"Народные сказки как средство воспитания культуры поведения младших школьников"
статья

Гатауллина Лилия Минисламовна

В наше время, культура – это постоянно изменяющаяся структура. Структура, в рамках одного человека, настолько хрупкая, что легко поддается влиянию средств масс-медиа, интернета и т.д. Значимость каждого отдельного человека, делает его незаменимой ячейкой конструкта под названием социум. Через взаимное изменение, они формируют друг друга в разной степени интенсивности. Несмотря на это, индивид легко попадает под влияние социума, становясь носителем определенной культуры, в том числе культуры поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гатауллина Лилия Минисламовна

Воспитатель

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей «Альметьевский детский дом»

Г. Альметьевск, Республика Татарстан

Народные сказки как средство воспитания культуры поведения

младших школьников

Аннотация: в наше время, культура – это постоянно изменяющаяся структура. Структура, в рамках одного человека, настолько хрупкая, что легко поддается влиянию средств масс-медиа, интернета и т.д. Значимость каждого отдельного человека, делает его незаменимой ячейкой конструкта под названием социум. Через взаимное изменение, они формируют друг друга в разной степени интенсивности. Несмотря на это, индивид легко попадает под влияние социума, становясь носителем определенной культуры, в том числе культуры поведения.

Ключевые слова: культура поведения, сказка, деятельность, воспитание, младший школьник.

Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетической культуры.

В своей статье, Е.С. Савко отмечал, что безразличие учащихся к культуре своих действий – итог недостаточного позитивного влияния на молодежь социальных институтов, таких как семья или образовательно-воспитательные учреждения. [6] Здесь хотелось бы отметить и влияние телекоммуникационных сетей, которые в наш век прочно вошли в обиход, и современный человек просто неспособен представить свою жизнь без них.

В культуре поведения младших школьников Н.С. Витковская условно выделила такие компоненты, как: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. [1]

Е.В. Давлетшина в своей работе отметила, что для формирования культуры поведения младших школьников должны применяться педагогические технологии, в основе которых лежит проблемность. [4]

В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что основой воспитания должно быть чтение, рассказывание, драматизация, слушание и переживание сказок.

Из этого мнения именитого педагога мы и исходили. К тому же, влияние сказок на подрастающее поколение было основательно изучено.

Так, по мнению Г.Н. Волкова, дети и сказки неразделимы, они созданы друг для друга, а потому они обязательно должны входить курс воспитания и образования детей. [2]

А.В. Крестовский, ссылаясь в том числе и на работу Г.Н. Волкова пишет, что ребенок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки, по его мнению, являются важным и сильнейшим педагогическим и воспитательным средством, которое было выработано в течение столетий и проверенным народом. [5]

Эту позицию подтверждает и Т.К. Снопова, которая в своей статье утверждает, что первым воспитательным аспектом сказки является ее содержание. Она раскрывает, что в сказках рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. А идеал человека, данный в сказках весьма дифференцирован, т.е. дан конкретный образ мужчины, женщины, ребенка и т.д. [7]

Такое четкое определение ролей и образов, описанное красивым и простым языком, помогает избежать искажения, что так свойственно для детского возраста.

Помимо уже указанных особенностей влияния сказок, Н.И. Хаитова отмечает еще и развитие сопереживания и сострадания у детей. Она пишет, что цель сказочников – воспитывать в ребенке человечность. А для борьбы с черствостью, эгоизмом и равнодушием, авторы сказок рисуют борьбу добра со злом, где первое обязательно побеждает, однако для этого требуются усилия, стойкость и преданность своим идеалам. [8]

Стоит отметить, что на основании работы Е.Г. Воронцовой, активные формы поведения у детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы: они нерешительны в деятельности, отказываются от деятельности при столкновении с препятствиями и т.д. [3]

На основание всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что сказка – ключевой элемент в воспитании детей младшего школьного возраста. Также мы выяснили, что существуют определенные проблемы у детей данного возраста, связанные с недостаточно развитыми активными формами поведения. Таким образом, определив проблему, и способ ее решения, необходимо в дальнейшем тщательно изучить воздействие сказок на поведение младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витковская Н.С. Формирования культуры поведения младших школьников: пособие для учителей / Н.С. Витковская, Д.Н. Джола, Щербо, А.Б. – Киев: Радянська школа, 1988.-144 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М., 2000, - 169 с.

3. Воронцова Е.Г. Особенности активных форм поведения младших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №2. С.30-37

4. Давлетшина Е. В. Технология воспитания морального выбора в формировании основ культуры поведения младших школьников // Вестник КазГУКИ. 2014. №4-2. С.73-77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры поведения младших школьников».

Лекторий для родителей начальных классов....

Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников

В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно.  Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...

"Воспитание культуры поведения младших школьников".

Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...

Воспитание культуры поведения младших школьников.

Данный материал пригодится учителю начальных классов для проведения внеурочной деятельности, родтиельских собраний....

Воспитание культуры поведения младших школьников

  Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.  Группы продлённого дня имеют большие возможност...