Методическая разработка "Нарисую и запомню"
методическая разработка

Методическая разработка  представляет материал, который способствует стимуляции процесса запоминания стихотворных текстов. Может быть использован в работе учителей, логопедов, воспитателей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с детьми с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narisuyu_i_zapomnyu.docx504.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Нарисую и запомню!»

формы работы, способствующие повышению продуктивности

процесса запоминания стихотворных текстов

детьми с ОВЗ (умственной отсталостью)

младшего школьного возраста

Автор:

учитель,

учитель – логопед ГБОУ школа № 565

г. Санкт - Петербург

Наталья Рудольфовна Шевченко

Адресат разработки:

- учителя начальных классов;

- учителя – логопеды;

- воспитатели ГБДОУ.

Целевое назначение разработки:

оказание помощи педагогам ГБОУ и ГБДОУ в работе по развитию речи, психических функций (ассоциативного, образного мышления, слуховой, двигательной и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания, слухового и зрительного восприятия) с детьми дошкольного и школьного возраста.

Описание:

предлагаемая мной разработка не является чем - то абсолютно новым и неизвестным для педагогов. Считаю, что при существующем богатстве форм и методов работы, с которыми педагог знакомится до начала педагогической деятельности, крайне редко появляется что – то абсолютно новое. И есть ли необходимость в придумывании чуда? Мне кажется, что надо хорошо знать и владеть существующими приёмами работы, обогащать их и добавлять в известное современные нотки…

Методическая разработка «Нарисую и запомню!» создавалась, отрабатывалась и изменялась в практической работе не один год. Это вариант совмещения хорошо известных мнемотаблиц, которые создаются для активизации процессов запоминания и воспроизведения стихотворных текстов, с элементами, где возможно, кинезиологии.

 Ниже представлена небольшая часть разработанного мной материала, который, я надеюсь, учителя, воспитатели и учителя – логопеды смогут использовать в своей работе. Я надеюсь, педагоги, которые используют в своей работе мои маленькие хитрости, заметят повышение результативности в работе с детьми.

Методика работы:

        сопровождение работы с текстом различными видами наглядности безусловно повышает осознанность и устойчивость процесса восприятия. На усмотрение педагога возможно комбинировать речевой и наглядный материал различными способами.

        Один из вариантов – знакомить детей с произведением параллельно с демонстрацией специально созданной наглядности. При предъявлении сюжетов подробно анализировать их, подкреплять соответствующими строчками текста. Создавать ассоциативные связи.

Далее повторно читать произведение и помогать правильно следить за текстом по наглядности. Это можно реализовать если раздать каждому слушателю свой вариант наглядности. Ребёнок сможет показывать необходимую картинку в зависимости от услышанного текста.

Другой вариант работы с подобной наглядностью предполагает создание ассоциативных картин совместно с детьми после прослушивания или чтения текста. Дети либо рисуют самостоятельно, либо описывают, объясняют воспринятые ими образы. Взрослый либо зарисовывает по словам детей, либо картинки создаются совместно с детьми.

Возможна ещё одна форма работы с подобным материалом. Детям предлагаются несколько вариантов иллюстраций к одному и тому же эпизоду текста. Вся наглядность обсуждается и оставляется максимально близкий к тексту фрагмент. Далее собирается окончательный вариант табличек, который  получает каждый ребёнок для индивидуальной работы по разучиванию и воспроизведению текста наизусть.

 При воспроизведении текста наизусть подобные мнемотаблицы могут помогать при предварительном повторении выученного текста. Детям, у которых заучивание текстов вызывает серьёзные затруднения, можно разрешать рассказывать текст наизусть с опорой на отработанную наглядность.

Далее приведены несколько вариантов рабочего материала, которые появились в практической работе по разучиванию стихотворений.

Алексей Плещеев

«Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

 Окно повеяло весною….

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего – то,

Как будто счастье впереди

И унесла вена заботы!

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, кто больше всех

Природы любит обновленье!

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\2.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\4.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\6.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\7.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\3.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\5.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\8.jpg

Зинаида Александрова

«Салют весне»

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.

Приказ черёмухе цвести,
Крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть.

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\1.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\5.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\7.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\2.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\6.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\8.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\10.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\3.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\9.jpg

Агния Барто

«Дома»

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурные ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное —

Домой так и тянет меня.

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\3.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\6.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\4.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\7.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\5.jpg

C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Запомнить твёрдо нужно нам - пожар не возникает сам!"

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности...

Запомни!

Наглядный материал...

советы родителям: как помочь ребенку запомнить словарные слова

Существуют слова, правильное написание которых необходимо запомнить. Как же помочь своему ребенку сделать это и писать грамотно. Существует несколько подходов к данной проблеме....

"ПРОБЛЕМА: не могу запомнить словарные слова!"

В данной консультации предложены алгоритм запоминания словарных слов, а также способы, облегчающие запоминание словарных слов и их проверки....

Запомните, детки, лекарство - не конфетки!

Презентация к классному часу во 2 классе о безопасном употреблении лекарственных средств....

Внеклассное мероприятие по ППБ "Запомнить твердо нужно нам, пожар не возникает сам"

Цель: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формиро...

Как запомнить, чтобы вспомнить?

Презентация поможет родителям и учащимся понять, что следует делать для развития нашей памяти. Презентация содержит рекомендации и советы по улучшению памяти, использованию приемов запоминания....