Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс)

Дудина Наталья Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гости к сказке" в начальной школе для детей с нарушением интеллекта (1вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа по внеурочной  деятельности  «В гости к сказке»  разработана на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26, зарегистрированы в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ С(К)Ш № 14.

        Программа рассчитана на реализацию в течение пяти лет,   33часа в год, по 1 ч в неделю.

        Цель: создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ОВЗ , создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время

        Задачи: - формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

 - обеспечение целенаправленного личностного развития воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;

 - стимулирование творческой активности и самореализации обучающихся во внеурочной деятельности;

 - создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них стремления к здоровому образу жизни;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;  

-формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

 - расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 - укрепления доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им

        Основные направления коррекционной работы:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

 - развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- развитие мышц мелкой моторики;

-коррекция нарушений  развития эмоционально-волевой сферы

Основные технологии:

  • игровые,
  • здоровьесберегающие,
  • развивающее обучение,
  • дифференцированное обучение,
  • информационно- коммуникативные технологии.

Основные формы:

- внеклассная работа;

- экскурсии;

- посещение театра, кинотеатра, выставок, музеев

Основные методы организации учебного процесса:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгами;
  • наглядные – наблюдение,  иллюстрация, демонстрация;
  • практические – упражнения,  практические работы.

Общая характеристика внеурочной деятельности по программе «В гости  к сказке»:

        Дети с ОВЗ - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.  Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду. Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной обучения в школе. Завершающим этапом программы «В гости  к сказке»» является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, ребята учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Таким образом, знакомство школьника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности по программе «В гости  к сказке»

        В результате реализации программы внеурочной деятельности, обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны обеспечиваться следующие достижения:

• достижение воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

• достижение эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

        Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний.         

        Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

        Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

         Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «В гости  к сказке»:

  ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, народу, России;

 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

 готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

 развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

 расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

 принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Основные предметные результаты внеурочной деятельности по программе «В гостях у сказки»:

  Называть героев сказки (по картинкам).

  Внимательно слушать и смотреть сказку, отвечать на вопросы.

  Понимать эмоциональное состояние героев сказки с частичной помощью  взрослого.

  Выполнять пальчиковые игры по образцу.

  Выполнять мимические и жестовые движения по подражанию.

  Соблюдать правила поведения на занятии, слушать и действовать по инструкции педагога.

  Уметь работать с красками, пластилином, ножницами.

  Уметь иллюстрировать услышанное по образцу и с помощью взрослого;

  Пересказывать сказку по картинкам и наводящим вопросам.

Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования

полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:

рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Класс

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Вид занятий

Теорети

ческие

Практические

Экскурсии

1 доп.

1.

Русские народные сказки

40ч

2.

Народные сказки

18ч

3.

Авторские сказки

1класс

4.

Русские народные сказки  животных

20ч

5.

Бытовые сказки

12ч

6.

Авторские сказки

18ч

7.

Сказки в стихах

14ч

2класс

8.

Сказки  животных

18ч

9.

Бытовые сказки

18ч

10.

Волшебные сказки

18ч

11.

Авторские сказки

10ч

3 класс

12.

Сказки  животных

12ч

13.

Бытовые сказки

12ч

14.

Волшебные сказки

20ч

15.

Авторские сказки

10ч

16.

Сказки в стихах

10ч

4класс

17.

Сказки отечественных писателей

22ч

18.

Сказки народов России

18ч

19.

Сказки народов мира

10ч

20.

Сказки в кино

21.

Сказки - пьесы

Описание материально-технического и учебно-методического

обеспечения Рабочей программы

  1.  «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
  2. Мультимедийные презентации

-        Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

-        Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/

-        Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

-        Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/

-        Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

  1. Сайты:

http://www.kostyor.ru/tales/

http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

http://skazki.yaxy.ru/

http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html

http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg

4. Мультимедийное обеспечение:

1. компьютер

2. проектор

V. Литература

1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.

5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.

6. Чтение с увлечением . По дорогам сказок.(с электронным носителем). Буряк М.В.

7. Чтение с увлечением. 1класс. Развивающие задания для школьников. М.В.Буряк, Е.Н.Карышева. – М.: Планета, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...