Работа с одаренными детьми в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные.         

 Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_od_v_nsh.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                                            «Одарённость человека — это маленький росточек,                     едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные.         

 Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только психологами, но и школьными учителями, родителями в раннем периоде. Главное заметить особенности ребёнка своевременно и развивать его дар.

Можно выделить следующие основные категории одарённых детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе, как мне представляется, состоит из нескольких важных этапов:

  1. Этап предварительного поиска, выявления одарённых и талантливых детей при приеме в первый класс.
  2. Этап обучения в начальной школе.

На этапе выявления одаренных детей задачами учителя являются:

-изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления учеников класса;

-наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности).

-общение с родителями.

При приеме в первый класс необходимо провести индивидуальные собеседования и анкетирование детей. Это помогает выявить уровень школьной мотивации и познавательной активности у детей.

Наблюдение во время урочной и внеурочной деятельности покажет учителю, какие школьные предметы больше нравятся тому или другому ребенку, какие уроки для них наиболее интересны.

Большую роль в изучении особенностей каждого ребенка, их интересов и способностей имеют беседы учителя с родителями, посещение семей детей своего класса. На родительском собрании путем анкетирования на тему «Одаренный ли Ваш ребенок» можно получить много дополнительной информации о первоклассниках, выявить серьезные основания отнестись к конкретному ребенку, как к одаренному. Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в класс ребенке, выявить детей с признаками одаренности. В итоге, уже при приёме в 1 класс, складывается впечатление о каждом ученике, его возможностях, способностях, становится понятным, в какой среде развивался, воспитывался и рос малыш.

 Наряду со «образовательными» показателями на этом этапе можно выделить для себя основные признаки, которые проявляет потенциально одарённый ребёнок: познавательная самодеятельность; уровень развития, оригинальность и гибкость логического мышления; высокая концентрация внимания; отличная память; самостоятельность, возможное лидерство.

Второй основной этап работы с одаренными детьми реализуется в процессе обучения, воспитания и внеурочной деятельности. Для его успешности необходима четкая системы работы с одаренными детьми, которая включает:

  1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Использование на уроках дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  4. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
  5. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Эта система строится на определенных принципах:

1. Дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2. Максимального разнообразия предоставляемых возможностей

3. Обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Опережающего обучения.

5. Комфортности в любой деятельности

6. Развивающего обучения.

7. Возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

8. Создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Для каждого педагога очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя своих учителей и самих себя. Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Исследовательская культура школьника 1–4-й класса формируется:

  • включением в урок заданий, направленных на составление последовательности действий;
  • решением задач по комбинаторике, логических задач, проведением работы по выявлению причинно-следственных связей;
  • обучением приемам наблюдения и описания;
  • знакомством с терминологией, некоторыми понятиями о методах исследования;
  • формированием опыта работы со словарями и другими источниками информации;
  • осуществлением коллективных исследований по определенному плану;
  • осуществлением долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений;
  • ведением поиска информации, выделением главного;
  • постановкой опытов, проведением наблюдений, защитой сообщений, докладов;
  • формированием читательской компетентности;
  • формированием желания и основы умения учиться, умения видеть границу между известным и неизвестным;
  • соотношением результатов с образцом, нахождением ошибок и устранением их, выработкой критериев для оценки творческой работы;
  • формированием приемов и навыков учебного сотрудничества.

 В арсенале современного учителя присутствует целый набор методов реализации работы с одаренными учащимися, перечислю некоторые из них:

- работа по индивидуальным планам;

-проектная деятельность

     -участие в школьных, районных, предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии и ручному труду, иностранным языкам)

-предметные олимпиады, конкурсы, викторины, познавательные игры
-вовлечение детей в секции, студии дополнительного образования, кружки по интересам;
- классные часы и праздники (вечера и концерты)

-творческие мастерские; выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);

- посещение музеев, выставок, спектаклей

- внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру);           

- портфолио учащихся  

В этом перечне я бы хотела особо выделить сравнительно новую форму работы с одарёнными детьми - проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности.

Основная цель включения младших школьников в проектную деятельность— стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития.

Организация проектной деятельности в начальных классах способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

  • самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
  • находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
  • проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • применять научные методы исследования;
  • оформлять свои работы;
  • рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.

 

Несомненно, результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида обязательно нужно фиксировать в личных портфолио детей с 1 по 4 класс, а в конце каждого года проводить конкурс «Лучшее Портфолио», поощрять детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение должно проходить торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для учеников.

       Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Задача учителя – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их и просто мечтать. Очень важно, чтобы педагоги и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...