Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ, КУРСУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
    рабочая программа на тему

    Харитонова Ирина Анатольевна


    Как составить рабочую программу учителю начальных классов в соответствии ФГОС НОО, какие пункты включить в содержание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ, КУРСУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

    Я бы хотела поделиться опытом составления Рабочей программы учителя начальных классов. Вот уже третий год я реализую учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Наша школа стала пилотной площадкой по введению ФГОС НОО в 2010 г.

    В школе разработана Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая включает в себя Положение о рабочей программе и методические рекомендации. 

    РАБОЧАЯ программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Этот документ индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС НОО.

    Рабочая программа учителя начальных классов формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта (в нашем случае УМК ПНШ) и рассматривается методическим объединением учителей начальных классов, а затем утверждается руководителем образовательного учреждения. (Вносить изменения в данный документ после утверждения невозможно)

    При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи, ребенка; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения и другие.

    Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности. В начальной школе разрабатываем на 4 года.

    Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:

    • титульный лист;
    • пояснительную записку;
    • планирование учебной деятельности (календарно- тематическое планирование) с выделением характеристик деятельности учащихся;
    • сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.

    Рассмотрим подробнее наполнение каждого из перечисленных элементов.

    На титульном листе должно быть указано:

    • название образовательного учреждения;
    • название учебного предмета;
    • обозначение классов, для которых разработана рабочая программа;
    • информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (ФИО учителя);
    • сроки действия рабочей программы (4 учебных года);
    • место для отметки о рассмотрении на заседании МО учителей нач. классов, согласовании с замдиректора по УВР и об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.

    В Пояснительной записке должны быть указаны:

     1. Нормативные документы с указанием года издания:

    1) «Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

    2)  Примерная программа начального общего образования по предмету;

    3) авторская Программа по предмету;

    4)  Основная образовательная программа  начального общего образования ОУ.

    2. Общая  характеристика  учебного  предмета, которая включает в себя педагогическую цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе.

    3. Место  учебного  предмета  в  учебном  плане:

    Образовательная

    область

    Учебный  предмет

    Количество  часов в неделю/в год

    Всего

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Математика и информатика

    Математика

    4 ч / 132 ч

    4 ч / 136 ч

    4 ч / 136 ч

    4 ч / 136 ч

    540 часов

    4. Содержание  учебного  предмета, курса:

    Планирование  основного  содержания  программы  по предмету на все 4 года (например: по математике)

    Название  раздела  программы

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Всего

    Р.1. Числа и величины

    28 ч

    20 ч

    10 ч

    12 ч

    70 ч

    Р.2.Арифметические действия

    48 ч

    46 ч

    46 ч

    50 ч

    190 ч

    Р.3.  Текстовые задачи

    12 ч

    36 ч

    36 ч

    26 ч

    110 ч

    Р…

    Всего:

    132ч

    136 ч

    136 ч

    136 ч

    540 ч

    * Количество часов на изучение темы определяется учителем в зависимости от подготовленности класса.

    Здесь же содержится информация об изменении (при необходимости) содержательной части авторской программы с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Но количество изменений, внесенных учителем, не может быть более 20%, если больше, то рабочая программа учителя, как правило, требует согласования и рецензии компетентного органа образования или иной компетентной организации (научно-методического центра, института повышения квалификации работников образования и т.п.).

     и Планирование  основного  содержания  программы по предмету на каждый год обучения

    Планирование  основного  содержания  программы по математике  в 1 классе

    Раздел

    №      темы

    Кол-во  часов  на  изучение  темы

    Планируемые  результаты

    Формы контроля

    (количество)

    Предметные

    УУД

    Р.1.

    Числа и величины

    28 ч

    Учащиеся научатся:

    • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
    • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
    • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
    • выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше-позже, дороже-дешевле);
    • использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • понимать количественный и порядковый смысл числа;
    • понимать суточную и годовую цикличность.

    Личностные

    Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

    Регулятивные

    Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

    Коммуникативные

    Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

    Познавательные

    Ученик научится или получит возможность научиться:

    Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков и др.

    К.Р.- 1

    5. Критерии  и  нормы  оценки   предметных  результатов  обучающихся.  

    Система оценки результатов утверждена в Основной образовательной программе школы.

    6. Программно-методическое  обеспечение – это те учебники, тетради для самостоятельной работы, методические пособия, которые потребуются в ходе работы, указываются также на 4 года.

    Все учебники и пособия УМК «ПНШ», по которому я работаю, выходят в издательстве «Академкнига/учебник», которое для работы учителя предлагает:

    - Сборник учебных программ авторов УМК ПНШ в двух частях, включающий в себя программу формирования УУД по каждому предмету и программы по внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС;

    - обновляемые методические рекомендации, в том числе тематическое и поурочное планирование и другие материалы.

    7. Тематическое планирование по предмету (например: по математике)

    № урока

    Дата

    № раздела, темы

    Тема каждого урока

    Тип урока

    Контроль

    Практическая часть

    1

    01.09

    Т. 1.

    Учебник математики, его структура, условные обозначения, иллюстративный материал.

    Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

    2

    02.09

    Т.11.

    Отличие предметов по цвету.

    Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

    Учителю важно видеть в каждом обычном уроке признаки новых ФГОС и  чувствовать себя уверенно в новых условиях. А именно: какие УУД формируются на уроке, как обозначены метапредметные связи, какими способами ученики доходят до нужного открытия.

    ФГОС требуют от учителя не изобретений, а четкого понимания целей урока и его результата.

    Работает формула: новый стандарт = новый результат.

    Интерактивное оборудование становится инструментом для реализации целей учителя, а с цель «украсить» урок отпадает.

    В УМК ПНШ меняется сама форма и структура урока, роль учителя кардинально меняется. Основной упор делается на самостоятельную работу. Учитель организатор и координатор учебной деятельности.

    Поэтому, приступая к составлению Рабочей программы, необходимо изучить ФГОС НОО, Программу УМК, по которому планируете работать, познакомиться с классом. Желаю успехов всем!

    Ресурсы интернета для составления рабочих программ:

    УМК по Занкову

    http://www.zankov.ru

    УМК «Школа 2100»

    http://www.school2100.ru

    УМК «ПНШ»

    http://www.akademkniga.ru

    http://www.osen1674.ru  (подробности о 1 классе)

    УМК «Гармония»

    http://www.ass21vek.ru

    http://www.umk-garmoniya.ru

    http://dozhdik.ucoz.ru

    Нормативные документы:

    http://edu.lokos.net/node/365 

     www.mon.gov.ru.

    По всем УМК

    http://schoolguide.ru 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Рабочая программа по предмету, курсу учителя начальных классов в свете требований ФГОС НОО Харитонова Ирина Анатольевна – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 37 г. Архангельска

    Слайд 2

    ФГОС НОО Основная образовательная программа начального общего образования ОУ Положение о рабочей программе учителя Рабочая программа учителя

    Слайд 3

    Рабочая программа Авторская учебная программа УМК (учебно-методический комплект) Рабочая программа учителя начальных классов разрабатывается на 4 года

    Слайд 4

    Структура рабочей программы учебного предмета, курса Титульный лист Пояснительная записка: 2.1. Нормативные документы 2.2. Общая характеристика учебного предмета . 2.3. Место учебного предмета в учебном плане 2.4. Содержание учебного предмета 2.5. Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля знаний. 2.6. Программно-методическое обеспечение 2.7. Поурочное тематическое планирование

    Слайд 5

    МБОУ СОШ № 37 г. Архангельска Рабочая программа _______________________________________________________________ (наименование учебного предмета, курса) в 1-4 классах на 20__- 20__ годы Составитель: Петрова А.В ., учитель начальных классов Титульный лист Рассмотрено на заседании МО______ протокол № ______ от "_____"_______20__ г. «Согласовано» зам. директора по УВР ___________________ "_____"_______20__ г. «Утверждаю» Директор школы _______________ "_____"_______20__ г.

    Слайд 6

    Пояснительная записка 1. Нормативные документы 2. Общая характеристика учебного предмета . 3. Место учебного предмета в учебном плане 4. Содержание учебного предмета 5. Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля знаний. 6. Программно-методическое обеспечение 7. Поурочное тематическое планирование

    Слайд 7

    Нормативные документы ФГОС НОО Примерная программа НОО по предмету Авторская Программа по предмету Основная образовательная программа НОО ОУ

    Слайд 8

    Общая характеристика учебного предмета Цель предмета Задачи обучения

    Слайд 9

    Место учебного предмета в учебном плане Образова- тельная область Учебный предмет Количество часов в неделю/в год Всего 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Математи-ка и информа-тика Матема-тика 4 ч / 132 ч 4 ч / 136 ч 4 ч / 136 ч 4 ч / 136 ч 540 часов

    Слайд 10

    Содержание учебного предмета Название раздела программы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Р.1. Числа и величины 28 ч 20 ч 10 ч 12 ч 70 ч Р.2.Арифметические действия 48 ч 46 ч 46 ч 50 ч 190 ч Р.3. Текстовые задачи 12 ч 36 ч 36 ч 26 ч 110 ч Р… Всего: 132ч 136 ч 136 ч 136 ч 540 ч Планирование основного содержания программы по предмету на все 4 года (например: по математике)

    Слайд 11

    Содержание учебного предмета Раздел № темы Кол-во часов на изучение темы Планируемые результаты Фор-мы контроля (количество) Предметные УУД Р.1. Числа и величины 28 ч Учащиеся научатся: читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20; Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Ученик научится или получит возможность научиться: К.Р.- 1 Планирование основного содержания программы по предмету на каждый год (например: по математике)

    Слайд 12

    Программно-методическое обеспечение Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

    Слайд 13

    Поурочное тематическое планирование № урока Дата № раз-дела, темы Тема каждого урока Тип урока Контроль Практическая часть 1 01.09 Т. 1. Учебник математики, его структура, условные обозначения, иллюстративный материал. Урок первичного предъявления новых знаний и УУД 2 02.09 Т.11. Отличие предметов по цвету. Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

    Слайд 14

    Типы уроков по УМК ПНШ Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Урок применения предметных ЗУНов и УУД Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД Контрольный урок Коррекционный урок Комбинированный урок

    Слайд 15

    Цель урока Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Результативность Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму Типы уроков по УМК ПНШ

    Слайд 16

    ФГОС требуют от учителя четкого понимания целей урока и его результата Новый стандарт = Новый результат


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС НОО

    Данное положение о Рабой программе является нормативным документом, составленным на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1643  "О внесении изменений в приказ Минис...

    Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

    Рабочая программа  по учебному предмету "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...

    Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО

    Рабочая программа - это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного пр...

    Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.

    Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с  УМК «Технология» Лутцевой Е.А.  во 2  классе на учебный предмет «Технология» о...

    Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов в свете требований ФГОС

    Начальная школа призвана обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения, должна из ученика сделать высокоразвитого и подготовленного к жизни человека, должна решать приоритетн...

    Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов в свете требований ФГОС

    Что в современном мире может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет и настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к обучению русском...