Презентация-представление педагогического опыта учителя начальных классов Фатиной Людмилы Федоровны
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Фатина Людмила Фёдоровна

"Формирование навыков грамотного письма у обучающихся начальной школы".

Проблема:

Безгамотное письмо учащихся, неумение "видеть" орфограммы.

Цель опыта: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи опыта:

- провести теоретический анализ литературы по данной теме;

- изучить степень развития орфографической зоркости учащихся начальных классов;

- изучить степень развития орфографической зоркости учащихся начальных классов;

- разработать "орфографические минутки", обеспечивающие формирование грамотного письма.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование навыков грамотного письма у обучающихся начальных классов». СП МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа» в селе Никольское. Учитель начальных классов Фатина Людмила Федоровна

Слайд 2

Безграмотное письмо учащихся; неумение “видеть” орфограммы.

Слайд 3

Цель опыта: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Слайд 4

Задачи опыта: • провести теоретический анализ литературы по данной теме; • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; • изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся, применять их на уроках русского языка; • разработать «орфографические минутки», обеспечивающих формирование грамотного письма.

Слайд 5

Этапы решения орфографической задачи 1. Ставить орфографические задачи (Увидеть орфограмму в слове). 2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом 3. Применять правило (Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы). 4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. 5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. 6. Проверять написанное . Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Слайд 6

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Слайд 7

Требования к определению «Орфограмма»: 1) быть доступным для обучающихся; 2) указывать на особенность орфографического написания по сравнению с неорфографическим; 3) содержать ориентиры обнаружения орфограммы в слове.

Слайд 8

Орфограмма: М. Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки. Это написание, требующее проверки (Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988 г). Д. Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». Подобные определения указывают на специфику орфограммы по сравнению с неорфографическими написаниями, однако не подсказывают, как определить, есть в слове орфограмма или её нет. М. Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками(двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный» (Цитата приводится по кн.: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.)

Слайд 9

Новизна опыта: Применение эффективных современных педагогических технологий: Создание условий для активной практической деятельности; Развитие умений оценивать, анализировать, применять знания; Эффективное использование различных приёмов и методов. Развитие познавательных способностей, учебной мотивации.

Слайд 10

Технологии опыта: Технология игровых методик; Проблемное обучение; Технология развития критического мышления; Обучение в сотрудничестве(командная, групповая, парная работа); Здоровьесберегающие технологии;

Слайд 11

Приёмы формирования орфографического навыка Орфографические минутки Комментированное письмо Списывания Письмо по памяти Диктанты Письмо с пропуском орфограмм Поиск орфограмм в тексте Работа над ошибками

Слайд 12

Виды диктантов Зрительно-слуховой диктант Предупредительный диктант Объяснительный диктант Свободный диктант Самодиктант Выборочный диктант Самодиктант Словарный диктант Контрольный диктант

Слайд 13

Орфографические минутки К а юта, зу б , в е рш и на, Д уся, звер ь , бело чк а, а льбом, кр о ты. Какую букву надо проверять при письме и почему? Как эту букву надо проверять? Можно ли эту букву проверить? Груш…(мн.ч), ч…гунок, лос…, Ж(ж)учка, задач…, К(к)Оля, Щ(щ)…кин, сне…, сн…пы, б…лет. Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы. Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава. Найдите ошибкоопасные места с словах. Объясните их правописание. Исправьте ошибки в словах: ночька, бирёза, белет, лёт, ужынать, трова, Гузель, кричят, гарох.

Слайд 14

Дидактические игры Игра «Самый внимательный». Написанные на карточках предложения нужно записать, употребляя, где нужно, заглавные буквы (задание на время). Рядом записываются три подобранных похожих примера. сережа морозов не боится морозов. витя васильков набрал букет васильков. иванова поля возвращалась с поля. лёва скворцов сделал домик для скворцов. гена ростов приехал в ростов. Наша марта вернулась из Москвы в начале марта. Толя огурцов собрал больше всех огурцов. Игра «Нужный орешек». Помоги белочкам взять нужные орешки (одна белочка собирает слова-орешки с безударной гласной «а» в корне слова, другая – с «о» или «я» - «е». Объясни правописание слов. Используемые слова: дожди, стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, тяжёлый, вытянулся, ковёр, лесная, плясать, бежим.

Слайд 15

Дидактические игры Игра «Лучший грибник». Две корзины, в одну складываются грибы-слова, в которые вставлена буква о, а в другую буква а. В какой корзине слов больше? Объясните правописание слов. Используемые слова: кв…ртира, коме…та, к…вёр, ск…ворода, к…стрюля, к…пуста, м…рковь, к…ртофель, ябл…ко, вин…град. Игра «Дорожка». Упражнение выполняется на двух строчках. На первой строчке записан «ь» , на другой – «ь». Учитель читает слова, обучающиеся слова не записывают, а ставят порядковый номер слова на каждой строчке. По завершению работы слова соединяются, и получается дорожка. Например: льёт, вьют, съедобный, листья, обезьяна, объявление, съезд, ручьи.

Слайд 16

Рифмованные занимательные задания Непроизносимые согласные в корне слова. Пропала буква, вот беда! Начнём мы её поиски, друзья. На помощь позовём искателей. МЧС спасателей! Но чтобы букву отыскать, Проверочное слово нужно подобрать. Поиск звука, буквы начинаем. Р…ка – р е ки Гр…за – гр о зы Рога – р о г Тишина – т и шь Тропа – тр…пы Вы, ребята, молодцы! Гласных букв приятели. Вас теперь они зовут «МЧС спасатели!»

Слайд 17

Рифмованные занимательные задания Звонкие и глухие согласные. У слов большой переполох! Буквы потеряли слог. Получилось, чтоб словечко, Найдём для буквы мы местечко. Ду Г Су Т Ша Б Ра П Го К По Т Ро Д Назовите слова, которые у вас получились. Какое правило можно к ним применить?

Слайд 18

Рифмованные занимательные задания Непроизносимые согласные. Есть интересное заданье: Берём мы словосочетанье, Два слова превратим в одно, Затем напишем мы его. (Подчеркните непроизносимые согласные. Если они окажутся в слове. Вот так: Издать вист – свистнуть.

Слайд 19

Работа над непроверяемыми написаниями: Составление и использование ассоциативного словаря. А втобус - а вто Б е рёза - б е лая Б и блиотека – б и блия Б о лото – бочка с водой и другие. Толковый словарь. Ведущий (ученик или учитель), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ученика формирует навык грамотного письма. Картинный словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид работы можно усложнить: обучающиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. «Мнемонический» словарик. Обучающиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например: Улица . Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц. Мебель из ели. Ягода. Ем ягоды круглый год. Костюм. Костя носит костюм. Берёза. У берёзы белый ствол.

Слайд 20

Работа над непроверяемыми написаниями: Составь предложение со словарным словом (словами). Обучающимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. Задание можно усложнить. Предлагается составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. ______ _______ __ ________. Сорока сидит на суку. Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясняя) Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор.. Например: Т_ТРА_Ь. Схемы-угадайки. На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами: ___О__О_____ (воробей, молоко, …). _________ СС __ (касса, масса…) ____Е______ДЬ (медведь, ьетрадь…). Загадки – шутки (игры) В каких словарных словах спрятались ноты? (по ми дор, до рога, ре шение…) В каких словарных словах спряталась –ель-? (Учит ель , понед ель ник).

Слайд 21

Отгадывание ребусов

Слайд 22

Приёмы самостоятельной работы над ошибками Самостоятельное исправление обучающимися ошибок. Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки. Подбор проверочных слов к данным словам. Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания. Взаимопроверка работ обучающихся. Подбор аналогичных примеров данной орфограммы. Подбор предметов, противоположных по написанию. Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами. Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила. Для того, чтобы работа над ошибками была доступна и сильным и слабым обучающимся, знакомлю их с «памяткой самостоятельной работы над ошибками».

Слайд 23

Памятка самостоятельной работы над ошибками 1. Если ты пропустил, переставил или не дописал буквы в слове, напиши слово, правильно и подели его на слоги, подчеркни буквы, которые пропустил, обозначь ударение.ъ 2. Если ты допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. А) если ошибка в приставке, подбери и напиши три слова с такой же приставкой, выдели приставку, составь предложение с одним из слов. Б) если ошибки в корне, то выдели корень, узнай, на какое правило допущена ошибка, обозначь ударение, напиши проверочное слово, напиши проверочное слово, напиши ещё несколько однокоренных слов, во всех словах выдели корень, составь предложение. В) если ошибка в суффиксе, напиши ещё два слова с тем же суффиксом, выдели суффикс; Г) если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится, укажи вопрос, падеж, склонение, окончание, составь предложение с существительным в этом же падеже; Д) если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По существительному определи род, падеж прилагательного, выдели его окончание, составь предложение с прилагательным в том же падеже; Е) если ошибка в окончании глагола, напиши неопределённую форму глагола, укажи спряжение, время, лицо, число глагола, составь предложение с этим же глаголом.

Слайд 24

Алгоритм списывания Внимательно прочитай предложение. Повтори его, не заглядывая в текст. Подчеркни в предложении все орфограммы. Прочитай предложение орфографически. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. Пиши, диктуя себе орфографически, не смотря в книгу, подчеркивай орфограммы. Проверь по книге, особое внимание обрати на орфограммы.

Слайд 25

Важные факторы: Наглядность

Слайд 26

Важные факторы: Индивидуальный подход

Слайд 27

Важные факторы: Различные формы работы: групповая командная парная

Слайд 28

Результативность опыта Результаты итоговых и промежуточных аттестационных работ по русскому языку: Учебный год класс Качество знаний 2016/2017 учебный год (1 полугодие) 3 50% 2016/2017 учебный год (промежуточная аттестационная работа) 3 60% 2017/2018 (1 полугодие) 4 40% 2017/2018 учебный год (промежуточная аттестационная работа) 2 4 100% 60% 2018/2019 учебный год 3 100%

Слайд 29

Результативность опыта Мониторинг качества знаний по русскому языку по итогам учебного года: учебный год класс качество знаний 2016/2017 3 50% 2017/2018 2 4 100% 75% 2018/2019 3 100%

Слайд 30

« Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Модуль обобщения передового педагогического опыта учителя начальных классов СОШМ18 «имени 28 Армии»

1.ТЕМАОПЫТА.Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий.2.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.Слова Б.Т. Лихачёва: «Педагогические технологии - совокупность психоло...

Общественная презентация педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "СОШ с УИОП № 14" города Магадана Яковлевой Ольги Викторовны.

Общественная презентация является одним из условий  на конкурс лучших учитей для денежного вознаграждения Президентом РФ.В данной презентации отражены основные направления моего педагогического т...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Фатиной Людмилы Федоровны

ВведениеОбоснование актуальности перспективности опыта. Проблема  формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает  всё большую актуальность. Как известно, грамотность...

Портфолио-представление педагогического опыта учителя начальных классов Фатиной Л. Ф.

ПортфолиоФатиной Людмилы Федоровны,учителя начальных классов СП МБОУ "Дракинская средняя общеобразовательная школа" в селе НикольскоеТорбеевского района, Республики Мордовия.Дата рождения: 2...