Главные вкладки

    Использование активных методов обучения в начальной школе.
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Алёшина Галина Викторовна

    В докладе подробнее всего говорится об использовании интерактивных методах с применением проектов  студии Мимио.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_amo_i_iamo.docx240 КБ
    Office presentation icon interaktivnye_metody.ppt429.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БОЛЬШОЕ ПОПОВО КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    C:\Users\галина.галина-RAY\Desktop\Персональные фото\100_9190.JPG

     

                               

    ДОКЛАД

     

      Руководитель ШМО:

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    Алёшина Галина Викторовна

    РМО учителей начальных классов

    27 ноября 2017 год

      АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ –

    методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. 

    Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

    Метод организации начала урока «Подари подарок другу». 

    Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

    Участники: все учащиеся.

    Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.

    Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

    Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

    Метод актуализации опорных знаний « Магазин» 

    Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

    Участники: все обучающиеся.

    Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

    Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

    • Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
    • Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча» 
    • Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
    • Участники: все обучающиеся.
    • Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
    • Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
    • Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
    • Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро - ладонь” 
    • Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия
    • Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

    Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат» 

    • Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
    • Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

    Метод закрепления изученного материала «Парный выход» 

    • Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
    • Участники: все обучающиеся.
    • Необходимые материалы: мел.
    • Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
    • Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

    Активные методы – «Физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики»

    Методы «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг». 

    Активные методы обучения помогают:

    •   развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
    • учить учащихся самостоятельно добывать знания,
    •   развивать интерес к предмету,
    •   позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

    В условиях федеральной программы «Развитие электронной среды», которая предлагает создание и практическое внедрение электронных учебных материалов, интерактивной доски на различных уроках,  в рамках ФГОС  к активным методам обучения мы с уверенностью относим ИКТ.

    К интерактивным методам обучения

    относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) • Мини-лекция • Контрольный лист или тест • Ролевая игра • Игровые упражнения • Разработка проекта • Решение ситуационных задач • Приглашение визитера • Дискуссия группы экспертов • Интервью • Инсценировка • Проигрывание ситуаций • Выступление в роли обучающего • Обсуждение сюжетных рисунков • Опрос–Квиз (контроль) и др.

    1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.

    Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме.

    Отсутствие обратных связей

    2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы  учебного плана дисциплины в различных формах

    активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося.

    2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.)

    Позволяет получить навыки адаптации к новой среде

    Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту

    2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации

    Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.

    Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

    2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)

    Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени

    Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию

    2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)

    Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения

    При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

    2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры).  

    Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления

    Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.

    2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков  

    Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками

    Направлен на овладение только узкоспециализированными  навыками без усвоения общих моделей и методов работы, соответствие логике учебного процесса

    Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

    Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

    формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

    Алгоритм проведения интерактивного занятия.

    1.Подготовка занятия;2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).

    Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

    Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)

    Хук (притча, игра, «крючок»)

    «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

    Синквейн («восточный стих»)

    Обсуждение домашней творческой работы

    Кластеры

    Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

    «Инсерт»

    Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

    Опорный конспект

    Кластеры

    Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

    Различные формы дискуссий

    Игровые методы

    Форма группового взаимодействия — «большой круг».

    «Аквариум»

    Рефлексия – получение обратной связи

    Эссе

    Мини-сочинение

    Глоссарий (составление словаря)

    Хокку (хайку) – японские 3-х стишия

    Юмористический рассказ

    Сказка

    Незаконченное предложение

    При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге.

       Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

    Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

    Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

    Таким образом, использование активных методов обучения в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Руководитель ШМО: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Алёшина Галина Викторовна РМО учителей начальных классов 27 ноября 2017 год

    Слайд 2

    Интерактивные формы и методы обучения в начальной школе

    Слайд 3

    Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек).

    Слайд 4

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

    Слайд 5

    Интерактивное обучение – это диалоговое обучение Строится на линиях: «ученик – ученик» «ученик – группа учащихся» «ученик – аудитория» «группа учащихся – аудитория» «ученик – компьютер»

    Слайд 6

    Решает три главные задачи: Учебно-познавательная задача (узнать, определить…). Коммуникативно-развивающая (развитие учебных умений). Социально-ориентированная.

    Слайд 7

    Основные особенности интерактива: Принудительная активизация познавательной деятельности. Самостоятельный поиск решения проблемы. Изменение роли учителя на роль организатора или консультанта. Исключение монологического преподнесения материала. Диалоговый характер.

    Слайд 8

    Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Пары и группы «Мозгов ой штурм » «Математическая карусель» Проекты «Общий галдёж» Словесные ассоциации Рисование Воспроизведение информации

    Слайд 9

    Рассмотрим некоторые из них: Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

    Слайд 10

    «Мозговой штурм» Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Это приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос Участникам предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе и самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные.

    Слайд 11

    Математическая «карусель» Математическая "карусель" – это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков.

    Слайд 12

    Проекты Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот приём лучше использовать в 3 - 4 классах, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск .

    Слайд 13

    Презентации позволяют учителю: - наглядно представлять; - интенсифицировать процесс объяснения нового материала; - регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; - повышать познавательную активность обучающихся;

    Слайд 14

    Презентации позволяют ученикам: - наглядно представить учебный материал (отметили 75% обучающихся); - сделать урок более интересным (отметили 63% обучающихся); - интенсификация процесса объяснения нового материала (отметили 35% обучающихся);

    Слайд 15

    Словесные ассоциации Приём, который используется при изучении новых понятий, на уроках (например, геометрический материал на уроках математики).

    Слайд 16

    Рисование (черчение) Приём используется с целью развития - наблюдательности - навыков совместной работы - воображения

    Слайд 17

    «Общий галдёж» Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

    Слайд 18

    Воспроизведение информации Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например,прослушав задание, изобразить его в таблице или схеме.

    Слайд 19

    Формы интерактивного обучения: Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры) Использование общественных ресурсов «Каждый учит каждого» Ролевые игры Нестандартные уроки (математический экспресс, урок-поиск, урок-размышление, урок-ринг, урок открытых мыслей, урок-защита диссертации; уроки, которые ведут ученики; урок-турнир и другие) Дискуссия.

    Слайд 20

    Дискуссия Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

    Слайд 21

    Ролевая игра Ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием

    Слайд 22

    «Каждый учит каждого» Может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

    Слайд 23

    Выводы: Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

    Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

    Активные методы обучения в начальной школе.

    Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

    Применение активных методов обучения в начальной школе

    Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"...

    Использование активных методов обучения в начальной школе

    Использование активных методов обучения в начальной школе...