Выступление на III региональной научно-практической конференции по теме:"Использование активных методов обучения в начальной школе при внедрении ФГОС"
статья по теме

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АМО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС

С.Н.Гурина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Когалым

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».

    В.А.Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования    (ФГОС НОО) предполагает, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы учащихся. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося,  раскрытие потенциала каждого ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, широкое применение активных методов обучения (АМО).

Еще одна веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [1].

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии.

Существенный вклад в развитие теории и практики АМО внесли: И.Г.Абрамова, Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, Б.Н.Герасимов, Р.Ф.Жуков, В.Ф.Комаров, А.Л.Лифшиц, А.П.Панфилова, В.Я.Платов, Ю.М.Порховник, В.И.Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М.Сыроежкин, Т.П.Тимофеевский, А.В.Хуторский и др.  

При системном использовании АМО роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.  Меняется и роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Включение АМО в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.  Использование АМО позволит сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.  АМО:

  • начала образовательного мероприятия;
  • выяснение целей, ожиданий и опасений;
  • презентации учебного материала;
  • организации самостоятельной работы над темой;
  • презентации результатов практической работы;
  • подведение итогов занятия;
  • релаксации;

Динамично и эффективно начать урок,  активизировать  внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой   помогают методы: «Подари подарок другу», «Поздоровайся локтями», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Летающие имена». Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками. Метод «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам,  и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. Метод «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.

Активные методы выяснения целей, опасений, ожиданий: «Ковёр идей», «Фруктовый сад», «Разноцветные листы», «Что у меня на сердце», «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча». Создание проблемной ситуации позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. В работе по УМК «Начальная школа XXI века»   помогает Мудрая Сова. Соображалки Мудрой Совы помогают в увлекательной форме, запомнить явления природы, описание животных, считать, решать задачи, выполнять с радостью задания повышенной трудности, разгадывать кроссворды, ребусы, анаграммы.

Чем  ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы: «Пометки на полях», «Написание синквейна», «Верные – неверные утверждения», «Написание эссе», «Лекция со стопами», «Ковер идей». Метод «Мозговой штурм». Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. Доска разделена на секторы, в которые вписываются предлагаемые учениками любые предложения по решению проблемы. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений. При наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие. А от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. От них  лучи расходятся далее. Кластер используется для организации индивидуальной, групповой работы, как в классе, так и дома.

Для представления материала самостоятельной работы используются методы «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок. Метод «Творческая мастерская». Дети подбирают пословицы, стихотворения, рассказы, рисуют рисунки, пишут сочинения на заданную тему. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект. В ходе практической  деятельности  учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. Дети с удовольствием выполняют работу в группах.  

Методы презентации практической работы: «Приоритеты», «Светофор». Метод «На линии огня». Ученики делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

Активные методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока или внеклассного мероприятия. «Комплименты», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках» можно использовать для завершения образовательного мероприятия. Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу  передают листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Метод «Итоговый круг». На плакате большой круг, разделенный на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Мое участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное кружочек рисуется за пределами круга.

Методы релаксации «Пантомима», «Шест», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Роботы», «Постройся по росту», помогают восстановить силу. АОМ позволят весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Метод «Делай как я». Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.  Метод «Земля, воздух, огонь и вода».   "Земля" - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. "Вода" -  вытягивают руки вперед и совершают  плавательные движения. "Воздух" -  поднимаются на носочки и поднимают руки вверх.  "Огонь" -  вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах. Мячики из воздушных шариков (поделки из крупы и воздушных шариков выполненные с детьми на уроках технологии) помогают выполнять упражнения для разминки, когда устали пальчики при письме.

Вывод: перечисленные активные методы обучения составляют систему, которая обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия. Приводят к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному  овладению новыми знаниями и умениями. Незаметно, весело, но эффективно проходят уроки и внеклассные мероприятия, на которых используются АМО.

Инновационная деятельность учителя не прекращается ни на минуту, рождая новые методы и формы повышения эффективности образовательного процесса. Методов АМО на сегодняшний день огромное количество.  Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, можно более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения АМО в образовательный процесс.  

«Надо применять разнообразные методы и находить новые.  Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».

Л.Н.Толстой

Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше, прочнее, когда он подается не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации,  занимательности. АМО активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию их личностных качеств. Благодаря  использованию АМО улучшились  показатели успеваемости и качества знаний.  Ученики принимали активное участие и  становились победителями, призерами, дипломантами олимпиад, интеллектуальных конкурсов, состязаний. В Международной игре - конкурсе «Русский медвежонок - 2012» (12 учеников: 1 победитель, 1 призёр).  «ЭМУ – Специалист» (18 учеников: 2 победителя, 1 призёр). Во Всероссийском  молодежном чемпионате «Старт» 2010г., 2011г., 2012г. ( 33 ученика из них 3 награждены Дипломом регионального победителя III степени), во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» (16 учеников из них 4 призера);  во Всероссийской предметной олимпиаде для младших школьников (19 учащихся: 2 победителя 3 призёра). В  городской  краеведческой  игре «Знай свой  край» (3 призёра).  Муниципальном  этапе  младших школьников «Юниор» - 1 победитель, 2 призёра. В муниципальном конкурсе проектов «Гости из будущего»-  4 призёра. Лауреатами  именной премии ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» становились 4 ученика.

Литература

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г. 
  2. Зарукина Е.В., Н.А.Логинова, М.М.Новик  Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. - Санкт-Петербург,  2010.
  3.  «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды тв...

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого н...

Использование активных методов обучения в начальной школе

Использование активных методов обучения в начальной школе...

Использование активных методов обучения в начальной школе.

В докладе подробнее всего говорится об использовании интерактивных методах с применением проектов  студии Мимио....

Использование активных методов обучения в начальной школе

Познакомить с активными методами обучения; уметь различать виды активных методов обучения; познакомить с возможности применения активных методов обучения  на различных этапах своих уроков; распро...