Статья "Игровые технологии на уроке математики в начальной школе"
статья

Томме Евгения Юрьевна

Данная статья раскрывает значение игровых технологий на уроках математики и приводит примеры занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Томме Е.Ю., учитель начальной школы

ГБОУ школа № 371 с углубленным изучением

русского, английского и французского языков

Московского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии на уроке математики в начальной школе

Современные социально-экономические условия ведут за собой ужесточение требований к образованию. Школа играет решающую роль в становлении и развитии активной личности учащихся.

Многие ученые считают, что развитие мыслительной деятельности является главным условием развития творческой личности учащихся (Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, С. Аренова и др.). Успешное овладение познавательной деятельностью напрямую зависит от сформированности познавательных интересов у учащихся.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики - как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата, ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик, поэтому мы считаем, что конечным результатом должна быть передача знаний ученику и формирование личности, готовой к творческой деятельности.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Рассмотрим виды занимательных заданий подробнее.

1.Занимательные вопросы, задачи, упражнения. Все компоненты учебной задачи (ее подача, решение, анализ, ответ, выводы) могут быть иногда необычными для учащихся. Поэтому считаем занимательной задачей такую задачу, в которой содержатся элементы занимательности либо в форме подачи задачи либо в сюжете задачи, либо в способе решения, либо в иллюстративном материале к задаче.Иногда занимательность для учащихся заключается в неожиданности ответа задачи или в выделении элементов игры при ее решении и т. п.

2.Практические работы занимательного характера. Под практической работой занимательного характера понимаем такую работу, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание. В основном выполнить эту работу надо необычным инструментом (например, «заржавевшим» циркулем) или даже вообще без инструментов. Причем практическая работа составлена так, что ее выполнение невозможно без хорошего знания учебного материала.

3. Дидактические игры. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т. е. игра, выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача.

Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то считаем целесообразным выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов. Рассмотрим их подробнее.

«Игровая ситуация». В подобных ситуациях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики. Рассмотрим примеры.

"Задумай число». Учитель предлагает каждому ученику задумать число и после этого дает указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов учитель «угадывает» результат. Учащиеся заинтересованы, хотят узнать, в чем тут дело. Этому желанию и соответствует задание: обосновать «угадывание» ответа.

Математическое лото. Эту игровую ситуацию можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.

В барабан помещают шарики с номерами пунктов учебника, которые уже изучены. Класс делится на группы, обычно по рядам. Команды составляют по 4-5 вопросов по каждому пункту. Вызванный ученик крутит барабан, достает шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ - в 3 балла. Участвуют все. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы. Определяется группа-победитель. Учащиеся повторяют материал с. желанием и интересом.

Математическая игра. В методической литературе под математической игрой понимается такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющим или играющими определенных действий-ходов с целью решения поставленной задачи. Приведем пример.

Игра в -66. Играют двое. Первый записывает любое целое отрицательное число, большее - 10, второй, устно прибавив к нему целое отрицательное число, большее -10, записывает сумму, первый к этой сумме устно прибавляет целое отрицательное число, большее -10, и записывает сумму и т. д. Побеждает тот, кто запишет число -66.

Основным способом составления занимательных задач является способ составления их по аналогии. Суть его заключается в следующем: составитель вспоминает какую-либо занимательную задачу и преобразует ее в похожую с некоторыми изменениями. Например, учитель вспомнил или прочитал следующее занимательное задание: «На доске был начерчен квадрат. Потом 'его стерли, оставив одну из сторон. Восстановите квадрат с помощью циркуля и угольника». Он по аналогии может составить такое задание: «На доске был начерчен координатный луч. Потом часть его стерли, осталась только его часть, изображенная на рисунке. Восстановите луч».

Для детей начальной школы игры по математике достаточно разнообразны.

Вот две игры, которые очень хорошо подойдут для такого мероприятия.

Игра первая «Кто решит раньше?»

В игре участвуют 2-3 команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с арифметическими примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Примеры для всех команд одинаковые.

По сигналу ведущего к столу бегут первые игроки команды, каждый из них берет из своей стопки любой листок, решает пример и кладет листок обратно. За ними бегут вторые игроки, потом третьи и т.д. Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все примеры решены правильно).

Игра «Не собьюсь!»

-12 ребят выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. По сигналу ведущего они по очереди начинают счет до 30 (когда счет доходит до конца шеренги, его продолжает стоящий на правом фланге). Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, подпрыгивает. Кто ошибется (произнесет запрещенное число или подпрыгнет не вовремя), выходит из игры и счет начинается сначала.

В дидактических играх происходит развитие памяти ребенка, мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными способами.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....

Мастер класс на тему: Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках математики в начальной школе.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укрепле...

Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.

Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики  в начальной школе -  этоодин из путей повышения качества образования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Описывается актуальность использования ИКТ на уроках математики в начальной школе как необходимая составляющая современного урока...

Применение компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе.

Краткое описание распространенных форм применения компьютерных технологий на уроках математики....