Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре
учебно-методический материал (3 класс)

Кастальская Алла Леонидовна

Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Кастальская А.Л.,  учитель  начальных  классов

                                                                                                    ГБОУ СОШ №210 Центрального района

                                                                                                                                        Санкт-Петербурга

                             Игровые  технологии  на уроке  математики  в начальной  школе

             Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики является не только знания, но и определённый стиль мышления.

         К занимательному материалу относятся математические развлечения: загадки, загадки-шутки, ребусы, головоломки; логические задачи, игры, упражнения; дидактические игры и упражнения. Многообразие занимательного материала даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами и методистами.

Игры в своём развитии эволюционируют от предметных  к ролевым и от ролевых к дидактическим.

                      По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включённая в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

           Проведение игры с детьми требует от учителя умелого руководства. Поэтому перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед  детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с учениками учитель должен обратить на неё внимание. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то остальные должны играть роль судей, контролёров и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть практические действия детей с группами предметов или рисунками. А на уроках закрепления материала нужно использовать игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.п. В этом случае использование средств наглядности желательно сократить или ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства вычислительного приёма.

    Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

              В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.

         Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

         Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их зданий, способностей и интересов.

Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

       При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

                                                     Например:

    Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?

    Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?

    Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?

В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

      Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

                                                        Список литературы:

Игнатьев В.А. «Внеклассная работа по арифметике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 2013 г.

Котов А.Я. «Вечера занимательной математики» Москва, «Просвещение» 2011 г.

Сорокин П.И. «Занимательные задачи по математике» Москва, «Просвещение» 2004 г.

Труднев  В.П. «Считай, смекай, отгадывай!» Москва, «Просвещение» 2012г.

Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 2015 г.



Предварительный просмотр:

                                                                                             Кастальская А.Л., учитель начальных классов

                                                                                                   ГБОУ СОШ№210 Центрального района

                                                                                                                                 Санкт-Петербурга

Формирование у обучающихся  навыков проектной деятельности  на уроке математики ( из опыта работы учителя начальных классов)

                              Какие методы, приёмы, технологии необходимо использовать для того чтобы:

    научить школьников приобретать самостоятельно недостающие знания из разных источников;

    научить пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах;

    развить исследовательские умения.

Проектная деятельность – это важнейшая компетенция, на которую нацелено проектное обучение.

                         В основе проектного обучения лежит «метод проектов».

    В основу «метода проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Преимущества проектно- исследовательского метода это:

Творческое и личностное развитие ученика. Возможность самореализации.

У учащихся повышается интерес к получению знаний, растет уверенность в своих силах, развиваются способности к самообразованию, Появляется возможность развивать мышление, память, а так же коммуникабельность, креативность, что находит отражение в современной жизни. Задачи образования превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Профессионально-квалификационный рост учителя- исследователя. Повышение статуса ученика, учителя и учебного заведения

Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения — с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Этот метод применяется в трех направлениях:

- включение элемента поиска во все задания учащихся;

- раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;

- организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).

                                              Классификация проектов:

    Проект может быть групповым и персональным.

    По доминирующей деятельности учащихся: исследовательские; творческие; ролевые (игровые); ознакомительно-ориентировочные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

    По комплексности проекты могут быть монопроектами ( в рамках одного предмета, одной области знаний) и межпредметными( в разных областях) .

    По характеру контактов проекты бывают: внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными.

    По продолжительности различают: минипроекты

( укладываются в один урок или даже его часть);

краткосрочные (на 4-6 уроков); недельные;

долгосрочные проекты ( как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время).

Виды исследовательской деятельности учащихся на уроках математики: Исследовательский подход к введению математических понятий. Исследовательские работы (мини-проекты), проводимые на уроках математики.

Исследовательские задачи.

Цель моей работы показать, что применения метода проектов в начальной школе очень эффективно.

Начиная свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

- показать на конкретных примерах, как можно организовать проектную деятельность в начальной школе;

- провести диагностику и выявить преимущества применения методов проектов в начальной школе.

Первый проект, который выполняли дети моего класса, назывался «Алфавит». Время проведения – весь период обучения грамоте. Каждый ребенок делал индивидуальный проект. В течение этого времени дети проходили на уроке по одной букве алфавита, а дома они оформляли одну страницу азбуки. Знакомство с алфавитом происходил на основе сказки, где шел рассказ о каждой букве и ее домике. Поэтому для каждой буквы они рисовали домик. На крыше писали саму букву большую и маленькую, в окошке писали звук, а на двери письменные буквы. На этом же листе ребята рисовали предметы, в названии которых встречается такая буква.

Когда были изучены все буквы, сделаны азбуки, проводилась защита проектов. Каждый ребенок получал или выбирал одну - две буквы и рассказывал о них. Затем все вместе обсуждали, выбирали и объединяли лучшие странички в одну книгу.

Работа над проектными задачами в начальной школе это первая ступень работы над проектами, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе. В основной школе формы и виды сотрудничества детей многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по- прежнему большие возможности представляет организация совместной деятельности школьников на уроках, поскольку она предполагает успешно ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников.

                                                        Литература:

И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся» / Издательство «Аркти»

Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы// Экономика в школе. 2001.№2

Кульнович С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе...

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе

Статья об использовании игровых технологий на уроках математики в начальной школе с примерами заданий....

Использование игровых технологий на уроке математике в начальной школе

ull;Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единств...

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

Дидактические  игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но в то же время ...

Статья "Игровые технологии на уроке математики в начальной школе"

Данная статья раскрывает значение игровых технологий на уроках математики и приводит примеры занятий....

Игровые технологии на уроке математики в начальной школе

Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, н...