Главные вкладки

    Методическая разработка "Нарисую и запомню"
    методическая разработка

    Методическая разработка  представляет материал, который способствует стимуляции процесса запоминания стихотворных текстов. Может быть использован в работе учителей, логопедов, воспитателей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с детьми с ОВЗ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narisuyu_i_zapomnyu.docx504.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    «Нарисую и запомню!»

    формы работы, способствующие повышению продуктивности

    процесса запоминания стихотворных текстов

    детьми с ОВЗ (умственной отсталостью)

    младшего школьного возраста

    Автор:

    учитель,

    учитель – логопед ГБОУ школа № 565

    г. Санкт - Петербург

    Наталья Рудольфовна Шевченко

    Адресат разработки:

    - учителя начальных классов;

    - учителя – логопеды;

    - воспитатели ГБДОУ.

    Целевое назначение разработки:

    оказание помощи педагогам ГБОУ и ГБДОУ в работе по развитию речи, психических функций (ассоциативного, образного мышления, слуховой, двигательной и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания, слухового и зрительного восприятия) с детьми дошкольного и школьного возраста.

    Описание:

    предлагаемая мной разработка не является чем - то абсолютно новым и неизвестным для педагогов. Считаю, что при существующем богатстве форм и методов работы, с которыми педагог знакомится до начала педагогической деятельности, крайне редко появляется что – то абсолютно новое. И есть ли необходимость в придумывании чуда? Мне кажется, что надо хорошо знать и владеть существующими приёмами работы, обогащать их и добавлять в известное современные нотки…

    Методическая разработка «Нарисую и запомню!» создавалась, отрабатывалась и изменялась в практической работе не один год. Это вариант совмещения хорошо известных мнемотаблиц, которые создаются для активизации процессов запоминания и воспроизведения стихотворных текстов, с элементами, где возможно, кинезиологии.

     Ниже представлена небольшая часть разработанного мной материала, который, я надеюсь, учителя, воспитатели и учителя – логопеды смогут использовать в своей работе. Я надеюсь, педагоги, которые используют в своей работе мои маленькие хитрости, заметят повышение результативности в работе с детьми.

    Методика работы:

            сопровождение работы с текстом различными видами наглядности безусловно повышает осознанность и устойчивость процесса восприятия. На усмотрение педагога возможно комбинировать речевой и наглядный материал различными способами.

            Один из вариантов – знакомить детей с произведением параллельно с демонстрацией специально созданной наглядности. При предъявлении сюжетов подробно анализировать их, подкреплять соответствующими строчками текста. Создавать ассоциативные связи.

    Далее повторно читать произведение и помогать правильно следить за текстом по наглядности. Это можно реализовать если раздать каждому слушателю свой вариант наглядности. Ребёнок сможет показывать необходимую картинку в зависимости от услышанного текста.

    Другой вариант работы с подобной наглядностью предполагает создание ассоциативных картин совместно с детьми после прослушивания или чтения текста. Дети либо рисуют самостоятельно, либо описывают, объясняют воспринятые ими образы. Взрослый либо зарисовывает по словам детей, либо картинки создаются совместно с детьми.

    Возможна ещё одна форма работы с подобным материалом. Детям предлагаются несколько вариантов иллюстраций к одному и тому же эпизоду текста. Вся наглядность обсуждается и оставляется максимально близкий к тексту фрагмент. Далее собирается окончательный вариант табличек, который  получает каждый ребёнок для индивидуальной работы по разучиванию и воспроизведению текста наизусть.

     При воспроизведении текста наизусть подобные мнемотаблицы могут помогать при предварительном повторении выученного текста. Детям, у которых заучивание текстов вызывает серьёзные затруднения, можно разрешать рассказывать текст наизусть с опорой на отработанную наглядность.

    Далее приведены несколько вариантов рабочего материала, которые появились в практической работе по разучиванию стихотворений.

    Алексей Плещеев

    «Весна»

    Уж тает снег, бегут ручьи,

     Окно повеяло весною….

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою!

    Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце стало,

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала.

    И сердце сильно так в груди

    Стучит, как будто ждёт чего – то,

    Как будто счастье впереди

    И унесла вена заботы!

    Но резвых деток звонкий смех

    И беззаботных птичек пенье

    Мне говорят, кто больше всех

    Природы любит обновленье!

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\2.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\4.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\6.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\7.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\3.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\5.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Весна А. Плеещеев\8.jpg

    Зинаида Александрова

    «Салют весне»

    Ударил гром двенадцать раз
    И замер в стороне.
    Природа отдала приказ
    Салютовать весне.

    Приказ черёмухе цвести,
    Крапиве быть не злой.
    Дождю дорожки подмести
    Серебряной метлой.

    Чтоб каждый кустик был певуч
    Всем птицам звонче петь,
    А солнцу выйти из-за туч
    И веселее греть.

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\1.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\5.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\7.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\2.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\6.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\8.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\10.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\3.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Салют весне З. Александрова\9.jpg

    Агния Барто

    «Дома»

    На улице дождь непрерывный,

    А дома тепло и светло.

    И можно на бурные ливни

    Спокойно смотреть сквозь стекло.

    Тут можно укрыться от зноя,

    Спастись от морозного дня.

    В хорошее место родное —

    Домой так и тянет меня.

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\3.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\6.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\4.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\7.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\5.jpg

    C:\Users\Наталья\Cloud\работа\аттестация\17 год\методическая разработка\Дома А. Барто\8.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Запомнить твёрдо нужно нам - пожар не возникает сам!"

    Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности...

    Запомни!

    Наглядный материал...

    советы родителям: как помочь ребенку запомнить словарные слова

    Существуют слова, правильное написание которых необходимо запомнить. Как же помочь своему ребенку сделать это и писать грамотно. Существует несколько подходов к данной проблеме....

    "ПРОБЛЕМА: не могу запомнить словарные слова!"

    В данной консультации предложены алгоритм запоминания словарных слов, а также способы, облегчающие запоминание словарных слов и их проверки....

    Запомните, детки, лекарство - не конфетки!

    Презентация к классному часу во 2 классе о безопасном употреблении лекарственных средств....

    Внеклассное мероприятие по ППБ "Запомнить твердо нужно нам, пожар не возникает сам"

    Цель: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формиро...

    Как запомнить, чтобы вспомнить?

    Презентация поможет родителям и учащимся понять, что следует делать для развития нашей памяти. Презентация содержит рекомендации и советы по улучшению памяти, использованию приемов запоминания....