Особенности самооценки в младшем школьном возрасте
статья

Шаймарданова Гелназ Айратовна

Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе,психологическая характеристика детей младшего школьного возраста,особенности самооценки детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Понятие самооценки в психолого - педагогической литературе

Над изучением самооценкой в психологии работали разные ученые, среди них самые известные - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, Л.И. Липкина, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, за рубежом - У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и другие.

В их работах самооценка раскрывалась как проблема изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, онтогенеза самооценки, возможностей и закономерностей формирования.

 В целостном формировании личности человека психологи отводили главную роль в самооценке. Ядро самооценки – это ценности, определяющие специфические черты функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования личности. Стоит отметить, что самооценка связана со всей жизнью человека, она задействована и в повседневной жизни, и в работе, и в общении [12].

Самооценка складывается как совокупность компонентов труда, знаний и общения. При помощи самооценки ребенок управляет своим поведением, деятельностью.  В исследовании самосознания ученые описывают самооценку как основу этого процесса, являющимся коэффициентом развития личности. С самооценкой также тесно связаны функции оценивания самосознания, которое впитывает в себя эмоционально- ценностное отношение личности к себе [2].

Таким образом, самооценка это причина управления личности, которая оказывает влияние на отношения с социумом, на выработку определенных качеств (критичность, требовательность), рефлексию.

Давая понятие самооценке, каждый ученый раскрывает ее с определенный стороны, например, рассматривают самооценку на уровне аффективного процесса, как механизм переработки знаний о себе, инструментальный показатель развитости образа Я.

Среди столь многочисленных понятий самооценка, объединяющим является то, что она выступает как представление субъекта о себе,  также процесс личностного оценивания.

При этом каждый из исследователей самооценки актуализирует в ее определении разные стороны. В самооценке видят:

• проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон;

• сопоставление собственных характеристик с ценностными шкалами;

• форму отражения отношения к себе;

• личностное суждение о собственной ценности;

• позитивную или негативную установку на себя и другое [12].

Многие психологи отмечают многозначность представлений личности себе, так как оценить можно по разным критериям – это и социальное положение, и по отношению к определённым ценностям. Таким образом, самооценка -  это смесь множества компонентов.

Для определения элемента сущности самооценки являются ее виды.

При общей самооценки отражаются обобщенные знания личности о себе и основанное на них целостное отношение человека к себе, его принятие самого себя, и частной, отражающей оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств, отношение человека к результатам определенного вида собственной деятельности.

Также ученые видят взаимосвязь между общей самооценкой и уверенностью личности в себе, непосредственно связанной с уровнем собственных волевых качеств.

Спорно рассматривают и разделение самооценки на общую и частную. Так общую самооценку раскрывают как последовательность от множества частных самооценок.

А частная самооценка – это производная от общей, состоящей из компонентов, как «Я-идеальное», «рефлексия» и «целеобразование». Ряд ученых как Е.О. Федотова и И.И. Чеснокова считают что целостное отношения к себе не может формироваться при помощи элементов частной самооценки [10].

Самооценку разделяют на:

  • Прямую – совокупность оценочных представлений о себе.
  • Косвенную – производная от сравнения себя с другими.

Также происходит разделение понятий оптимальной и неоптимальной самооценки. При оптимальной самооценке происходит безошибочное разграничение личности своих возможностей и способностей. Неоптимальная самооценка является синоним завышенной -  при ней происходит искаженное представление о себе, после чего происходит отторжение от всего противоречащего собственным представлениям.

Объектом самооценки могут выступать не только проявления психической сферы человека, как и процессы, состояния, свойства личности, совершаемые им поступки и выполняемые действия [9].

Происходит следующее разделение самооценки на виды:

  • По уровню:
  1. Высокая;
  2. Средняя;
  3. Низкая.
  • По дифференцированности:
  1. Дифференцированная;
  2. Недиференцированная.
  • По осознанности:
  1. Осознанная;
  2. Неосознанная.
  • предмету выделяют личностную и деятельностную самооценку; адекватную, соответствующую реальным возможностям личности, и неадекватную (завышенную и заниженную). Неадекватная, то есть завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформируют внутренний мир личности, искажают ее мотивацию и эмоционально – волевую сферу и тем самым препятствуют гармоничному развитию личности, психическому и социальному здоровью [6].
  • По оценкам окружающих:
  1. Конфликтная;
  2. Бесконфликтная.
  • По предмету:
  1. Личностная:
  • Адекватная;
  • Соответствующая реальным возможностям личности;
  • Неадекватная.
  1. Деятельностная.

Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразные виды самооценки дают личности не только общественные знания о себе, но и позволяет обосновать целостное отношение субъекта к себе, позволяет дать оценку проявлениям качеств личности, определяющую индивидуальность человека.

Источниками самооценки выступают познание другого человека (через сравнение себя с другими), оценивание в социальной среде (окружающие люди оценивают результаты деятельности личности и его качества).

Также некоторые ученые предполагают, что при формировании самооценки общественное мнение выполняет двоякую функцию – оно определять эмоциональное состояние, отношение к самому себе как к субъекту поведения, а также при его помощи можно выделить определенное качество из множества видов поведения и сделать его предметом самооценки [9].

Целостная самооценка формируется на основе множества отдельных сторон психики личности. Но этот процесс скачкообразен и противоречив, так как компоненты самооценки, несущие в себе знания  субъекта о соответствующих им особенностям и отношения к ним, имеют собственную линию развития. Внутренний состав самооценки сложен тем, что его компоненты находятся на разных уровнях сложности. Выработка единой самооценки, состоящей из множества частных, неравномерна распределена по времени, так как разные по содержанию самооценки могут быть в противоречии. Эти факторы затрудняют формирование единой самооценки, при имеющейся сложности дифференциации в процессе оценивания объекта от объекта.

Функции самооценки разнообразны, их  разделяют как:

·  оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним (прогностическая самооценка);

·  оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности (актуальная);

·  оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков, участие в определении субъектом перспектив своего развития (ретроспективная) [12].

Все эти функции сплетены между собой, так как при самооценивании происходят «взаимосвязь», переход одной в другую.

Выделяют такие функции самооценки:

1. включенность в формирование степени участия личности в преобразовании внешней среды и самосовершенствовании;

2. проверка реалистичности собственных оценочных суждений относительно своих возможностей;

3. регуляция сбалансированности, разумной меры переживания самоценности.

При выполнении функций регуляции, самооценка является ключевым звеном организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. Таким образом, во время психической регуляции самооценка участвует во всех ее этапах – от определения целей до анализа собственной деятельности.

Стоит отметить, что существует и защитная функция самооценки, которая проявляется при завышенной самооценке как игнорирование опыта, либо как барьер, который блокирует и искажает восприятие внешних воздействий. В таких случаях может происходить перенос завышенной самооценки в другую сферу деятельности, повышение уровня самооценки в первостепенных областях и снижение его в других, проявление занижения самооценок других людей, а также повышение уровня агрессии, снижение интереса к деятельности [6].

Показатели самооценки представлены биполярно:

Адекватная - (при ней личность оценивает себя и свои качества которые максимально похожи на настоящий уровень развития). При адекватной самооценке личность умеет относиться к себе критически, соотносить со своими требованиями с желаниями. Поэтому для полноценного формирования личности необходима адекватная самооценка.

  • При неадекватной самооценке личность лишена возможности критического мышления к себе, его оценка является необъективной. При длительной и значительной неадекватной самооценке субъект лишается душевного равновесия, его стиль повеления начинает меняться полностью.
  • При заниженной самооценке личность находится в постоянной чувстве тревоги, он боится критического мнения о себе, он становится чувствительным и ранимым, в следствие чего подсознательно старается ограничить общение с другими людьми.
  • Имея неадекватно завышенную самооценку, человек имеет искаженное представление о себе, он идеализирует себя, свои возможности, свою ценность для окружающих. Сохраняя завышенную самооценку, субъект начинает не реагировать на неудачи, отторгается от всего, что разрушает его образ «идеального Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к себе становится чисто эмоциональным, рациональное зерно оценки выпадает [12].

Самооценку делят на:

• высокая – низкая;

• устойчивая – неустойчивая;

• стабильная – динамичная;

• реальная – демонстрируемая;

• осознаваемая – неосознаваемая.

Е.И. Савонько, Л.С. Славина выделяют четыре уровня самооценки, раскрывающие специфику ее появления [9]:

1. процессуально-ситуативный уровень характерен для человека, неспособного установить связи между своими поступками и качествами личности, оценивающего своё «Я» лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности, которые не обязательно соответствуют возможностям человека и могут быть ситуативно обусловлены. Стихийность, случайность и противоречивость внешних ситуаций способствует повышению тенденции к неадекватности и неустойчивости показателей самооценки. Регуляция собственного поведения подчинена психологическому защитному  механизму избегания.

2. Качественно-ситуативный уровень демонстрирует человек, устанавливающий прямолинейные связи между своими поступками и качествами, отождествляющий «поступок» и «качество».

3. Качественно-консервативный уровень отражает способность к разрушению прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется от конкретного поступка и выступает в сознании человека как самостоятельная объективная реальность. При этом, недостаточная осознанность новых сложных связей приводит к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного поведения.. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.

4. Качественно-динамический уровень характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками, и преодолением отрыва внутреннего мира от непосредственного поведения. Самооценка имеет тенденцию к адекватности, динамичности [9].

Таким образом, большинство ученых пришли к выводу, что самооценку разделить на три вида, который в полной мере раскрывают ее проявления.

Согласно исследованиям С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой и других ученых, структура самооценки может быть представлена тремя уровнями высокий, средний, низкий, которые в полной мере отражают ее основные проявления. Для того, чтобы формировалась адекватная и устойчивая самооценка, необходимо чтобы основой личности человека была единая система оценочных суждений, участие в жизни коллектива, в ходе этих процессов происходит самоанализ и оценка действий и их оценка с точки зрения норм общества [12].

  1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст включает в себя период от 6-7 до 9-10 лет, который совпадает с возрастом обучения в начальной школе.

Обучение детей в начальной школе коренным образом меняет их социальную ситуацию. Ребенок становится социальным субъектом, которые имеет свои обязанности,  несущие за собой общественную оценку.

В период обучения начальной школе у обучающихся появляется новый тип отношений с социумом. Авторитет, которые был ранее у взрослых, утрачивается  концу младшего школьного возраста, так как для ребенка все большую роль играет детское сообщество [11].

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учеба, которая определяет все психические изменения данной возрастной группы. Во время учебы у школьников появляются психические новообразования, которые являются этапом развития следующей возрастной ступени. Характерная мотивация к учебе, проявляющаяся на первом году обучения постепенно начинает угасать, так как, взрослея, у ребенка появляется общественная позиция, приобретая ее, ребенок лишается мотивации. Для исключения таких ситуаций нужно создать для учащего личностно - значимый стимул. Например, несмотря на учебный вид деятельности, школьник занят и другими занятиями, в ходе которых могут совершенствоваться и закрепляться его новые успехи [1].

Такие психические процессы как память тоже существенно изменяются в данной возрастной группе под влиянием обучения.

Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи в возрастными изменениями у школьников более развита наглядно – образная память, чем словесно -  логическая. Дети быстрей и лучше запоминают конкретные вещи  - события, лица, факты. В младшем школьном возрасте характерно механического запоминает, вследствие которого не осознаются смысловые связи внутри материала.  В 9-10 лет ученики начальной школы способны удерживать внимание на продолжительное время, а также выполнять заданную программу действий произвольно. Это происходит благодаря тому, что память ребенка становится опосредованной и и им же регулируемой. В начальной школе формируется произвольное запоминание, поэтому с учениками младших классов эффективна работа по овладению мнемической деятельностью [13].

Пересказ текста дается учащимся начальной школы с трудом, так как им тяжело выделять главное в тексте, поэтому краткое описание текста вызывает у них сложность. Выделение главной мысли текста затруднено из- за мыслительной особенности данного возраста,  вследствие чего возникает отставание в учебе. Трудности, возникающие во время обучения могут привести к игнорированию учебной деятельности. Ученики используют разнообразные «обходные пути» для выполнения заданий, например, механическое заучивание материала без его понимания. Это выражается в полноценном воспроизведении материала, но на заданные вопросы по тексту ученик затрудняется ответить.

Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту [7].

Важное новообразование в младшем школьном возрасте – появление произвольного поведения, это выражается в самостоятельном выборе тактики поведения в разных ситуациях. Основа такого поведения – формирующие в этом возрасте нравственные мотивы. Зная моральные ценности, ученик старается соблюдать нравственные законы и правила. Проявление такого поведения может быть связано и с желанием быть одобренным старшими или сверстниками для поддержания своей позиции в социуме. Таким образом, все поведение младшего школьника связано с мотивом достижения успеха.

Формирование произвольного поведения у учеников начальной школы связано с такими психическими новообразованиями как планирование своих поступков и рефлексия. Ученик может  спрогнозировать результаты своего поведения, и таким образом изменить его для желаемого результата.

Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с разграничением внутренней и внешней жизни. Это выражается в том, что для достижения поставленных целей ребенок готов потерепеть со своими желаниями.

Внутренняя сторона жизни ребенка затрагивает смысловые ориентиры действий, например, ребенок начинает переживать, как он будет смотреться в глазах окружающих, как они будут к нему относиться после тех или иных действий. Боясь  потерять свою социальную значимость, ребенок может скрывать свои желания. Становясь учеником младших классов, ученик меняется и внешне, но внутренне все еще остается ребенком, из – а чего им свойственны капризы, выплеск эмоций [8].   Негативным моментом младшего школьного возраста является нарушение психического равновесия, неустойчивой воли, настроения.

Фактором развития личности ребенка является не только успешность учебы, но оценивании ребенка взрослыми, так как в младшем школьном возрасте они подвержены внешнему влиянию. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни.

Осознавая свою уникальность и личность, ребенок хочет совершенствоваться, развиваться. Это отражается и в школьной и внешкольной деятельности, общении с одноклассниками. В начале дети начинают себя проявлять в новых занятиях, поначалу подчиняясь законам группы. После того, как ребенок осваивается в новой группе, он начинает стремиться стать лидером среди них. Для того чтобы стать лидером, дети начинают самосовершенствовать те навыки, которые ценятся в его компании [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее ответственным этапом школьного детства является младший школьный возраст. Учеба, являющаяся ведущим видом деятельности данной возрастной группы, является началом последующих лет обучения: к концу школьного возраста ребенок должен хотеть и уметь учиться, быть уверенным в своих силах. Для этого взрослые должны создать все необходимые для этого условия, чтобы ребенок раскрыл все свои возможности, был эмоционально стабилен, положителен  - так как от этих основ выстраивается дальнейшее развитие человека в социальной и познавательной сфере.

  1. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – время формирования самооценки и нормального уровня притязаний. Ученик начинает не только осозновать свои способности и возможности, но и понимать, что это зависит от прилагаемых им усилий.

В психолог – педагогической литературе младший школьный возраст имеет особое место, так как в этом возрастном периоде формируется произвольность психических функций, возникает рефлексия, ребенок учится контролировать свои действия, соотносит их со своим внутренним планом [2].

Учеба – один из важных факторов формирования самооценки младших школьников. Поэтому учителям начальной школы необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося, который будет проходить в виде индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

По утверждению Л.С. Выготского, младший школьный возраст -  пик формирования самооценки, устойчивой и внеситуативной. Самооценка определяет отноршение личности к самомму себе, интегрирует oпыт его деятельнoсти, oбщение с oкружающими людьми. Это то, что позволяет осуществлять контроль своей деятельности с точки зрения общепринятых  норм [3].

По утверждениям ученых, самооценка -  составная и присущая часть развития личности. Самооценка oказывает влияние на фoрмирование стиля повeдeния и жизнeдеятeльности, то есть во многом oбуславливает динaмику и напрaвленнoсть рaзвития субъектa в цeлoм. Самооценка -  это не только отражение достигнутого, но стремление личности, проектирования будущего [2].

В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

У детей младшего школьного возраста присутствуют все виды самооценок: адеквaтная устойчивaя, зaвышенная устойчивая, неустойчивaя в строну неaдекватнoго зaвышeния или зaнижения. Сaмооценка, в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная или заниженная)  может стимулировать или пoдaвлять aктивнoсть. Выростая, ребенок учиться правильно свои возможности, при этом переставая завышать себя.

Очeнь редко встречается устойчивая заниженная самооценка. Такие данные говорят о том, что динамичная самооценка, присущая младшим школьникам, становится внутренней позицией личности. Имея о себе устойчивую самооценку, формируются качества личности, которые становятся мотивом поведения. Поэтому взрослые имеют высокую значимость в формировании самооценки детей младшего школьного возраста [7].

В младшем школьном возрасте конкретноситуативная самооценка переходит к обобщенной, которая подразумевает способность к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения.

По мнению Д.Б. Эльконина, у детей младшего школьного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм» [13].

Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и к своим возможностям. Выступая регулятором  поведения, функция самооценки не только имеет постоянное развитие одновременно с другими психическими процессами, но и менясь приобретает своебразие.  Развитие данной функции самооценки ученые связывают сo станoвлением ее устoйчивости, так как именно устoйчивая самооценка выражает уже сфoрмировавшееся отнoшение к себе и может оказывать влияние на поведение.

В самооценке ребенка младшего школьного возраста прослеживается

не только отражение его стремлений и надежд, но и отношение к достигнутому. Самооценка младшего школьника проявляется в том, как он оценивает себя, и как относится к достижениям окружающих. Дети, имея завышенную самооценку могут не хвалить себя, но они отрицают все то, что делают другие. С заниженной же самооценкой дети зачастую переоценивают способности своих друзей [4].

Таким образом, самооценка учеников младшей школы имеют ряд особенностей, связанные с двумя факторами – поступлением ребенка в школу и сменой ведущего вида деятельности. В связи с этим у учеников появляются новые моральные ценности относительной себя и других. Для успешного формирования самооценки играют достижения, приобретенные ими в этом возрасте. Эмoциональное отношение к oценкам извне, осoбеннo пoлученным от значимых взрослых, накладывает oтпечаток на характер вoсприятия ребёнком себя как личнoсти, на характер его самoоценки. Будучи сфoрмированной у детей младшего школьного возраста, самооценка как прoдукт самoсознания и самoактуализации становится внутренним и органическим достоянием их личности.

Вывод по главе

В результате анализа психолого -  педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что общее положение понятия «самооценка» является центральное личностное образование, которое выступает как некоторое относительно сложившееся и устойчивое представление человека о самом себе и как процесс оценивания, в котором проверяется представление личности о себе.

Младший школьный возраст обладает рядом специфических признаков, обусловенных возрастными особенностями первого года обучения. К психическим новообразованиям первоклассников можно отнести и рефлексию, становление личностной самооценки. Психологи утверждают, что в становлении самооценки большую роль играют взролсые, в том числе учителя, так как ученики признают их авторитет. Взрослея, ученики с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой.

Таким образом, самооценка детей младшего школьного возраста формируется на основе многих факторов, связанных с поступлением ребенка в школу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

Доклад на тему "Проблема самооценки в младшем школьном возрасте"

Статья на тему "Проблема самооценки обучающихся начальной школы"...

Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте

 Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их о...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника"...

Психолого-педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте...

Особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции в...

Статья на тему "Особенности самооценки детей младшего школьного возраста"

Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе,психологическая характеристика детей младшего школьного возраста,особенности самооценки детей младшего школьного возраста...