Главные вкладки

    Использование активных методов обучения в начальных классах
    статья на тему

    Дедова Виктория Николаевна

    выступление на мо

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

    В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 

    В современной школе активные методы обучения, разными способами отражая в себе основные формы организации обучения, непосредственно обеспечивают процессы повышения эффективности урока. Активные методы обучения, создающие условия интенсификации учебного процесса с целью стимулирования деятельности учащихся на уроке, повышения их интереса и направления их внимания, требуют от учителя применения ряда интересных стратегий. 
    Активное обучение основывается на диалоге, творческой деятельности в процессе взаимного сотрудничества. Ответим на вопрос «Почему сегодня школа нуждается в активном обучении?». Сущность традиционного обучения заключалась в том, что деятельность учителя носила объяснительно-иллюстративный характер, на первом месте стояло освоение знаний, умений и навыков предметного характера, ограниченного только учебными задачами. В традиционном методе обучения отношения «учитель — ученик» во многом носили односторонний характер, когда ученики, подражая учителям, только исполняли их поручения. На уроках учащиеся поддерживали деловое общение только с учителем. В процессе традиционного обучения учитель ставил перед учениками достаточно обоснованные цели, хотя они по-разному воспринимались ими. Такой процесс нельзя считать ориентированным на учеников обучением, потому что требование быстрого, легкого, точного освоения учебного материала всеми учениками тогда не особенно волновало учителей. Они порой забывали о том, что знание, полученное легкими способами, без приложения собственного напряженного труда, не развивает процесс мышления учеников. 
    На современном этапе начального образования основной приоритет отдается развитию личности ребенка. В чем это проявляет себя? В обеспечении развития личности на первоначальном этапе, обнаружении ее способностей, в приобретении умений и навыков чтения и письма, других умений и навыков учебной деятельности, в освоении аспектов мышления, развития речи, элементов здорового образа жизни. 
    В этом процессе ведущее место занимает активизация деятельности школьников, когда каждый ученик имеет свое мнение, свою позицию и идею и когда слабые ученики также стремятся к активности. 
    В дошкольном периоде, особенно с пяти лет, у детей формируется самостоятельное исследовательское умение в познании окружающей среды, у них появляется склонность к исследованию, они приобретают определенные навыки в этой сфере, хотя их деятельность носит пока несистемный характер. Поэтому при их поступлении в первый класс эти черты характера должны сохраняться и дальше развиваться. Новая среда, с которой сталкивается ребенок в школе, должна способствовать развитию его исследовательской и творческой деятельности. Проблемная обстановка, в которую дети погружаются каждый день, их повседневные наблюдения за каким-либо предметом или событием и созданные на основе их анализа поисковые условия должны приносить им радость. Свое маленькое достижение ученики воспринимают как большое открытие. Именно эта вера считается основой их будущего развития. В руках умелого учителя каждая ступень обучения открывает путь к развитию ребенка, т. е. его нормальное развитие становится результатом, полученным в активном процессе обучения. 
    В активном процессе обучения деятельность учителя заключается в создании в классе деловой обстановки, обстановки социального равенства, положительной психологической атмосферы с целью успешного приобретения учениками знаний, в организации процесса поиска знаний, объективного оценивания знаний, умений и навыков учащихся. 
    Ориентированность на учеников в процессе обучения ставит их в позицию исследователя, так как они ведут самостоятельное исследование. Однако это вовсе не дает основания для того, чтобы свести роль учителя до минимума. В данном случае учитель выступает своего рода путеводителем, направляющим устремления учеников, активизирующим их с помощью дополнительных вопросов, т. е. он играет роль организатора в приобретении ими новой информации и знаний. 
    Активные методы обучения не состоят, как было раньше, из передачи ученикам как можно большего объема знаний, из обогащения только их памяти. Следует отметить, что здесь учитель действует не как лицо, дающее только готовые знания, а как лицо, привлекающее учеников к поиску этих знаний, руководящее их исследовательской деятельностью. 
    Главная цель активного обучения заключается в приобретении учениками умений и навыков по анализу, осмыслению, самостоятельному получению знаний, в развитии и своевременном применении выработанных умений и навыков. Однако из сказанного не должно вытекать заключения о вытеснении деятельности учителя. Он по-прежнему остается движущей силой в процессе обучения. 
    Сегодня требуется широко использовать информационно-коммуникационные технологии, служащие развитию способностей учеников к творческой деятельности и самостоятельному овладению знаниями. Приемы активного обучения служат именно этим целям. Технологии, применяемые в активном процессе обучения, можно изобразить так:


    / УЧИТЕЛЬ - \ / УЧЕНИК - \ 
    проводник | ведущий | 
    1 путей исследование, 
    у приобретения У У открывающий 1 
    \ знаний у знания 
    Нецелесообразно использовать активные методы обучения при преподавании каждой темы. К активным методам обучения следует обращаться с учетом поставленных перед уроком целей, содержания, характера передаваемых ученикам знаний, умений и навыков, возможностей интеграции, уровня подготовки учеников, местных условий, материально-технической базы школы и других параметров. Активными методами обучения являются: 1) дискуссия; 2) ролевая игра; 3) умственная атака; 4) группа малоактивных обсуждений; 5) рассмотрение конкретных событий; 6) демонстрации; 7) рабочие листы, материалы для чтения и др.; 8) решение проблемы; 9) дебаты; 10) создатели среды, «ледоколы» и «активизаторы»; 11) снежки; 12) формулы; 13) персональное моделирование; 14) диаграмма Венна; 15) использование фигуры «куб»;
    Рассмотрим некоторые из этих методов, используемые в учебном процессе начальной школы. 
    I. Дискуссия. Обсуждение любого вопроса занимает важное место в течение всего урока. Причиной обмена мнениями выступает неоднозначное восприятие учащимися какой-либо идеи или эпизода, содержащегося в учебнике. Учебная дискуссия возникает вокруг спорных вопросов. В процессе дискуссии ученики выражают свое отношение к обсуждаемому вопросу, демонстрируют свои знания, готовятся самостоятельно решить какую-то проблему, приобретают навыки сбора информации. Этот прием состоит из выдвижения определенной проблемы и из ее обсуждения. Учитель (возможно, и один из учеников) выдвигает одну тему, один проект, дает классу «научную работу» типа: «Каким должен быть настоящий друг?», «Какое время года лучше?», «Какой регион Азербайджана более красивый?» и т. п. Ученики задумываются, отвечают по сути, каждый выражает свое мнение по предложенной теме. В такой дискуссии каждый ученик участвует как равноправное лицо. Наконец, с помощью обобщающей речи учителя участники дискуссии овладевают общим представлением об обсуждаемой теме. 
    Младшие школьники в условиях делового классного шума по очереди выражают свое отношение к мнению друг друга, каждый из них учится обосновывать свои выводы. Целесообразно проводить дискуссии за круглым столом, когда все имеют возможность видеть друг друга в лицо. 
    Нельзя ожидать, чтобы дискуссия образовалась сама собой. Учитель должен найти темы для интересной дискуссии, определить ее содержание и форму так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и уровню знаний учеников, способствовали упорядочению ранее изученных ими материалов. 
    II. Ролевая игра. Ролевая игра — это игра по ролям событий и ситуаций, происходящих в реальной жизни на глазах учеников. Чтобы более ясно и доходчиво объяснить ученикам содержание новой темы, учитель предлагает, например, инсценировать по ролям маленький рассказ на тему «Мать и ее дети». Структуру сцены и сценарий в ходе работы определяют сами ученики, распределяющие также роли по собственному желанию. Роли вкратце описываются учителем, предлагающим организовать игру в короткий промежуток времени. После ролевой игры проводятся групповые обсуждения. Ученики оценивают способности участников игры, действия отдельных исполнителей ролей, выражают свое отношение к решению проблемы. 
    Основное значение ролевых игр заключается в том, что они обеспечивают легкое и быстрое понимание и усвоение сути событий, фактов, проблем и формируют в учениках навыки правильной речи, развивают их способности в ведении диалога. Воплощенные в исполнении учеников образы играют важную роль в обнаружении и выявлении их личных талантов и способностей. 
    III. Умственная атака. Данный метод, употребляющийся в значении скоростного порождения идей, воспринимается как организация в самостоятельной среде групповой работы. За короткий срок отмечаются все возможные варианты, мысли и предложения, связанные с какой-либо проблемой. Рассмотрим простой пример умственной атаки. В 3-м классе учитель обращается к ученикам с вопросом «Чем отличается дерево от куста?». Дети на основе имеющихся жизненных наблюдений, прочитанных материалов, других источников сразу подключаются к ответам и высказывают свои верные или неверные соображения. Учитель записывает их мысли: 
    - Дерево высокое, куст низкий; 
    - Дерево большое, куст маленький; 
    - Дерево бывает толстым, куст тоненьким; 
    - На дерево можно подняться, на куст нет; 
    - Куст колючий, дерево нет; 
    - Дерево приносит плод, куст нет; 
    - Яблоня, груша, дуб, ива — деревья, ежевика, шиповник, облепиха — кусты; 
    - Деревья составляют сад, а кусты — нет; 
    - Дерево живет долго, жизнь куста коротка; 
    - Из дерева делают мебель; 
    - Дерево используют в строительстве домов; 
    - Кусты используют в ограждении; 
    - Дерево сажают, а куст растет сам; 
    - Корни дерева идут в глубь земли, а корни куста бывают на ее поверхности; 
    - Дерево растет в одиночестве, а куст кучей; 
    - У дерева один ствол, у куста много 
    - и т. д. 
    Учитель прекращает ответы учеников и сообщает им о верности только последнего ответа («У дерева один ствол, у куста много»). При этом он вносит ясность в некоторые ответы учеников, указывает на ошибочные мнения. Верные ответы учеников способствуют правильной организации умственной атаки и во многом активизируют учебный процесс. А написание на доске учителем всевозможных ответов на вопросы позволяет ученикам еще раз вернуться к ним и основательно подумать о своих ответах. 
    Таким образом, умственная атака — это путь, ведущий к активному исследованию. 
    IV. Создатели среды, «ледоколы» и «активизаторы». Этот прием заключается в проведении игр, требующих шуток, юмора и физических действий с целью преодоления напряженности, утомленности и волнений учеников в процессе обучения. Для этого, к примеру, учитель на время прерывает ход урока, и, чтобы ученики имели возможность расслабиться, предлагает им высказать свое мнение о характере одно- 
    классников. Ученики могут просить своих учителей высказать в их адрес добрые и искренние слова и проводить сюжетные игры. 
    V. Инцерт. Ученики используют этот прием, когда начинают самостоятельное чтение и приступают к записи отдельных эпизодов или отрывков из прочитанного ими текста. Ценность этого метода в том, что он дает ученику возможность проверить свое восприятие и знание. После прочтения какого-либо текста ученик вспоминает свое знание об этом, определяет, что он изучал раньше, а чего еще не знает, что для него новое, что ему непонятно, задумывается над тем, что повторно должен изучить в будущем, и все это отмечает соответствующими знаками. Он четырьмя знаками выражает свое отношение к тексту: 
    - при встрече в тексте с информацией, подтверждающей какую-то ранее изученную информацию, ставит знак «+»; 
    - если новочитаемое игнорирует ранее изученное, составляет противоречие с материалами, которые он знает, ставит знак «—»; 
    - если в процессе чтения получает новую информацию, ставит знак «!»; 
    - если в читаемом тексте встречается поверхностная, неточная информация, нуждающаяся в уточнении и получении дополнительных знаний из других источников, ставит знак «?». 
    При использовании этого метода учитель должен контролировать учеников и научить их пользованию соответствующими знаками, там где надо. 
    VI. Использование фигуры «куб». В большинстве случаев приходится рассматривать преподаваемую тему в разных аспектах, и тогда прием с помощью фигуры «куб» облегчает этот процесс. На каждой лицевой стороне куба пишутся краткие указания, позволяющие развивать мышление учеников. С этой целью из картона изготавливаются кубы высотой 15—20 см, на лицевой стороне которых пишутся, например, такие слова и выражения: 
    - описывай; 
    - сравнивай; 
    - связывай; 
    - анализируй; 
    - применяй; 
    - выражай свое отношение. 
    После этого ученикам представляется какой-то предмет, и учитель направляет усилия и стремления учеников: 
    - Описывай. Внимательно посмотри на предмет, напиши все то, что знаешь о его форме, размере, цвете. 
    - Сравнивай. На что он похож? В чем его сходные и отличительные стороны? 
    - Связывай. О чем он заставляет думать? 
    - Анализируй. Как он создан? Из чего и как его делают? 
    - Применяй. Как можно пользоваться им? 
    - Выражай свое отношение. Выражай свое отношение «за» и «против». 
    Куб бросают, и каждый раз беседа идет вокруг той его стороны (без повторения), которая оказывается сверху. Полные и точные ответы поощряются. Эту работу можно организовать и с 6-ю учениками, а возможно делить класс на группы, и тогда каждая группа сформулирует и напишет свое мнение об одной стороне куба. 
    VII. Диаграмма Венна. Этот метод организуется на основе двух пересекающихся кругов. Пересекающаяся часть кругов обозначает общие признаки. Применяя такой прием, можно найти в тексте и отметить сходные стороны двух образов, двух деревьев, двух птиц, животных, стран и т. д. 
    ^ ГУСЬ ЛЕБЕДЬ4 
    Домашняя /Это N. Перелетная 
    птица. / птицы. \ птица. 
    Намного / Имеют \ Намного 
    меньше / перепонки \ крупнее 
    лебедя. ' между гуся. 
    Серый. пальцами Белый. 
    Шея лап. Шея длинная 
    довольно Обе Мясо и яйцо 
    короткая. 1 плавают. ^ не принято 
    Мясо и яйцо \ Из пуха / употреблять 
    пригодны обеих в пищу. 
    для пищи. делают Имеет 
    Пух Хподушки/ хороший 
    »используется пух > 
    Ведение анализа и приход к соответствующему заключению с помощью сравнительного приема требует от учеников большой умственной активности. 
    Таким образом, в процессе сравнения обогащается словарный запас учащихся, расширяется их кругозор. Работу с диаграммой Венна можно организовать со всем классом, с большой и малой группами, парой учеников или персонально. 
    VIII. Дебаты. Этот прием называется и перекрещивающим обсуждением. Иногда возможно привлекать учеников к обсуждению вокруг проблем, беспокоящих общество, заставляющих думать и волноваться всех. Возможно, организовать дебаты между парами, при обсуждении каждая из которых вескими аргументами обосновывает свои положительные и отрицательные ответы. 
    Дебаты — это противостояние, сталкивание позиций двух сторон в подходе к какой-то теме, проблеме. Чтобы дебаты оказались убедительными, следует удачно выбрать тему, которая заинтересовала бы всех 
    присутствующих. Например, ученикам можно предложить такие темы, как «Для младших школьников имеет или не имеет значение использование компьютерных технологий? По ответам вокруг поставленной проблемы образуются группировки, и начинается межгрупповой диалог, обсуждение и спор. 
    Если в обычной дискуссии стороны стараются убедить друг друга, то в дебатах следует убедить и третью — нейтральную — сторону, которой могут быть или активные ученики параллельного класса, или учителя, или ученики старших классов, прослеживающие ход дебатов. Прослеживающая дебаты сторона, оценивая позицию каждой группы, объявляет справедливый и объективный результат и высказывает свое мнение о приходе к тому или иному решению. 
    Поэтому группы, присоединяющиеся к дебатам, заранее определяют самые сильные аргументы для защиты своих позиций, собирают факты из справочников, печати, телепередач. 
    В процессе диалога представители каждой стороны требуют от представителей противоположной стороны обосновать высказанные ими мысли. С этой целью каждый раз используются вопросы кто? что? почему? зачем? как? и др. Каждая из сторон с убедительными фактами должна отстаивать правильность своей позиции, доказать несостоятельность выраженных противоположной стороной мнений. В конце дебатов учитель убедительными аргументами защищает позицию одной из сторон. При подведении итогов каждая из команд отмечает точные аргументы соперника, что показывает объективность и культуру ведения диалога учеников. 
    Как видим, дебаты углубляют знания учеников и повышают культуру ведения дискуссии, обеспечивают их социализацию, требуют от участников быть более самостоятельными и более активными. 
    Использование активных методов обучения формирует у учеников начальных классов навыки самостоятельно думать, читать, выражать свое отношение к прочитанному, услышанному от других, умение обоснованно подтверждать или отрицать их мнения. В этом процессе главное заключается в том, чтобы внимательно слушать собеседника, с уважением относиться к его неправильным, а иногда и критическим мыслям, быть терпеливым и вежливым в отношении к другим. 
    Использование активных методов обучения регулирует устную речь ученика, обучает его подбирать точные слова и выражения с целью более успешного убеждения соперника в процессе диалога, формирует умение доказывать свое мнение. Таким образом, у учеников воспитывается внимание к слову, его смыслу и ценности. 
    Известно, что в начальных классах все коммуникации, связанные с буквой, словом и предложением, служат формированию живого разговора. Другими словами, обеспечение живой связи урока с внешней средой повышает его активность. Поэтому многие классные учителя, педагоги по праву предпочитают интерактивную деятельность. Большинство склонны использовать активные методы обучения потому, что именно с их помощью младшие школьники получают возможность для живого общения. На первый план выдвигается развитие диалоговой речи, являющейся формой более оригинального, более динамичного разговора. 
    Нет необходимости доказывать, что «.при применении активных методов обучения развиваются психические особенности, кругозор, восприятие, способности, характер, склонности и интересы ученика»  Плюс к этому добавим, что новые методы обучения дают учителю возможность более активно работать с учениками, обнаружить их потенции и способности. 
    Наш опыт и наблюдения доказывают, что активные методы обучения имеют следующие характеристики: 
    - привлечение учителем своей активностью к такой же творческой активности учеников; 
    - активная деятельность учеников и привитие при этом им элементарных исследовательских умений; 
    - сотрудничество учителя с учеником и учеников друг с другом; 
    - использование двигательных, сюжетных, музыкальных, дидактических ролевых игр, создание обстановки социального равенства и психологического комфорта; 
    - влияние на формирование творческого мышления и национального самосознания учеников тематического материала, предоставленного учителем. Таким образом, мы приходим к логическому выводу, что на умственное развитие учеников, эвристичность их мышления, на интерес к предмету положительно влияют разнообразные активные методы и приемы обучения. Кроме того, они имеют важное значение для всестороннего развития учеников, их целенаправленной подготовки к жизни, овладения умением работать самостоятельно. Такое направление начального обучения создает прочную основу для получения успешного образования в последующих классах средней школы. 
    ЛИТЕРАТУРА 
    1. ВЕЛИЕВ С. Г., ГУСЕЙНОВ Р. Б. Взгляд на активное и интерактивное обучение в эффективной организации урока : метод. пособие, 2004. 
    2. ВОПРОСЫ подготовки  метод. рекомендации / под ред. А. О. Мехра-бова., 2008. 
    3. КЕРИМОВ Я. Ш. Методы обучения. РС Полиграф, 2009. 
    4. САДИГОВ Ф. Б. Педагогика. 2012. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие с использованием активных методов обучения в 3 классе "Здоровое питание"

    Целью данного мероприятия является формирование целостного представления о здоровом питании. Занятие проводится в игровой форме, с использованием активных методов обучения....

    Применение активных методов обучения в начальных классах

    Методики " Ковёр идей", "Ледокол", "Дерево решений"...

    Использование активных методов обучения в начальной школе

    Использование активных методов обучения в начальной школе...

    Использование активных методов обучения в начальной школе.

    В докладе подробнее всего говорится об использовании интерактивных методах с применением проектов  студии Мимио....

    Активные методы обучения в начальных классах

    Выступление  на тему "Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО"...