Представление педагогического опыта учителя начальных классов Фатиной Людмилы Федоровны
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Фатина Людмила Фёдоровна
  1. Введение

Обоснование актуальности перспективности опыта.

Проблема  формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает  всё большую актуальность. Как известно, грамотность  выпускников школ снижается, несмотря на то, что обучающиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. Я преподаю в начальных классах уже 26 лет, и на каждом уроке русского языка передо мной встаёт вопрос: как помочь ребёнку грамотно писать? Как формировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания? Эти вопросы волнуют не только меня, как учителя, но и обучающихся и родителей.

Педагогическая проблема, над которой я работаю: «Формирование навыков грамотного письма у обучающихся начальных классов».

Цель опыта: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи опыта:

• провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся, применять их на уроках русского языка;

• разработать «орфографические минутки», обеспечивающих формирование грамотного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление   педагогического опыта учителя начальных классов

СП МБОУ «Дракинская  средняя школа» в селе Никольское

Фатиной Людмилы Федоровны.

  1. Введение

Обоснование актуальности перспективности опыта.

Проблема  формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает  всё большую актуальность. Как известно, грамотность  выпускников школ снижается, несмотря на то, что обучающиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. Я преподаю в начальных классах уже 26 лет, и на каждом уроке русского языка передо мной встаёт вопрос: как помочь ребёнку грамотно писать? Как формировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания? Эти вопросы волнуют не только меня, как учителя, но и обучающихся и родителей.

Педагогическая проблема, над которой я работаю: «Формирование навыков грамотного письма у обучающихся начальных классов».

Цель опыта: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи опыта:

• провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся, применять их на уроках русского языка;

• разработать «орфографические минутки», обеспечивающих формирование грамотного письма.

 Основная идея педагогического опыта.

Словом «орфограмма» младшие школьники уже начинают пользоваться уже  на самых ранних этапах обучения письму. Ещё в период обучения грамоте я включаю в письменные упражнения первоклассников не только такие слова, как дом, слива, кукла – так называемые алфавитные или фонетико-графические написания, основанные на прямом соотношении между звуками и буками,  - но и слова типа пенал, снег, ёжик, в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребёнка не возникла иллюзия благополучия (М. Р. Львов):писать научиться легко - как слышишь, так и пиши. Нужно, чтобы ученик, улавливая несоответствие в произношении и написании отдельных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно знания алфавита, необходимо освоение и других законов письма.

Позднее на уроках русского языка обучающийся открывает для себя эти законы – знакомится с правилами правописания. Но как показывает практика, знание правил не может застраховать ребёнка от ошибок. Обучающийся остаётся безграмотным в тех случаях, когда у него не сформировано умение замечать на письме те места, которые требуют применения правил, то есть орфограммы. Я это понимаю и поэтому буквально с первых шагов учу детей находить эти места в словах через установление  разницы между звуковой и графической формой слова. Обучающиеся подчёркивают эти места, называют орфограммы и в дальнейшем свободно владеют этим термином.

Однако такое знакомство с орфограммой, когда само понятие не раскрывается и дети его усваивают «практическим путём», может привести обучающихся  к неправильным, ложным обобщениям. Обучающийся видит разницу в произношении и написании слов и приходит  к выводу, что орфограмма – это место в слове, где звук слышится неясно или где пишется не так, как слышится. В результате возникают «ошибки против произношения»: «строна», «избужка», «зема» и др. На самом деле все звуки русского языка произносятся ясно (иначе бы мы не понимали друг друга), и орфограммы часто бывают там, где произношение и написание не совпадают.

Следовательно, уже в начальной школе, попытаться раскрыть детям само понятие «орфограмма», не ограничиваясь только термином, как этикеткой.  

В начальной школе определение должно отвечать следующим требованиям: 1) быть доступным для обучающихся;  2) указывать на особенность орфографического написания по сравнению с неорфографическим; 3) содержать ориентиры обнаружения орфограммы в слове.

Теоретическая база.

Рассмотрим, как определяют понятие «орфограмма» учёные-методисты.

М. Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки. Это написание, требующее проверки (Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988 г).

Д. Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее  правилам орфографии, требующее применения  этих правил». Подобные определения указывают на специфику орфограммы по сравнению с неорфографическими написаниями, однако не подсказывают, как определить, есть в слове орфограмма или её нет.

Обратимся к другой группе определений.

М. Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками(двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный» (Цитата приводится по кн.: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.)

 «Орфограмма – это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них  является орфографически возможным» (Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе М., 1992 г.) В сущности, все  эти определения идентичны и удачны, поскольку указывают на отличительную особенность орфограмм, по которой их можно противопоставить неорфограммам: если есть выбор графических знаков (букв), значит, есть орфограмма. Выбор буквы из имеющихся вариантов осуществляется на основе правил. Правильно выбранные буквы соответствуют нормам правописания.

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

  1. Ставить орфографические задачи (Увидеть орфограмму в слове).
  2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее   с определенным правилом
  3. Применять правило (Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы).
  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  6. Проверять написанное. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Новизна опыта состоит в том, что я подобрала эффективные современные  педагогические технологии, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости.

Современные педагогические технологии помогают мне

-создавать условия для  обеспечения активной практической деятельности    каждого  ученика;

 -включать каждого ученика в активную работу, направленную на развитие  

 умений  воспринимать,    оценивать,    анализировать,    применять    знания,      

 работать    с различными источниками знаний;

 -целенаправленно и эффективно использовать различные приёмы и методы,

  как средство реализации и развития познавательных способностей и интересов

  учащихся, мотивации.

2. Технология опыта.

    Технология игровых методик;

    Проблемное обучение;

    Технология развития критического мышления;

    Обучение в сотрудничестве(командная, групповая, парная работа);

    Здоровьесберегающие технологии;

    С целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия на каждом  уроке русского языка провожу   орфографические минутки. Они занимают 5-6 минут  в начале, во время или в конце урока. Материал я составила для обучающихся 1 – 4 классов. В 1 классе 3 раздела, во 2 – 4 классах по 10 разделов.

Работа по каждому разделу проводится следующим образом (Даю объяснение на примере материала по 2 классу).

  1. Подготовительно-ознакомительный этап (первая группа слов): чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разниц в произношении и написании, объяснение орфограмм.

Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.

Какую букву надо проверять при письме  и почему? Как эту букву надо проверять? Можно ли эту букву проверить?

  1. Тренировочный этап (вторая – четвёртая группы слов): на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограммм.

Груш…(мн.ч), ч…гунок, лос…, Ж(ж)учка, задач…, К(к)Оля, Щ(щ)…кин, сне…, сн…пы, б…лет.  Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

  1. Закрепительный этап (пятая-шестая группы слов): на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух: также могут быть использованы карточки для индивидуальной работы со слабыми обучающимися, но уже с выделенными орфограммами.

Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава. Найдите ошибкоопасные места с словах. Объясните их правописание.

  1. Контрольно-диагностический этап (седьмая-восьмая группы слов).

Седьмую группу слов дети пишут под диктовку: билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.

А в восьмой группе исправляют ошибки в словах: ночька, бирёза, белет, лёт, ужынать, трова, Гузель, кричят, гарох.

     На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Так, один ученик работает у доски,  я проверяю его работу (может проверить и сильный ученик), остальные сверяют свои знания и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый ученик сам определяет набранный им балл: -Подсчитайте  количество допущенных ошибок: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Поставьте себе предварительную оценку: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0.

Виды орфографических минуток использую разнообразные. Это может быть:

- Зрительно-слуховые диктанты (обучающиеся пишут предложения самостоятельно, затем обмениваются тетрадями для взаимопроверки);

- «парное» письмо (обучающиеся записывают предложения под диктовку после предварительного разбора всех орфограмм);

- письмо по памяти (проводится орфографический разбор, затем обучающиеся записывают предложение по памяти);

- «Проверяй, не зевай!» (запись предложения с проверочными словами);

- комментированное письмо (один обучающийся пишет, одновременно проговаривая орфограммы, остальные записывают его под диктовку);

- «Проверочное – читай, безударную – вставляй!» (проверочные слова даны, обучающиеся вставляют безударную гласную, записывают слово);

- работа с конвертами (в конверте – карточки с безударными гласными, обучающиеся показывают нужную, записывают слово).

Обучение орфографии осуществляется наилучшим образом при использовании дидактических игр, направленных на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, а также на развитие орфографической зоркости.

Вашему вниманию предлагаю описание некоторых игр при обучении орфографии:

Игра «Самый внимательный».

Написанные на карточках предложения нужно записать, употребляя, где нужно, заглавные буквы (задание на время). Рядом записываются три подобранных похожих примера.

сережа морозов не боится морозов. витя васильков набрал букет васильков. иванова поля возвращалась с поля. лёва скворцов сделал домик для скворцов. гена ростов приехал в ростов. Наша марта вернулась из Москвы в начале марта. Толя огурцов собрал больше всех огурцов.

Похожие примеры подбираются самостоятельно:

Алая роза – девочка Роза (имя человека), воздушный шарик – собака Шарик (кличка животного).

Игра «Нужный орешек».

Помоги белочкам  взять нужные орешки (одна белочка собирает слова-орешки с безударной гласной «а» в корне слова, другая – с «о» или «я» - «е». Объясни правописание слов. Используемые слова: дожди, стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, тяжёлый, вытянулся, ковёр, лесная, плясать, бежим.

Игра «Лучший грибник».

Две корзины, в одну складываются грибы-слова, в которые вставлена буква о, а в другую буква а. В какой корзине слов больше? Объясните правописание слов. Используемые слова: кв…ртира, коме…та, к…вёр, ск…ворода, к…стрюля, к…пуста, м…рковь, к…ртофель, ябл…ко, вин…град.

Игра «Дорожка».

Упражнение выполняется на двух строчках. На первой строчке записан «ь», на другой – «ь». Учитель читает слова, обучающиеся  слова не записывают, а ставят порядковый номер слова на каждой строчке. По завершению работы слова соединяются, и получается дорожка. Например: льёт, вьют, съедобный, листья, обезьяна, объявление, съезд, ручьи.

Для решения данной проблемы я использую рифмованные занимательные задания, которые от ученика требуют самостоятельной работы, нацеленной на осмысление запоминание орфограмм. Данная работа концентрирует внимание, развивает умение быстро находить правильное решение вопроса, объяснить орфограмму, найти к ней проверочное слово, назвать правило.

   При выполнении нестандартных заданий ученики выступают в роли контролёров слов, сыщиков, помощников сказочных героев, фокусников.

   Данные задания группирую по отдельным правилам.

  1. Безударные гласные в коре слова.
  2. Звонкие и глухие согласные
  3. Непроизносимые согласные.
  1. Непроизносимые согласные в корне слова.

Пропала буква, вот беда!

Начнём мы её поиски, друзья.

На помощь позовём искателей.

МЧС спасателей!

Но чтобы букву отыскать,

Проверочное слово нужно подобрать.

Поиск звука, буквы начинаем.

Р…ка – реки

Гр…за – грозы

Рога – рог

Тишина – тишь

Тропа – тр…пы

Вы, ребята, молодцы!

Гласных букв приятели.

Вас теперь они зовут

«МЧС спасатели!»

  1. Звонкие и глухие согласные.

У слов большой переполох!

Буквы потеряли слог.
Получилось, чтоб словечко,

Найдём для буквы мы местечко.

Ду           Г

Су           Т

Ша           Б

Ра            П

Го            К

По           Т

Ро            Д

Назовите слова, которые у вас получились. Какое правило можно к ним применить? (Ответ: дуб, суп, шаг, рак, год, пот, рот).

Непроизносимые согласные.

Есть интересное заданье:

Берём мы словосочетанье,

Два слова превратим в одно,

Затем напишем мы его.

(Подчеркните непроизносимые согласные. Если они окажутся в слове. Вот так: Издать вист – свистнуть.

Оказывать честь, принимать участие, оказывать шефскую помощь, испытывать чувства, осуществлять власть, издать хруст.

Особую трудность в начальной школе вызывает правописание словарных слов. Правил для них не существует, проверить их родственными словами их тоже нельзя. Зато память детей очень яркая и образная. Опираясь на такую память, применяю такие виды работ по запоминанию словарных слов:

Составление и использование ассоциативного словаря.

 Автобус - авто

 Берёза -   белая

Библиотека – библия

Болото – бочка с водой и другие.

Толковый словарь.

Ведущий (ученик или учитель), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ученика формирует навык грамотного письма.

Картинный словарь

Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид работы можно усложнить: обучающиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами.

«Мнемонический» словарик.

Обучающиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно  с частью другого слова или словом в этом предложении.

Например: Улица. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.

                    Мебель  из ели.

                    Ягода. Ем ягоды круглый год.

                    Костюм. Костя носит костюм.

                    Берёза. У берёзы белый ствол.

Составь предложение со словарным словом (словами).

Обучающимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. Задание можно усложнить. Предлагается составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок.

______ _______ __ ________.

    Сорока   сидит   на  суку.

  Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясняя)

   Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор.. Например: Т_ТРА_Ь.

Схемы-угадайки.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами: ___О__О_____ (воробей, молоко, …).

_________ СС __ (касса, масса…)

____Е______ДЬ (медведь, ьетрадь…).

Загадки – шутки (игры)

  1. В каких словарных словах спрятались ноты? (помидор, дорога, решение…)
  2. В каких словарных словах спряталась –ель-? (Учитель, понедельник).

При работе со словарными словами использую пословицы, поговорки, фразеологизмы. Данный вид работы воспитывает любовь к русскому  языку, обогащает словарный запас.

Для выработки грамотного письма организую самостоятельную работу над ошибками. Данную работу уместно использовать в малокомплектной школе.

Приёмы самостоятельной работы обучающихся над ошибками.

  1. Самостоятельное исправление обучающимися ошибок.
  2. Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.
  3. Подбор проверочных слов к данным словам.
  4. Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
  5. Взаимопроверка работ обучающихся.
  6. Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.
  7. Подбор предметов, противоположных по написанию.
  8. Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.

Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

Для того, чтобы работа над ошибками была доступна и сильным и слабым обучающимся, знакомлю их с «памяткой самостоятельной работы над ошибками».

Памятка работы над ошибками.

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал буквы в слове, напиши слово, правильно и подели его на слоги, подчеркни буквы, которые пропустил, обозначь ударение.ъ
  2. Если ты допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка.

А) если ошибка в приставке, подбери и напиши три слова с такой же приставкой, выдели приставку, составь предложение с одним из слов.

Б) если ошибки в корне, то выдели корень, узнай, на какое правило допущена ошибка, обозначь ударение, напиши проверочное слово, напиши проверочное слово, напиши ещё несколько однокоренных слов, во всех словах выдели корень, составь предложение.

В) если ошибка в суффиксе, напиши ещё два слова с тем же суффиксом, выдели суффикс;

Г) если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится, укажи вопрос, падеж, склонение, окончание, составь предложение с существительным в этом же падеже;

Д) если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По существительному определи род, падеж прилагательного, выдели его окончание, составь предложение с прилагательным в том же падеже;

Е) если ошибка в окончании глагола, напиши неопределённую форму глагола, укажи спряжение, время, лицо, число глагола, составь предложение с этим же глаголом.

   Обучающиеся также ведут индивидуальные словари.

Развитию орфографической зоркости способствует списывание с различными видами заданий: списывание с пропуском орфограмм, списывание с комментированием, поиск орфограмм в тексте, выборочные списывания.

Алгоритм списывания может выглядеть так:

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его, не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Пиши, диктуя себе орфографически, не смотря в книгу, подчеркивай орфограммы.
  • Проверь по книге, особое внимание обрати на орфограммы.

На разных этапах урока и в зависимости от типа урока  с разной целью использую различные виды  диктантов: зрительный диктант, предупредительные или объяснительные диктанты, выборочный диктант, творческий диктант, знаковый диктант, словарный диктант, свободный диктант, самодиктант, контрольный диктант.

  Большую роль в развитии орфографической зоркости является наглядность и дифференцированный подход. Ведь не секрет, что легче запоминается то, что интересно, ярко, необычно.      Компьютерные технологии  позволяют экономить время на уроке, делают урок ярким, наглядным, облегчают проверку самостоятельной работы учащихся.

      Одним из видов дифференцированных заданий являются всевозможные карточки с заданиями для индивидуальной работы.

        Дифференцированный подход использую при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Результативность. 

В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что целенаправленные систематически проводимые указанные мною виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень орфографической зоркости у большинства обучающихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Как показывает моя практика, подобная работа очень эффективна и результативна. Она активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас и формируется навык грамотного письма.

Анализ результатов проверочных работ, проведенных через определенные временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности моих обучающихся.

    Результаты итоговых контрольных и промежуточных аттестационных работ таковы:

Учебный год

класс

Качество знаний

2016/2017 учебный год

(1 полугодие)

3

50%

2016/2017 учебный год

(промежуточная аттестационная работа

3

60%

2017/2018

(1 полугодие)

4

40%

2017/2018 учебный год

(промежуточная аттестационная работа)

2

4

100%

60%

2018/2019 учебный год

3

100%

  Повысился интерес к урокам русского языка. Увеличилось участие детей в российских  и международных конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах:

2015/2016 учебный год – победитель 2 всероссийской олимпиады по русскому языку «Мир олимипад».

2015/2016 учебный год – победитель 12 всероссийской олимпиады по русскому языку «Вот задачка. Ру».

2017/2018 учебный год  - 2 победителя в международной онлайн олимпиаде по русскому языку «Русский с Пушкиным».

Октябрь 2017/2018 учебный год  - положительные результаты по проведению Всероссийской проверочной работе по русскому языку во 2 классе.

Возрос уровень активности учащихся на уроках;

качество знаний по русскому языку составило по итогам учебного года составило:

Учебный год

класс

Качество знаний

2016/2017

3

50%

2017/2018

2

100%

2017/2018

4

75%

2018/2019

3

100%

Список литературы

  1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987 г.
  2. Алексадрова Г. Занимательный русский язык. СПб., 1997.
  3. Граник Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. (Журнал «Начальная школа» 1995. №3).
  4. Жедек П. С. Методик обучения орфографии //Русский язык в начальных классах:Теория и практика обучения/Под ред. М. С. Соловейчик М., 1987.
  5. Журнал «Начальная школа»  - 2010. №9.
  6. Львов М. Р. Правописание в начальных классах М., 1988.
  7. Разумовская М. М.  Методика обучения орфографии  школе. М., 1992.
  8. Селезнёва Л. В. Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб., 1997.

            7. Сидорова как средство повышения интереса к урокам русского языка// Начальная школа. –              2009. - №1. – С. 83–87.

             8. Соколовская С. М. Пикулева Н. В. Весёлая орфография. Челябинск: Взгляд. 2002.

             9. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль. Академия развития, 2003.

           10.  Тикунова , проверочные и творческие работы по русскому языку. – М.: Экзамен,

                      2009.

           11.Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.

Приложение 1.

Использование карточек

с

сна

ч

рвяк

л

стница

3 Карточка-график

Буквы, которые

надо вставить

Номера слов

На доске

слова

а

о

е

и

1. в...рона

2. б...реза

3. р...бота

В первом слове нужно вставить букву о, находим цифру 1 и букву. Далее второе слово и букву е, ведем к нему линию и т. д.

Найдите слова с парными согласными, написание которых надо проверять:

1. Лев, слон, верблюд, ястреб, грач, стриж, сом, ёрш, краб, год, неделя.

2.  У крыльца лохматый пёс лег, уткнувши в лапы нос. (А. Барто)

Приложение 2

Работа с алгоритмами и памятками

Правописание ь на конце имен существительных после шипящих

1.  Определите место, где возникла орфографическая задача.

2.  Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3.  Определите, на что оканчивается данное слово.

4.  К какой части речи относится данное слово.

5.  Определите род.

Правописание о и е в окончаниях имен существительных

1.  Место орфографической задачи.

2.  Группа правил проверяемой орфограммы.

3.  В какой части слова находится орфограмма.

4.  Определить часть речи.

5.  Определить склонение.

6.  По вопросу и предлогу определить падеж.

7.  Написать слово в соответствии с правилом.

Работа с памяткой «Пишу грамотно»

1.  Определить к какой части речи относится слово. Иногда бывает достаточно определить часть речи и орфограммы сами по себе становятся на свои места. Например, На дереве сидела рыжая белочка.

Ученик рассуждает: «На – это предлог, пишу отдельно с буквой а». «Дерево – существительное»

Ученик знает, что существительное имеет сеть орфограмм, начиная с основной, безударной гласной в корне. Поэтому вступает в действие второй пункт памятки и сразу третий.

2.  Поставь ударение.

3.  Определить, в какой части слова находится сомнительная орфограмма, гласная или согласная буква.

Слово требует разбора по составу.

4.  Применить правило.

Это означает, что ученик использует алгоритм работы на самой орфограммой.

Например: «Дереве – существительное, окончание –е(-и), безударная.

Алгоритм такой – определить склонение, падеж, окончание.

Дереве – дерево – 2-е склонение; на чем – предложный падеж, окончание –е, пишу –е.

Дереве – безударная гласная в корне. Алгоритм – подбираю проверочное однокоренное слово – деревья, слышу под ударением –е, пишу –е»

Над следующим словом выполняется такая же работа по памятке.

 

Приложение 3

Упражнения с выборочным ответом

Задание

Выберите ответ с правильным выделением корней. Устно обоснуйте свой выбор. Объясните ошибки в других ответах.

Слова

Ответы

1

2

3

записать

запис-

-писа-

-пис-

звериный

зверин-

-звер-

-звер-

цепочка

цеп-

-цепочк-

-цеп-

Приложение 4

Упражнения с непроверяемыми написаниями

Упражнение 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Д…ректор, д…рога, к…лхоз, пон…дельник, с…лют, ф…милия.

Упражнение 2

Спишите, подбирая родственные слова – имена существительные.

Дежурить – дежурство, командировать - …, побеждать - …, путешесвовать - …, работать - … .

Приложение 5

Занимательные рифмованные упражнения. Дидактические игры

Речёвки-рифмовки

ъ или ь

Эти знаки – буквы две –

Верно служат при письме:

Съезд, съедобный, сыновья,

Объявление, семья –

Им почет и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою друзья,

Здесь моя семья, жильё –

Перед Я, Ю, Е, И, Ё.

Удвоенные согласные

С двойной согласной непременно

Пишут: класс, шоссе, антенна,

Килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна,

Элла, Нонна, ванна, класс,

Ссора, теннис и рассказ,

Миллион, шоссе, программа,

Грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

И с двойной согласной пишем.

Безударные в корне

Б...говой, б...гут, б...жать,

Нал...жался, пол...жал,

Покр...чал, перекр...чал,

Нам...лчался, пром...лчал.

Вставьте буквы, подчеркните,

Орфограммы докажите.

Л...сной, р...чной, г...ристый,


Знайкины загадки

Вставьте в пропуски ь там, где это нужно.

Лак..., лук..., лос..., лен...,

Так..., тук..., ток..., тен...,

Сом..., сол..., мел..., мел...,

Нос..., нёс..., ел..., ель-

Назови, в каких словах

Написал ты мягкий знак!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Презентация-представление педагогического опыта учителя начальных классов Фатиной Людмилы Федоровны

quot;Формирование навыков грамотного письма у обучающихся начальной школы".Проблема:Безгамотное письмо учащихся, неумение "видеть" орфограммы.Цель опыта: повышение грамотности и развит...

Портфолио-представление педагогического опыта учителя начальных классов Фатиной Л. Ф.

ПортфолиоФатиной Людмилы Федоровны,учителя начальных классов СП МБОУ "Дракинская средняя общеобразовательная школа" в селе НикольскоеТорбеевского района, Республики Мордовия.Дата рождения: 2...