Формы и методы оценивания в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Формы и методы оценивания в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 г.Улан-Удэ»

Учитель начальных классов

Баинова Лариса Ринчиновна

Формы и методы оценивания в начальной школе.

    Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

В своей работе я использую такие приёмы и методы оценивания как самооценивание, взаимооценивание, критериальные модели оценивания, рефлексию.

Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Мои четвероклассники имеют лист самооценки (имеются разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке:

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Еще практикую такой прием самооценки: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Критерии оценивания также использую при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

 

Критерии самооценки работы в группе над проектом

По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.

   В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок и т.д. и почему? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?" Обычно дети бывают объективны в оценке.

Взаимооценивание учащихся друг другом я иногда использую при проверке устного домашнего задания.  Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и  сообщают, какую отметку они поставили. К сожалению, отметки опять не всегда объективны, так как не все  ученики могут выявить ошибки. Но тем не менее, я использую этот приём, потому что  он даёт возможность проверить учащихся и учит их оценивать себя и друг друга.

Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.

Карточка взаимооценивания результатов работы в группе

Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.

Задание 1:

соотнеси тексты и их заголовки

Задание 2:

задай 3 вопроса по содержанию текста

Задание 3:

ответь на вопросы одноклассников

Задание 4:

выскажи свое мнение по данному вопросу (с помощью опор)

задание выполнено +, не выполнено -

1 «+» = 1 балл

9-10 баллов - отметка «5»

7-8 баллов – отметка «4»

5-6 баллов – отметка «3»

менее 5 баллов – Отметка «2»

Самооценка и взаимооценка приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.

Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат.

При выборе дифференцированных заданий стараюсь предусмотреть, чтобы с ними могли справиться учащиеся разной подготовки. Они сами выбирают для себя уровень трудности, осознавая ответственность за результаты деятельности. В любой момент ученик может улучшить свои достижения. Критериальные оценочные листы помогают  учащимся понимать, что от них ожидается, и могут сами управлять процессом своего обучения.

Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.

Оценка работы по проекту «Тайна моего имени»

Критерии

Баллы

Содержание

1

Содержание темы раскрыто полностью

1-3

2

Проявлено умение находить нужную информацию в различных источниках

1-3

3

Отсутствие фактических и языковых ошибок

1-3

4

Логичность изложения

1-3

Максимальный балл по разделу

12

Дизайн

1

Картинки качественные, не перегружают работу

1-3

2

Целесообразность использования шрифтов и стилей

1-3

3

Целесообразность используемой анимации

1-3

4

Эстетичность дизайна

1-3

5

Слайды не перегружены текстом

1-3

Максимальный балл по разделу 15

В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...
  • А особенно удалось...
  • Что я получил от этого урока, мероприятия?
  • За что ты можешь себя похвалить?
  • За что ты можешь похвалить одноклассников?
  • За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения на уроке...

Сегодня на уроке я (мне):

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • мои ощущения...

3. Урок привлек меня тем ...

  • показался интересным...
  • взволновал...
  • заставил задуматься...
  • навел меня на размышления...

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных;
  • я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими

заданиями;

  • они легче остальных заданий;
  • затрудняюсь ответить.

5. «Состояние моей души».

Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Крайне скверно

6. «Древо творчества»

По окончании дела урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

  • Плоды - дело прошло полезно, плодотворно.
  • Цветок – довольно неплохо.
  • Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.
  • Желтый листик - «чахлый», пропащий день.

Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы.

С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся.Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.

Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".

Данный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений.

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех, в первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

 Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

Формы и методы управления в начальной школе

Выступление на городском семинаре на базе школы. Отражены формы и методы  управления, которые реализованы в конкретной школе. Материал может быть восстребован завучами начальных классов....

Формы и методы работы в начальной школе.

В данном материале учитель отобразил формы и методы работы в начальной школе....

Методы оценивания в начальной школе

В статье описываются методы оценивания в начальной школе. Приводятся примеры листов портфолио учащихся, а так же таблицы требований для 1 класса....

Формы и методы оценивания в начальной школе.

Формы и методы оценивания в начальной школе.  ...

Система и методы оценивания в начальной школе

Система и методы оценивания в начальной школе...

Нетрадиционные формы и методы обучения в начальной школе

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков...