Преемственность дошкольного и начального образования. Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Быконя Инна Александровна

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Введение в действие Стандартов начального общего и дошкольного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему преемственности, обратиться к поиску ее оснований, путей обеспечения реализации данного принципа.

О преемственности уровней дошкольного и начального общего образования говорится в задачах обоих Стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального образования

Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО

Что такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Введение в действие Стандартов начального общего и дошкольного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему преемственности, обратиться к поиску ее оснований, путей обеспечения реализации данного принципа.

О преемственности уровней дошкольного и начального общего образования говорится в задачах обоих Стандартов

1.Пояснительная записка

Цель программы ДО: «Общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. Формирование предпосылок учебной деятельности»

Цель программы НОО: «Продолжать общее развитие детей с учетом возможностей, специфики школьной жизни. Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности (мотивация, способы общения и т.д.)»

Программы обеспечивают развитие интеллектуально-познавательных, физических, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста, их творческих способностей, а также формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников и учащихся 1 класса.

При этом в ФГОС дошкольного образования только упоминает о преемственности — «образовательные программы должны быть преемственными» 1.6, п. 3, а в ФГОС начального общего образования — в большей мере констатирует - «системно - деятельностный подход обеспечивает преемственность» ч.1, п.6.

2. Целевые ориентиры и УУД

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В начальной школе планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему:

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

3.Морально-этическая ориентация

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1.Общеучебные универсальные действия

2. Логические учебные действия

3.Постановка и решение проблем

Программы ориентированы на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося.

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 

Преемственность результатов ДО и НОО заложена в плавном переходе от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям. От того, на каком уровне будут сформированы целевые ориентиры в дошкольном возрасте, зависит успешность овладения универсальными учебными действиями в начальной школе.

Важной предпосылкой включения в учебную деятельность, условием успешности учения является развитие произвольности, управляемости поведения.

Произвольность внешнего, двигательного поведения определяет способность ребенка соблюдать школьный режим, организованно вести себя на уроках. Способность осуществлять волевое усилие необходима для осуществления целенаправленной деятельности в случаях, когда материал не представляет для ребенка непосредственного интереса.

3. Система мониторинга

ДОУ:

Диагностика педагогического процесса (сборник методик).

Методика Афонькиной Ю. А. и Верещагиной Н. В.

Педагоги совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по пяти образовательным областям. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.

НОО: 

Стартовая диагностика первоклассника (методика Аргинской  И. И.

«Рисование бус», модифицированный вариант методики Кумариной Г. Ф. «Продолжи узор», Методика Чуткова Н. Я. «Раскрашивание фигур», методика Нежновой Т. А. «Беседа о школе»)

Проективная методика Нежновой Т. А. «Школа зверей».

Анкета для определения школьной мотивации Лускановой Г. Г.

Направления работы совпадают. Диагностики помогают определить уровень эффективности педагогического воздействия в отношении каждого ребёнка. Составляется план индивидуальной работы. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию ранее приобретённых знаний.

4. Разделение образовательного материала

Преемственность можно проследить и в сравнительном анализе содержательных областей образовательных программ:

Образовательные области

Учебные предметы

1)социально-коммуникативное            

1)обществознание и естествознание (окружающий мир),            основы духовно-нравственной                                                                                               культуры народов России

2)познавательное развитие

2) филология,                                                                                                                            математика и информатика,                                                                                                   технология

3) речевое развитие

3) Филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык)

4) художественно-эстетическое развитие

4) изобразительное искусство      

5) физическое развитие                                                

5)физическая культура

Дошкольный уровень образования сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребёнка. Начальная школа – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

5. Коррекционная работа

ДОУ применяют в работе: 

 «Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи», под ре. Лопатиной Н. В.

«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» под ред. Нищевой Н. В.

НОО:

«Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ».

Индивидуальное консультирование детей и родителей.

Направления работы совпадают.

Продолжается психолого- педагогическое сопровождение.

 Направление детей на ПМПК.

Реализация адаптированных образовательных программ. Дифференцированное обучение.

Индивидуальная работа.

Рекомендации родителям.

Итог:

Программы включают совокупность образовательных областей (ДО) и предметных областей (НОО), реализация которых обеспечивает создание условий развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, открывает возможности для позитивной социализации каждого ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в соответствующих   дошкольному и младшему школьному возрасту видах деятельности.

Программы предлагают подходы к организации образовательного процесса как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Вывод:

Подводя итог сравнительному анализу ФГОС ДО и ФГОС НОО, можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными образовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства.

Такой подход реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального общего образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, два уровня образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность дошкольного и начального образования Детский сад № 59 Детский сад № 5 г. Находка МБОУ СОШ № 11 2020 год

Слайд 2

Что такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания , форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Слайд 3

ДОУ ШКОЛА ВЫВОД Пояснительная записка Цель: Общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. Формирование предпосылок учебной деятельности. Цель: Продолжать общее развитие детей с учетом возможностей, специфики школьной жизни. Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности. Программы обеспечивают развитие интеллектуально-познавательных, физических, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста, их творческих способностей, а также формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников и учащихся 1 класса.

Слайд 4

2.Целевые ориентиры ДО: Планируемые результаты : 1)инициативен, самостоятелен, 2)уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, 3)способен к фантазии, воображению и творчеству 4)любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям 5)способен к принятию собственных решений ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1.Самоопределение 2.Смыслообразование 3.Морально-этическая ориентация

Слайд 5

1)активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми 2)способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, 3)хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 6

1)способен к воплощению различных замыслов 2)умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам 3) контролирует свои движения и управляет ими 4)способен к волевым усилиям 5)следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 7

1)склонен наблюдать, экспериментировать 2)обладает начальными знаниями о себе, о мире 3)знаком с книжной культурой и детской литературой 4)обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики , истории имеет предпосылки грамотности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1.Общеучебные универсальные действия 2. Логические учебные действия 3.Постановка и решение проблем

Слайд 8

Вывод: П рограммы ориентированы на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося . Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Слайд 9

ДОУ ШКОЛА ВЫВОД 3. Система мониторинга Диагностика педагогического процесса ( сборник). Методика Афонькиной Ю. А. и Верещагиной Н. В. (по пяти образовательным областям) Стартовая диагностика первоклассников («Рисование бус» (методика И.И. Аргинской . «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной ), «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутков . Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой . Проективная методика «Школа зверей» Т.А. Нежновой . Анкета для определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой . Направления диагностической работы совпадают. Диагностики помогают определить уровень эффективности педагогического воздействия в отношении каждого ребёнка. Составляется план индивидуальной работы. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию ранее полученных знаний.

Слайд 10

Образовательные области Учебные предметы Вывод: 1)социально-коммуникативное 1)обществознание и естествознание (окружающий мир ), основы духовно-нравственной культуры народов России Дошкольный уровень образования сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребёнка. Начальная школа – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления . 2)познавательное развитие 2) филология, математика и информатика, технология 3) речевое развитие 3) Филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык) 4) художественно-эстетическое развитие 4) изобразительное искусство 5) физическое развитие 5)физическая культура 4. Разделение образовательного материала

Слайд 11

ДОУ ШКОЛА ВЫВОД 5. Коррекционная работа «Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи», под ред. Н. В. Лопатиной. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под ред. Н. В. Нищевой «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ». Индивидуальные консультации детей и родителей. Психолого-педагогическое сопровождение. Направление детей на ПМПК. Реализация адаптированных образовательных программ. Индивидуальная работа и рекомендации родителям. Программы предлагают подходы к организации образовательного процесса как для детей, развивающихся в норме , так и для детей с особыми образовательными потребностями , в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Слайд 12

Общие цели и задачи ФГОС ДО и ФГОС НОО ФГОС ДО ФГОС НОО Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование предпосылок учебной деятельности Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривающее принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального школьного и др. видов образования. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! г. Находка 2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования  с введением ФГТ и ФГОС....

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС и ФГТ

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образова...

«Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС»

Выступление на ГМО "Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС"...

«Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС» (Презентация)

Презентация к выступлению "Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС"...