Почва не может полностью очистить воду от нефти и масла.

Слайд 12

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие-урок для дошкольников 5-6 лет (старшая группа)

Открытое занятие для дошкольников 5-6 лет (старшая группа) в рамках программы «Преемственность: детский сад-школа. Знакомство со школой и учителями».Тема: « Старание и терпение».Составили и прове...

Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Технология подготовки младших школьников к развитию речи"

Современные образовательные технологии приобретают все большую значимость в осуществлении учебного и воспитательного процесса в школе.Технология «Подготовки детей к развитию речи» даёт пол...

Доклад Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной и воспитательной деятельности младших школьников в группе продленного дня.

Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вноси...

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе на тему"Подводное царство"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности на тему: "Подводное царство" в младшей группе. Цель: создание коллективных работ посредством нетрадиционного рисования. ...

Конспект открытого занятия по познавательно - речевому развитию в средней группе "Путешествие колобка"

Цель  занятия : закрепление полученных знаний по познавательно - речевому развитию . интелектуалной активности, выявить уровень усвоения детей знаний, умений и навыков....

Методическая разработка сценария открытого занятия для родителей -Зимним вечером у ёлочки -группы первых классов

Сценарий  открытого занятия для родителей -Зимним вечером у ёлочки -группы первых классов...