Выступление на районном семинаре «Преемственность ДОУ – начальная школа в рамках внедрения ФГТ и ФГОС»
статья (1 класс)

Ворошилова Валентина Владимировна

Выступление на  районном семинаре «Преемственность ДОУ – начальная школа

 в рамках внедрения ФГТ и ФГОС»

В.В.Ворошилова

       Современная ситуация развития образования характеризуется пониманием особой роли и назначения детства. Оно рассматривается многими авторами как социокультурный и психосоциальный феномен, характеризующийся особой социальной ситуацией развития ребенка, психическими и социальными приобретениями в процессе его учебной деятельности. В силу этого в науке разрабатываются вопросы организации полноценного проживания ребенком уникальной ситуации развития детства обеспечения преемственности в образовании и развитии детей в системе «ДОУ- начальная школа».

        Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к перегрузке детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. В конечном итоге ухудшается качество дошкольного образования, нарушается естественная связь смежных возрастов, снижается мотивация.

         Исследования М.М.Безруких показали, что раннее (с 3 лет) обучение чтению, письму и счету является причиной снижения учебной мотивации, так как отсутствует смысловое обучение, у большинства детей наблюдается недоразвитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики;  недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может реализовать себя. А если он не займет положительную нишу, то будет проявлять себя с отрицательной стороны (девиантное поведение, низкая успеваемость) для привлечения к себе внимания.

       Мы – педагоги  должны смотреть на это как заботливая мама, которая старается создать комфортные условия для преемственности развития, воспитания и образования  ребенка в рамках внедрения ФГТ и ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на районном семинаре21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  районном семинаре «Преемственность ДОУ – начальная школа

 в рамках внедрения ФГТ и ФГОС»

В.В.Ворошилова

       Современная ситуация развития образования характеризуется пониманием особой роли и назначения детства. Оно рассматривается многими авторами как социокультурный и психосоциальный феномен, характеризующийся особой социальной ситуацией развития ребенка, психическими и социальными приобретениями в процессе его учебной деятельности. В силу этого в науке разрабатываются вопросы организации полноценного проживания ребенком уникальной ситуации развития детства обеспечения преемственности в образовании и развитии детей в системе «ДОУ- начальная школа».

        Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к перегрузке детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. В конечном итоге ухудшается качество дошкольного образования, нарушается естественная связь смежных возрастов, снижается мотивация.

         Исследования М.М.Безруких показали, что раннее (с 3 лет) обучение чтению, письму и счету является причиной снижения учебной мотивации, так как отсутствует смысловое обучение, у большинства детей наблюдается недоразвитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики;  недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может реализовать себя. А если он не займет положительную нишу, то будет проявлять себя с отрицательной стороны (девиантное поведение, низкая успеваемость) для привлечения к себе внимания.

       Мы – педагоги  должны смотреть на это как заботливая мама, которая старается создать комфортные условия для преемственности развития, воспитания и образования  ребенка в рамках внедрения ФГТ и ФГОС.

.

              С введением этих четких документов особое значение приобретают вопросы непрерывности образования, преемственности его ступеней (содержательной, организационной, нормативно-правовой). В связи с этим представляется важным определить базис преемственности - исходный уровень развитости детей дошкольного возраста и их подготовленности к переходу в школу - принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности, а также организационно-педагогические условия его обеспечения.

            По мнению Д.Б. Эльконина, в каждом возрасте с помощью адекватных средств складывается определенный социальный норматив. Самоценность периода детства, уникальность социальной ситуации развития ребенка, базовые приобретения возраста позволяют нам говорить не столько о формировании компонентов учебной деятельности, не столько об оценке готовности ребенка с точки зрения внешних (формальных) показателей, сколько о тех новообразованиях дошкольника, которые позволяют ему быть успешным в будущей жизни, в том числе и при обучении в школе.

             Следует сказать о  формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в основе которых лежит определенный уровень развития личностных и субъектных качеств, психических свойств, процессов и состояний ребенка. Подобный подход позволяет разрешить существующие противоречия в обеспечении преемственности в системе «ДОУ-начальная школа»: между несоответствием организационных форм работы с детьми по подготовке их к школе в дошкольном учреждении и внутренней логикой развития детей; между критериальной базой готовности ребенка к обучению в школе, содержащей часто формальные (внешние) критерии, и критериями содержательными (внутренними), обусловленными нормами развития в дошкольном возрасте.

          Особенно важное значение приобретает преемственность в обучении и воспитании при переходе с одной ступени образования на другую, в частности, из дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в начальную школу. Целостное развитие личности ребенка, поступательное обогащение его творческого потенциала может быть обеспечено в процессе осуществления преемственности в ДОУ и начальной школе.

        Исследование реального состояния проблемы в теории и практике выявило: а) низкий уровень разработанности теоретических и методологических подходов к осуществлению преемственности образования в ДОУ и начальной школе; б) недостаточную преемственность в деятельности ДОУ и начальной школы: в содержании образования, в применении форм, методов и технологий обучения и воспитания, диагностике развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

       Анализ проблемы  показывает, что осуществление преемственности в образовательном процессе содержит 3 взаимосвязанных компонента: моделирование, предполагающее разработку механизма взаимодействия конкретных элементов (ДОУ и начальной школы), а также функциональные связи и взаимоотношения (административные, согласования и координации, научно-методические), определение внутреннего содержания процесса функционирования преемственности образования в ДОУ и начальной школы как единого целого; проектирование, включающее более детальную разработку, конкретизацию  модели, подготовку ее к практической реализации; конструирование, предусматривающее дальнейшую детализацию созданного проекта, приближающую его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательно-образовательных отношений.

       Качество преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе возрастает при определении и реализации педагогических условий, к которым следует отнести:

  • создание единого образовательного пространства в ДОУ и начальной школе;
  • реализацию общих дидактических и индивидуально-ориентированных требований к осуществлению преемственности;
  • проведение диагностики развития и образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

        Основу для успешного осуществления преемственности в ДОУ и начальной школе создают направления в образовательном процессе: сохранение и укрепление здоровья детей; психологическая подготовка к обучению в школе; интеллектуальное развитие; развитие общекультурных умений и навыков.

         Преемственности в ДОУ и начальной школе представляет целостный процесс, условно подразделяемый на ряд этапов:

  • формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
  •  адаптация их к условиям обучения в начальной школе;
  •  развитие учащихся в начальной школе на основе элементов формирования готовности и педагогических технологий дошкольного образовательного учреждения.

     Я представляю Вашему вниманию опыт работы гимназии №47 г. Екатеринбурга. Данный материал был представлен директором гимназии Е.М.Крюковой на стажировочном семинаре в г.Урай.

   Это комплекс ДОУ - школа, который является пилотной площадкой для внедрения инноваций. В гимназии в системе работают совместные группы учителей и педагогов, которые разрабатывают единое содержание и единые требования, единую образовательную линию («Школа 2100», сейчас хорошо разработана линия «Начальная школа 21 века»), выбирают и апробируют единые формы обучения, единые технологии. Поэтому преобладает системно-деятельностный подход в обучении, развитии и воспитании. Рассмотрим на примере изучения геометрических фигур. На традиционном занятии педагог скажет, что эта фигура называется треугольником, потому что у нее 3 угла и 3 стороны. На современно м занятии учащиеся выполняют практическую работу по исследованию признаков треугольника и приходят к выводу, что у этой фигуры 3 угла, 3 стороны, значит, её называют треугольником.  

     

На протяжении всех лет обучения ведется Карта развития ребенка (физиологическое  и психическое здоровье, психологические показатели, педагогическая характеристики). Работа с Картой развития идет по схеме:

  • Сентябрь – Диагностика по возрастам – педсовет – разработка рекомендаций педагогам и родителям – ознакомление с рекомендациями;
  • Март – Диагностика  по возрастам – консилиум  -  заполнение Карты развития ребенка - разработка рекомендаций педагогам и родителям – ознакомление с рекомендациями – передача Карты развития в школу.

…………………

Слайды

    Итак,   преемственность образования детей в ДОУ и начальной школе в свете внедрения ФГТ и ФГОС будет осуществляться более эффективно, если:

- разработана и апробирована нормативно-организационная модель преемственности образования детей в ДОУ и начальной школе;

- определены и реализованы педагогические условия осуществления преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе;

- разработана и внедрена технология осуществления преемственности образования в ДОУ и начальной школе.

Если будет тесное сотрудничество и эффективное внедрение ФГГ и ФГОС, будут созданы комфортные, то ребенок будет успешным в течение всех лет обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....

Выступление на семинаре для учителей начальной школы "Развитие речи и детского речевого творчества"

Выступление содержит краткий анализ возможностей учебных программ и учебников УМК "Планета знаний" и развитие речи младших школьников на внеурочных занятиях...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....

Выступление на региональном семинаре «Портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС»

В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества обр...