Причины возникновения речевых недостатков у детей
консультация

Малюченко Елена Михайловна

 

 

 Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

 Внутренние (биологические и органические), внешние (социально-психологические).

   При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учёте общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии.

Необходимо также специально изучать условия, окружающие ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины возникновения речевых недостатков у детей.

 

 Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

 

 Внутренние (биологические и органические), внешние (социально-психологические).

   При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учёте общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии.

Необходимо также специально изучать условия, окружающие ребёнка.

   

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи.

 

 Это действие вредных факторов в пренатальный , натальный и постнатальный периоды развития плода.

  • Перинатальная или внутриутробная патология во время беременности возникает в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода.
  • Натальная патология – повреждения и осложнения при родах.
  • Постнатальная патология – воздействие различных вредных факторов после рождения.

Перинатальная  патология.

Патология беременности. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес.

Возникновению речевой патологии способствуют:

токсикоз беременных, вирусные инфекции (ОРВИ, ГРИПП), эндокринные заболевания матери, травмы и психотравмы (нервные стрессы), несовместимость крови по резус-фактору, неблагоприятный гинекологический анамнез (выкидыши, аборты).

Анамнез - совокупность сведений, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого или знающих его лиц. Анамнез используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

Нарушения внутриутробного развития плода могут возникать в связи с приёмом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

Патология и осложнения  родов.

Акушерская патология: узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают внутричерепная родовая травма и асфиксия.

  Асфиксия – недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания.

 Гипоксия – кислородное голодание.

Асфиксия и внутричерепная родовая травма приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга, что влечёт поражение речевых центров головного мозга.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Например, если произошло центральное органическое поражение речедвигательного анализатора, то возникает дизартрия, т.е. нарушается иннервация мускулатуры речевого аппарата (поражаются нервы, идущие к мышцам губ, языка, глотки и т.д.) В результате - параличи, парезы.

Постнатальная патология.

Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка: частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства.

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

                  Неблагоприятная наследственная предрасположенность, когда наследуется качественная незрелость отдельных зон коры головного мозга. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

   При алкоголизме родителей отмечается более высокая частота смерти плода во внутриутробном периоде, недоношенность, асфиксия, а также более высокая  заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. У детей наблюдается общая физическая ослабленность, отставание психического развития с проявлением ОНР, двигательная расторможенность, нарушение функции внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия.

Повышенная отвлекаемость, но при этом малая познавательная активность, личностная незрелость – всё это приводит к трудностям в обучении.

Воздействие вредных факторов в период развития плода вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга. Это дети с ММД – минимальной мозговой дисфункцией. Для них характерны недостаточность  внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

Социально – психологические причины.

  • неправильное речевое окружение;
  • дефицит (недостаток) речевого общения с окружающими;
  • невнимание к речи ребёнка;

-     педагогическая запущенность;

  • двуязычие в семье;
  • неправильные методы воспитания, неправильные взаимоотношения в семье, которые приводят к нарушениям эмоционально-волевой сферы, к различным аффективным расстройствам – неврозам и как следствие к речевому негативизму.

Социально-психологические причины – это вторичные причины.

Основные причины лежат в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития ребёнка. А последующие факторы только усугубляют эти причины.

    Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

Важное значение имеет ранняя диагностика нарушений развития речи.

Если речевые дефекты выявляются только при поступлении детей в школу или в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости.

Если же отклонения обнаруживают у ребёнка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

   

Необходимо применять комплексный метод, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.

Самые важные из них:

  1. Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС.
  2. Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц.
  3. Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом.
  4. Лечение сопутствующих заболеваний.
  5. Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации к коррекции речевых недостатков у детей в условиях школьного логопункта"

Презентация разработана для выступления на педагогическом совете школы в рамках обмена опытом....

Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков.

презентация "Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков"...

Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками.

Для системной пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционно-логопедической работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предложены различные разработки и памятки ...

Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида

Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...

Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.

В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....

Биологические и социальные причины в возникновении речевых нарушений

Биологические и социальные причины в возникновении речевых нарушений...

Предпосылки возникновения речевых нарушений у детей младшего школьного возраста

Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному....