Предпосылки возникновения речевых нарушений у детей младшего школьного возраста
материал по логопедии (1 класс)

Утюпина Татьяна Геннадьевна

Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предпосылки возникновения ТНР у детей младшего школьного возраста»

Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному.

Предпосылки возникновения ТНР у детей младшего школьного возраста

Многие педагоги часто задают мне вопрос, как появляется это нарушение у детей и как вовремя «разглядеть» тяжелое нарушение речи. Что делать с такими детьми, у которых диагностировано ТНР.

Мне импонирует такое неравнодушное отношение учителя, который хочет помочь не только ребёнку, но и родителям справиться с этим непонятным им недугом. Для понимания, как проявляется данное нарушение, приведу пример наблюдения за ученицей первого класса.

Анна, ученица 1 «…» класса, …года рождения (школу не указываю). В сентябре Анна обследована учителем-логопедом школы. Выявлены нарушения звукопроизношения (звукопроизношение-57%, фонематическое восприятие-45%, звуко-слоговая структура слова-50%, исследование навыков языкового анализа-0%). Обследование проводилось по модифицированной методике Т.А.Фотековой.

В процессе обучения у Анны стали появляться трудности в овладении письмом и чтением.

Становление письменной речи происходило поступательно. Темп её деятельности был в два раза ниже, чем у сверстников.

Выявлены были следующие ошибки: возникли трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв, зеркальное написание, при письме ученица не дописывала слова, не видела строчку, не могла разделить текст на предложения, не всегда ставила точки и не пользовалась заглавными буквами. У Анны крайне медленно вырабатывалась стабильная двигательная формула буквы (кинема).

Изображение каждой буквы происходило неавтоматизированно, требовалось отдельного сознательного контроля. Вырисовывание каждой буквы требовало достаточно много времени, автоматизированный навык не вырабатывался, ускорение письма резко ухудшал качество почерка: девочка не дописывала слова, появлялись пропуски не только букв, но и слогов.

В результате рука у ребенка быстро уставала, письмо становится медленным по темпу, что приводило к отставанию от работы класса. Наблюдалась выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках.

Зрительно-пространственное восприятие у Анны существенно не страдало, обнаружены были трудности к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, месяцы). Порядок времен года и дней недели знала плохо.

Грамматический строй речи сформирован был недостаточно для данного возраста. Лексический запас ограничивался рамками обиходно-бытовой тематики. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении нередко нарушалась. Во фразовой речи обнаруживались аграмматизмы, также наблюдалась недостаточная речевая активность, выраженное отставание в формировании экспрессивной речи. В беседе и при описании сюжетных картинок использовала короткие упрощенные фразы. Запас знаний был ограничен: многих профессий не знала, мало смогла рассказать о типичных признаках весны и осени. Сравнение несложных понятий проводила правильно, в более сложных – затруднялась.

На начальном этапе овладения чтением Анна затруднялась не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Она пыталась угадывать нужный слог, опираясь на смысловой контекст.

Вначале девочка читала про себя, а затем – вслух, слабо усваивались звукобуквенные связи. К концу года сформировалось слоговое чтение, весьма замедленное. Появилось понимание прочитанного.

Анна могла ответить на вопросы по тексту, но требовалась помощь учителя. Счетными навыками владела, но испытывала трудности при записи задач.

Таким образом формировалась письменная и устная речь.

Данные, описанные мною в статье, явились предпосылками к возникновению тяжелого нарушения речи.

Через год комиссией ТПМПК было дано заключения: обучающийся с тяжелым нарушением речи, вариант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста

  В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены критерии оценки ученических устных и письменных высказываний. Выделены и ...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста«Воображение важнее знания,ибо знание ограничено.Воображение же охватываетвсё на...

Тема: «Развитие речевой активности у детей младшего школьного возраста»

Пашуева, С. М. Логопедический семинар для учителей начальных классов.Тема: «Развитие речевой активности у детей младшего школьного возраста»: методическая разработка / С. М. Пашуева &ndash...