Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе
статья

Кузьмина Марина Александровна

Знание специфики связный речи и особенности её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Обучение связный речи можно рассматривать как цель и как средства практического овладение языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связный речи и в тоже время развития связный речи способствует самостоятельному  использованию ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Овладение связный устной речью составляют важнейшие условия успешной подготовки к обучению в школе. Полноценно владение детьми навыками связный речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, через применение всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья : Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически считал С. Л. Рубинштейн , это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя ». Следовательно , основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника .

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть не связанный по двум причинам: либо потому, что эти связи не основаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В  методики термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывания; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывания», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определённое речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловая и структурные целое, включающая связанные между собой и тематические объединённые, законченные отрезки.

В посвященных развитию связный речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А.П. Условной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой и других отмечается, Что умение связно говорить призывается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.

По данным психологов (С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской и др.), связная устная речь детей старшего дошкольного возраста носит ярко выраженный ситуативный характер, когда они пытаются передать свои мысли в форме развёрнутого устного высказывания. Тем не менее, несмотря на очевидное необходимость исследования природы связный речи, работ, посвященных этой проблеме, крайне мало. Нет и единого определения понятия «связный речи».

Так, С. Л. Рубинштейн определяет связная речь как речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. В этой речи все понятно из самого контекста речи, отсюда её другое название – контекстная речь. По мнению автора, ребёнок переходит от ситуативный речи (в которой её содержание понятно, если оно взято совместно с ситуацией) к овладению контекстной речью.

О.С. Ахманова рассматривает связанную речь в качестве «разновидности общения при помощи языка, определяемый в своих свойствах обстоятельствами и целями коммуникации» (бытовая, деловая, обиходная и т.д.).

Н.П. Ерастов, не давая точного определения связный речью, тем не менее, обоснованно говорит о том, что в основе умения связно излагать свои мысли лежит «отождествляющая» деятельность мышления. «Чтобы научить школьников выражать одну и ту же мысль по-разному, необходимо уметь отождествлять мысль». Детей надо учить умению перефразировать – это основная мысль автора, которые, на наш взгляд, очень важно для методики развития связной устной речи младших школьников.

Многие методисты, говоря связный речи, имеют ввиду речь письменную. Нас же больше интересует развития связный устной речи детей, так как она является первичный в методике обучения родному языку. Однако устные речи изучено лингвистами не так хорошо и подробно, как письменная, и это общеизвестно. И поскольку лишь в последние два десятилетия этой проблеме стало уделяться повышенное внимание, что понятийный аппарат находится ещё в стадии разработки, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд языковых явлений трактуется и определяется по-разному.

Основная функция связный речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоги и монологе. Каждый из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Вопросы развития связный речи изучались в разных аспектах К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородичем и др. «Связный речью, – подчёркивал Ф.А. Сохин, – это не просто последовательно связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижение ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Связная  речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологической речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативный направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формы языкового общения, классической формы речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идёт речь, и не нуждаются в развёртывание мысли и высказывания. Устные диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть неполные, сокращённые, иногда фрагментарной. Для диалога характерно: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивности. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых форму общения, привычных, часто у потребляемых и как бы прикреплённых к определённым бытовым положением и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологической речи – связная, логически последовательное высказывание, протекающие относительно долгого времени, не расчитаны на немедленное реакции слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которые неизвестны слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывания высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны не речевые средства (жесты, мимика, интонации), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерно: литературная лексика; развёрнуто  высказывания, законченность, логическое завершенности; синтаксическая  оформленность  (развёрнутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологической речи стимулируется внутренними мотивами, её содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологической речи является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения мы логическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать свойства диалога. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда на ряду с короткими репликами употребляется развёрнутые высказывания, состоящее из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л.П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одно из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большем их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Взаимосвязь диалогической и мной логической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки умения диалогической речи являются основой овладение монологом. В ходе обучения идеологической речи создаются предпосылки для овладение повествованием, описанием. Этому помогает и связный с диалогом: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Ряд учёных считают, что хотя овладение элементарной идеологической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество идеологической речи в её зрелой развёрнутый форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной идеологической речи должно подводить к овладению связанным монологическим высказыванием и потому, чтобы последним могло быть, как можно раньше включено в развёрнутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер.

Связная речь может быть ситуативный и контекстный. Ситуативное речь связана с конкретный наглядный ситуации и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятно только при учёте той ситуации, о которых рассказывается. Говорящий широко используют жесты, мимика, указательные местоимение. В контекстной речи в отличие от ситуативный, её содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учёта конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативное речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчёркивает Д.Б. Эльконин, Неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической. И монологической речи может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности связный речи является уяснение понятия « разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорном стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологической речи разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчёркивается особую роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение идеологической формы общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношений это почти универсальное явление, пронизывающие всю человеческую речь и все отношение и проявление человеческой жизни».

Развитие обеих форм связный речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связный речи, и в тоже время развития связный речи способствует самостоятельному использованию ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь избирает в себя все достижение ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчёркивают, что связный речи отчётливо выступает тесное связь речевого и уместного воспитание детей. Ребёнок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связный речи выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связный речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказа литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивает образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Связная речь отражает уровень развития ребёнка, показывает уровень овладение словарём, грамматическим строем, звуковой культуры речи. Овладение связный монологической речью происходит постепенно. Познания окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводит к овладение разными типами речи – описание, повествование, рассуждения.

Описание рассматривается как речевое сообщение (текст), в котором раскрываются в определённой последовательности признаки объекта. Описание имеет определённую языковые структуру. Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях. Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий. Рассуждение – это логическое развитие темы. Структура иная: утверждения – доказательства – выводы.

Все типы речи требуют от говорящего владение общими умениями связный речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:

  1. Понимать тему;
  2. Собирать материал к высказыванию;
  3. Систематизировать материал;
  4. Совершенствовать высказывание;
  5. Строить высказывание в определённой композиционной форме;
  6. Выражать свои мысли правильно.

Эти общие умения конкретизируются при овладение тем или иным типом речи. Овладение общим и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что современное и правильное определение уровня связанности речи (или другой стороны) позволит воспитателю правильно определить задачи и содержание работы.

У детей старшего дошкольного возраста развития связный речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точными, кратким или развёрнутым ответом соответствии с вопросом. В определённой мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ.

Под влиянием совершенствующейся Мыслительной деятельности происходит изменения в содержание и форме детской речи, проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвует в беседе или разговоре: спорит, рассуждают, довольно мотивированно устаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничивается названием предмета или явления и неполной передачи их качеств, в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают развёрнутый и достаточно полный анализ предмета или явления.

Появляющeeся  умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерное отношение между предметами и явлений ими находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражение в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых не распространённых предложений за счет распространённых осложнённых и сложных.

Появляется умение довольно последовательно и чётко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе, ещё нуждается в предшествующим образцы воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметом или явлением ещё недостаточно развито.

Развития связный речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнении в детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте дети способна к активным участвовать в беседе, достаточно полной точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать на местные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологической речи: дети осваивают разные типы связный с высказыванием (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опоры на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения не устойчивый. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположение, в структурировании высказываний , в их языковом оформлении.

Основные недостатки в развития связный речи – это не умение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединить части высказывания.

Знание специфики связный речи и особенности её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Обучение связный речи можно рассматривать как цель и как средства практического овладение языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связный речи и в тоже время развития связный речи способствует самостоятельному  использованию ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Овладение связный устной речью составляют важнейшие условия успешной подготовки к обучению в школе. Полноценно владение детьми навыками связный речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, через применение всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию.

Список литературы:

1 .Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников:  Учеб. Пособие для студ. высш. и  сред. пед.учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2000,-400с.

2. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками//Дошкольное воспитание.-2001.-№5.-с.51-61

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.,1966

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.-М,1979.-420 с.

5. Ерастов Н.А. Процессы мышления в речевой деятельности: Автореф.  дис…докт.психол.наук-М.,1971.-34 с.

6. Ладыженская Т.А .Система работы по развитию  связной речи. М.,1975.-198 с.

7. Леонтьев А.А. Речевая деятельность//Основы теории речевой деятельности . – Под ред. А.А. Леонтьева.-М.:  Наука,1974.-гл.2.-21-28.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.: Просвещение,1973.-433 с.

9. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду//Повышение эффективности  воспитательно –образовательной работы в дошкольных учреждениях. – М.;1988.-37-45 с.

10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Владос,2004

11. Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»// Сост. Л.В. Ворошина . – Пермь ,2001

12. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы общения .- М.,1980.-190 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Развитие связной речи в дошкольном возрасте

Презентация на тему "Развитие связной речи в дошкольном возрасте"...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....

Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого- педагогической литературе

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание ( ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность , считал С.Л. Рубинштейн , это «адекв...

Выявление особенностей формирования диалогической речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «задержка речевого развития» (ЗРР), ее причины и признаки. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению особенн...