Статья. Использование ТИКО технологий на уроках математики в начальной школе.
статья по математике (4 класс) на тему

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ТИКО-технологии для развития инженерного и математического мышления.

(1 слайд) Здравствуйте. Меня зовут Петрова Марина Владимировна. Я – учитель начальных классов школы. Работаю по программе «Школа  России», по ФГОС. Конструктор «ТИКО-арифметика» помогает мне на занятиях с ребенком на домашнем обучении. На данный момент он учится во втором классе. И в моей работе с 4 классом.

(2 слайд) Из моего выступления вы узнаете:

  1. Что такое «ТИКО -АРИФМЕТИКА»?
  2. Арифметический материал.

2.1 Изучение чисел при помощи ТИКО.

2.2 Изучение арифметических действий с использованием ТИКО.

2.3 Доли и дроби.

2.4 Периметр и площадь.

2.5 Использование ТИКО при изучении задач.

  1. Дополнительно:

5.1 Логические задачи.

5.1 Игровые ситуации на уроках математики с использованием ТИКО.

5.2 Самооценка ТИКО.

  1. Что такое «ТИКО-АРИФМЕТИКА»?

(4 слайд) ТИКО - это трансформируемый игровой конструктор для обучения.

Конструктор ТИКО «Арифметика» состоит из 67 деталей - 66 пластмассовых квадратов, на которых изображены цифры и математические знаки и приспособления для разборки фигур. Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Благодаря такому соединению, детали конструктора могут поворачиваться друг относительно друга на 220 градусов. Конструктор ТИКО не имеет отечественных аналогов.

(5 слайд) Набор "АРИФМЕТИКА" предназначен для занятий по математике. С его помощью легко изучать, запоминать цифры и арифметические действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Конструктор ТИКО-арифметика позволит разнообразить занятия, превратить их в игру. В процессе занятий с конструктором можно составлять примеры на арифметические действия, строить цепочки равенств или даже составлять своеобразный математический кроссворд.

ТИКО может заменить нам числовой луч, абак и другие наглядные пособия.

Рассмотрим на примерах подробнее использование конструктора ТИКО на уроках.

2. Арифметический материал.

2.1 Изучение чисел при помощи ТИКО.

Используя на уроках ТИКО, мы естественно начинаем больше пользоваться и математическими выражениями, формируя тем самым у учащихся правильную математическую речь.

(6-7 слайд) Вы сами видите, что при помощи этого материала, можно запросто составлять модели чисел.

(8 слайд) Кроме того, в первом классе мы сообщаем ребенку о том, что можно считать различными способами: по одному, парами, десятками. При помощи ТИКО мы показываем и считаем вместе.

(9 слайд)Так же мы говорим, что 10 единиц составляют десяток. И тут же из ТИКО составляем «цифровую ленту», которая нас будет сопровождать на протяжении первого года обучения. Кроме того, в этом наборе есть по 10 зеленых и желтых квадратов. Чуть позже их мы будем использовать при изучении перехода через десяток.

Мы с вами видим, что ТИКО довольно яркий, красочный и прочный конструктор. Своего ученика с домашнего обучения и воспитанников группы продленного дня я приучаю к порядку и аккуратности с первого дня использования этого конструктора. Наши коллеги подсказали, что лучше всего конструктор хранить в лентах это удобно и практично.  

Этот конструктор сложно сломать или потерять.

2.2 Изучение арифметических действий с использованием ТИКО.

(10 слайд) В конструкторе представлены знаки «+», «-«, «=», «.», «:», и «х». Некоторые ребята используют его, как умножение или же как икс.

(11 слайд) Сложение.

Естественно мы можем показывать примеры на сложение (и др. действия), Можем использовать в задании, например:

« Покажи первое слагаемое, второе слагаемое, сумму».

« Какое число пропущено в выражении? Покажи его.»

« Составь пример, используя конструктор.»

(12 слайд) Изучая таблицу сложения, мы можем ее составить из конструктора.

(13 слайд) Замена слагаемых суммой.

(14 слайд) Вычитание.

Из тех же чисел, что и при изучении сложения, составим пример на вычитание. Учащиеся меняют местами числа, используемые при в примере на сложение и составляют выражение. В данной ситуации задействовано не только зрительное и слуховое восприятие, но и тактильное. А т. к. конструктор заменяет нам бумажный аналог, то и возможность того, что квадратики потеряются или порвется, уменьшается в разы.

Так мы продолжаем изучать связь сложения и вычитания.

(15 слайд) Во втором классе мы начинаем изучать письменные приемы сложения и вычитания. И здесь мы можем применить наше пособие.

(16 слайд) Умножение.

Составляем пример 5*6=30, назовем числа первый множитель, второй множитель, произведение.

Далее, как со сложением.

Но ТИКО помогаем нам показать, что 5*6 = 5+5+5+5+5+5=30.

(17 слайд) И так же можем составить таблицу умножения, как и со сложением.

(18 слайд) И задания на деление.

Интересно деление с остатком.

Возьмите 14 квадратов, соедините их в звенья по 4. Сколько осталось?

Как мы это запишем?

14:4=3 (ост.2) Буквы можем брать из грамматики)

2меньше 4

3*4+2 = 14

(19 слайд) «Четные и нечетные числа». Как вы заметили, в этом конструкторе четные и нечетные числа окрашены в свои цвета.  Со временем дети привыкнут к тому, какого цвета какая цифра и в более старших классах проблем этим будет на много меньше. При изучении деления на 2 можно сказать, что все числа красного цвета, делятся на 2.

  1. Использование ТИКО при изучении задач.

При помощи ТИКО мы можем моделировать как простые, так и сложные задачи.

(20 слайд)Сложение.

В альбоме было 5 наклеек, Маша приклеила еще 3. Сколько всего наклеек в альбоме стало?

В первой корзинке было 3 яблока, во второй – на 2 яблока больше. Сколько яблок во второй корзине?

Вычитание.

У сережи было 8 фламастеров. Он подарил 3 фламастера своему другу. Сколько фламастеров осталось у Сережи?

На нижней полке 5 книг, а на верхней – на 2 книги меньше. Сколько книг на верхней полке?

  1. Дополнительно:

5.1 Логические задачи.

5.2 Игровые ситуации на уроках математики с использованием ТИКО.

1 класс

(23 слайд) - Игра «Веселый мяч» На устный счет.

- Игра «Покажи сколько?»

(24 слайд)- Игра «Молчанка». Учитель показывает число, а ребята – состав числа.

-Игра«Молчанка2». Учитель показывает пример с пропуском, учащиеся – карточку с цифрой или знаком.

(25 слайд) - Игра «Засели домик». Состав числа.

- Игра «Засели домик» – примеры.

- Сложи такую же фигуру.

- Математическая лесенка.

(26 слайд) - Игра «Найди ошибку». Незнайка был невнимателен на уроке и допустил много ошибок. Найдите и исправьте эти ошибки.

2 меньше 7, 2+2=5, 2+3 меньше 5

2 класс

- Сколько квадратов на рисунке? (6-8)

- Игра «Молчанка3» У учителя карточку, на каждой из которых записаны 3 числа: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Одно из чисел закрыто. Учитель показывает карточку, учащиеся должны определить, какое число закрыто. (*), (6), (14)

- Выложите число 53. Количество синих квадраток – десятки, красных – единицы.

(27 слайд)  Игра «Магический квадрат».

*29

68*

3*5

4**

95*

2**

- Игра «Баскетбол»

- Игра «Молчанка4»

- Игра «Молчанка5»

- Игра «Засели домик»

- Игра « Математический футбол».

  1. Самооценка ТИКО

(28 слайд) При помощи «Светофора» учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. Зеленый – очень хорошо, желтый – мог бы лучше, красный – стоит в следующий раз лучше трудиться.

ТИКо не только хороший демонстрационный, но и раздаточный материал.

Использованная литература:

  1. Учебник по Математике «Школа России» М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. 1, 2 классы
  2. Методическое пособие к учебнику
  3. Работа над задачами Л.И. Хлебникова.
  4. Справочник школьника по математике 1-4 классы Л. И. Хлебникова
  5. Методика обучения математике в начальной школе А. В. Белошистая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....

Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.

Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики  в начальной школе -  этоодин из путей повышения качества образования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Описывается актуальность использования ИКТ на уроках математики в начальной школе как необходимая составляющая современного урока...

Статья «Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах»

Статья «Использование игровой технологии  на уроках математики в начальных классах»...