Олимпиада – форма работы с одаренными детьми.
учебно-методический материал

Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

      Олимпиада – форма работы с одаренными детьми.

                                      «Если школьник с первого класса подготовлен к тому,                                что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные    решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».

Дж. Стернберг, Е. Григоренко.

 В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита страны.

С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основе его лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет важнейшую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. 

Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является развитие способностей во внеурочной деятельности:  участие в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний. Они не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить и применить знания, умения, компетенции и навыки по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Важная цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учителем предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам.

При составлении заданий, как правило, выполняется ряд требований:

 - несколько заданий должно быть посильно для большинства участников;

 - часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;

 - обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;

- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);

- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;

- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало больше часа.

Олимпиада - это нестандартная ситуация, в которую попадает каждый участник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить - всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад.

Хочется отметить несколько важных принципов в организации олимпиад и конкурсов:

  1. Доступность и массовость Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне и в заочных конкурсах) с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
  2. Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка, то необходимо поддерживать интерес, привлекая и предлагая ему участие в разных новых олимпиадах или конкурсах.
  3. Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах. Любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио).
  4. Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников. Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения предметом, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

                   Не давать готовых истин, а учить их находить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы с одаренными детьми

Философы считают, что все люди рождаются одаренными,а остаются таковыми далеко не все....

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»...

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

Проектная деятельность как эффективная форма работы с одаренными детьми.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности....