Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов в свете требований ФГОС
методическая разработка

Гуляева Марианна Петровна

Начальная школа призвана обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения, должна из ученика сделать высокоразвитого и подготовленного к жизни человека, должна решать приоритетные задачи в программах развития образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов в свете требований ФГОС

Начальная школа призвана обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения, должна из ученика сделать высокоразвитого и подготовленного к жизни человека, должна решать приоритетные задачи в программах развития образовательного процесса.

Одна из основных задач новой школы – избавиться от авторитарности мышления учителя: необходимо сделать так, чтобы ученик во время урока находился на одном уровне с педагогом, чтобы у ребёнка была возможность здраво оценивать себя и окружающий мир. Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).  Последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование функционально грамотной личности, то есть человека, который:

  • обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
  • владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
  • привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
  • усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;
  • толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
  • эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
  • способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий, которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробуждать у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развивать у него навыки самообразования. Результатом применения этого подхода становится воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек будет способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, педагогический процесс должен быть совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Системно-деятельностный подход в школе требует применения определенных методов:

  • деятельности;
  • системности;
  • минимакса;
  • психологического комфорта;
  • творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

Принцип деятельности

     Для его реализации учитель создает на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике.

Принцип системности

     Смысл его заключается в том, что учитель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого проводятся дифференцированные уроки. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.

Принцип минимакса

     Для реализации принципа минимакса учебное заведение предоставляет ученику максимальные возможности для обучения и обеспечивает усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципы психологического комфорта и творчества

     Учитель создает на уроках доброжелательную атмосферу и минимизирует возможные стрессовые ситуации. Ученики чувствуют себя комфортно на уроке и лучше воспринимают информацию.

      Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

В учебном процессе работаю по УМК "Школа России". Эта программа интересна, доступна детям. Она помогает мне в более успешном обучении и развитии учащихся, побуждает к творчеству и учителя, и детей. которая полностью соответствует стандартам второго поколения. УМК «Школа России» для 1- 4 классов, который включает в себя завершенные предметные линии учебников по всем основным предметам начального общего образования.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока. Компьютерные технологии позволяют рациональнее организовать работу на уроке. Наглядность, подготовленная на электронных носителях, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делает урок насыщенным, интересным. Причем смена наглядности может происходить автоматически, что позволяет и учителю, и ученикам сосредоточиться на учебном материале. Используя компьютерные технологии, собрала коллекцию презентаций, в состав которой входят не только созданные мною, но и скачанные с различных сайтов и переработанные к моим урокам презентации. Активно использую ресурсы сети Интернет, а также готовые электронные продукты: интерактивные учебники, хрестоматии, словари тетради, пособия для внеурочной деятельности, всевозможные электронные тренажеры.

Главная задача учителя – организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Для достижения этих целей в своей практике стараюсь использовать нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.

Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока, и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.

Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.

       Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.

       Данные технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки.

                  Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов

       Учитель начальных классов должен уметь применять психологические приёмы в практических ситуациях, причем применять их к каждому ученику индивидуально; уметь организовать диалог на уроке и вне класса, быть способным внедрять инновации в школьную деятельность.

        Безусловно, применение инноваций в обучении учащихся начальных классов требует сейчас сама жизнь, критически необходимо, чтобы из каждого учащегося формировалась творческая и думающая, всесторонне развитая личность. В связи с этим, каждый учитель выбирает свой путь преподавания, опираясь на нормативные документы, методическую литературу, практический опыт и полагаясь на знание детской психологии. Готовность учителя к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс является определяющим фактором в современном обучении

       Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она должна стать главной составляющей современного учебного процесса. При таком подходе учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: ученик должен научиться самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность.

       Особый интерес представляет применение активных и интерактивных методов обучения в начальной школе.

       Первый метод подразумевает активную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. Постепенно углубляясь в процесс изучения нового материала, ребёнок формирует свою точку зрения на полученную информацию и реальный опыт применения знаний.

       Второй метод основан на работе в команде, где каждый ученик несёт ответственность за результат. Ребёнок учится достигать позитивных результатов, взаимодействуя с другими людьми. На практике приобретаются навыки общения и работы в команде, а также умение доказательно аргументировать свою точку зрения.

Процесс обучения включает:

  • упражнения с творческим подходом;  
  • групповые задания;
  • игровая форма обучения;
  • уроки в форме экскурсии;
  • задания с использованием информационных компьютерных технологий.

Именно сочетание традиционных и инновационных методов деятельности в работе учителя начальных классов побуждает учеников мыслить, анализировать и подходить творчески к решению поставленных педагогом задач, а учителю даёт возможность:

  1. Повышать свой профессиональный уровень.
  2. Создавать благоприятные условия для развития личности ребенка.
  3. Выбирать самые эффективные методы для решения задач обучения.
  4. Руководить педагогическим процессом и с большей определённостью предсказывать результат.

                                      Результативность опыта

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

       Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ», в которых они охотно участвуют. Мои ученики являются активными участниками, победителями и призерами во Всероссийских олимпиадах для младших школьников по различным предметам, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

                                                 Возможные пути развития

       Основной принцип современной школы – это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание качеств думающего человека, способного к жизни в обществе. Учитель, обладая умениями для внедрения инновационных технологий на практике, мотивирует детей к принятию решений, при этом корректируя их действия.

       К актуальным и перспективным методам в процессе обучения относятся:

Игровой метод. Развивает способности ребенка и учит общаться со сверстниками и учителями. Игра помогает школьнику усвоить и закрепить пройденный урок. Множество комбинаторных игр учат быстрой эффективности при решении задач и развивают аналитические способности. Данный метод основан на работе в команде, где каждый ученик несёт ответственность за результат. Ребёнок учится достигать позитивных результатов, взаимодействуя с другими одноклассниками. На практике приобретаются навыки общения и работы в команде, а также умение доказательно аргументировать свою точку зрения. Именно сочетание традиционных и инновационных методов деятельности в работе учителя начальных классов побуждает учеников мыслить, анализировать и подходить творчески к решению поставленных педагогом задач, а учителю даёт возможность:

  • повышать профессиональный уровень;
  • создавать благоприятные условия для развития личности подопечного;
  • выбирать самые эффективные методы для решения задач обучения;
  • руководить педагогическим процессом и с большей определённостью предсказывать результат.

Игровой метод, когда ученики не просто усваивают материал, а разбившись на две команды, оценивают действия другой команды, разбирают их ошибки и учатся друг у друга. Дети с удовольствием включаются в игру, у них начинают гореть глаза и интерес к получению новых знаний нужно только поддерживать, излагая им новый материал.

Проблемное обучение. Происходит в форме исследовательской деятельности на уроке – создаётся проблемная ситуация в виде задачи. Задания должны быть доступными по трудности и учитывать познавательные способности детей. Обучающиеся в процессе работы включаются в добывание нового знания, а не просто осваивают информацию. Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она становится главной составляющей учебного процесса в классе. При таком подходе ученик учится самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность. Особый интерес представляет применение активных и интерактивных методов обучения в классе. Данные методы подразумевает активную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. Постепенно углубляясь в процесс изучения нового материала, ребёнок формирует свою точку зрения на полученную информацию и реальный опыт применения знаний.

Проект. При работе над проектом учащиеся сами узнают о новых фактах, а не получают их от учителя. Проектная деятельность в совокупности с компьютерными технологиями даёт безграничные возможности для раскрытия потенциала учеников, делает из школьников исследователей и эмоционально заряжает их. Компьютер, интерактивная доска помогают в проектной технологии – не только на уроках, но и во внеурочное время. В классе четвертый год ведется занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь». При использовании метода проекта учащиеся сами могут находить, анализировать и фильтровать информацию и факты. Дети учатся сами отбирать нужное для своей исследовательской деятельности, структурировать данные, делать информацию для товарищей полезной и учиться грамотно ее излагать, так как в методе проекта важна еще и подача.
      Результат этой работы  – участие в
НПК "Первые шаги в науку", в городском конкурсе исследовательских работ "Первые шаги-2017" (I место), в VII открытой семейной городской НПК «Мир вокруг нас» (II место), с исследовательской работой на VI городской НПК «История родного края», посвященной Дню РС(Я) -2018г (Диплом II степени), в НПК Республиканского форума по краеведению "Ийэ Айыл5а-2019" (I место), в Х республиканской конференция "Ступеньки к творчеству" для учащихся начальных классов - 2019 (Диплом I степени),  в республиканской научно-практической конференция "Симфония науки" с  коллективным творческим проектом - 2019 (Диплом I степени).

Метод интегрирования. Способствует развитию способностей каждого ребёнка и успешному применению их в дальнейшей деятельности. Знания, полученные на одном уроке, используются на другом, благодаря чему дети начинают видеть реальные связи между предметами. С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки, каждый предмет представляет собой объединенную систему знаний и умений из различных областей действительности и примером, могут служит следующие школьные предметы: Например, природоведение объединяет 7 областей знаний, математика – не менее 3, а литературное чтение – не менее 4. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между разными областями способствуют естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении и изучении определенных объектов явлений процессов. Например, особенности интегрированных занятий математика – окружающий мир. Такие уроки провожу в форме путешествия, блиц – турниров, конкурсов и т.д. детям такие уроки нравятся. В начальной школе почти все учебные предметы вносят свой вклад в процесс познания детьми окружающей природы, мира.
На уроках математики использую элементы интегрированного природоведческого характера своего региона.

Такие программы обучения интересны и учителям, так как они эффективно организуют работу на уроке, вовлекают школьников в учебную, проектную, исследовательскую деятельность и формируют качества личности.

                                       Оптимальность и эффективность средств

       Благодаря правильной организации урока процесс обучения носит развивающий характер. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

       Применение современных образовательных технологий в процессе обучения создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.

Для повышения качества образования, реализации задач государственного стандарта нового поколения я использую в своей педагогической деятельности следующие инновационные технологии – ИКТ в следующих направлениях:

  1. Ведение рабочей документации в электронном формате.

Данное направление включает в себя: составление календарно – тематического планирования по предметам, методических копилок, разработки классных часов, подготовка карточек для индивидуальной работы и мониторинга уровня достижений учащихся, Портфолио учителя, размещение новостей, план воспитательной работы в школе

и классе, их результаты, расписание уроков. Большая часть данной документации размещена в электронном журнале.

  1. Дистанционное обучение учащихся.

        Важное место в образовательном процессе в деятельности учителя занимает грамотный выбор дистанционных ресурсов. На протяжении трех лет ученики класса изучают школьные предметы в интерактивной форме на российской онлайн-платформе

Учи.ру. С помощью определенных заданий готовятся к ВПР, выполняют олимпиадные работы.

        В этом учебном году наша школа подключена к платформе электронного образования для школ «ЯКласс». Ученики класса проходят обучение на онлайн-площадке для школьников. Это одно из перспективных направлений в данной деятельности, эффективный вспомогательный инструмент для школьного образования.

  1. Здоровье сберегающие технологии.

        В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний с тематикой о сохранении здоровья учащихся., организация горячего питания с 100% охватом всех учащихся класса, организация подвижных игр на переменах.

        Мною проведены собрания с 1 по 4 классы на темы: «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день», «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок». Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.

       Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на методических объединениях на уровне школы, принимаю участие в работе городских семинаров, проводимых на базе образовательной организации, республиканских научно-практических конференций, провожу открытые уроки для коллег и родителей учащихся.

         Таким образом, использование инновационных технологий в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС»

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф     «Инновационная деятельнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ, КУРСУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Как составить рабочую программу учителю начальных классов в соответствии ФГОС НОО, какие пункты включить в содержание....

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС

Задача современной образовательной   системы –не напичкать ученика  фундаментальнымизнаниями, а сформировать навыкиуспешной социальной адаптации, способностик  самообразованию... А...

Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов в свете требований ФГОС

Что в современном мире может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет и настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к обучению русском...