Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гости к сказке" в начальной школе для детей с нарушением интеллекта (1вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гости к сказке» разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26, зарегистрированы в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ С(К)Ш № 14.
Программа рассчитана на реализацию в течение пяти лет, 33часа в год, по 1 ч в неделю.
Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ОВЗ , создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время
Задачи: - формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- обеспечение целенаправленного личностного развития воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;
- стимулирование творческой активности и самореализации обучающихся во внеурочной деятельности;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них стремления к здоровому образу жизни;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
-формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепления доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им
Основные направления коррекционной работы:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие мышц мелкой моторики;
-коррекция нарушений развития эмоционально-волевой сферы
Основные технологии:
- игровые,
- здоровьесберегающие,
- развивающее обучение,
- дифференцированное обучение,
- информационно- коммуникативные технологии.
Основные формы:
- внеклассная работа;
- экскурсии;
- посещение театра, кинотеатра, выставок, музеев
Основные методы организации учебного процесса:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгами;
- наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
- практические – упражнения, практические работы.
Общая характеристика внеурочной деятельности по программе «В гости к сказке»:
Дети с ОВЗ - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду. Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной обучения в школе. Завершающим этапом программы «В гости к сказке»» является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, ребята учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Таким образом, знакомство школьника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности по программе «В гости к сказке»
В результате реализации программы внеурочной деятельности, обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны обеспечиваться следующие достижения:
• достижение воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности
• достижение эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «В гости к сказке»:
∙ ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, народу, России;
∙ эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
∙ готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
∙ потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
∙ развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
∙ расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
∙ принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
∙ владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
Основные предметные результаты внеурочной деятельности по программе «В гостях у сказки»:
• Называть героев сказки (по картинкам).
• Внимательно слушать и смотреть сказку, отвечать на вопросы.
• Понимать эмоциональное состояние героев сказки с частичной помощью взрослого.
• Выполнять пальчиковые игры по образцу.
• Выполнять мимические и жестовые движения по подражанию.
• Соблюдать правила поведения на занятии, слушать и действовать по инструкции педагога.
• Уметь работать с красками, пластилином, ножницами.
• Уметь иллюстрировать услышанное по образцу и с помощью взрослого;
• Пересказывать сказку по картинкам и наводящим вопросам.
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Класс | № | Наименование раздела программы, тема урока | Всего часов | Вид занятий | ||
Теорети ческие | Практические | Экскурсии | ||||
1 доп. | 1. | Русские народные сказки | 40ч | |||
2. | Народные сказки | 18ч | ||||
3. | Авторские сказки | 4ч | ||||
1класс | 4. | Русские народные сказки животных | 20ч | |||
5. | Бытовые сказки | 12ч | ||||
6. | Авторские сказки | 18ч | ||||
7. | Сказки в стихах | 14ч | ||||
2класс | 8. | Сказки животных | 18ч | |||
9. | Бытовые сказки | 18ч | ||||
10. | Волшебные сказки | 18ч | ||||
11. | Авторские сказки | 10ч | ||||
3 класс | 12. | Сказки животных | 12ч | |||
13. | Бытовые сказки | 12ч | ||||
14. | Волшебные сказки | 20ч | ||||
15. | Авторские сказки | 10ч | ||||
16. | Сказки в стихах | 10ч | ||||
4класс | 17. | Сказки отечественных писателей | 22ч | |||
18. | Сказки народов России | 18ч | ||||
19. | Сказки народов мира | 10ч | ||||
20. | Сказки в кино | 6ч | ||||
21. | Сказки - пьесы | 8ч |
Описание материально-технического и учебно-методического
обеспечения Рабочей программы
- «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
- Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
- Сайты:
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
6. Чтение с увлечением . По дорогам сказок.(с электронным носителем). Буряк М.В.
7. Чтение с увлечением. 1класс. Развивающие задания для школьников. М.В.Буряк, Е.Н.Карышева. – М.: Планета, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...