Работа с одаренными детьми в начальной школе
статья по теме

Недодева Ольга Николаевна

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в начальной школе

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.

Различают разные группы одаренных детей.         К первой группе можно отнести  «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ  и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким  специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой  предрасположенностью  к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.  Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение  дальнейшего развития.

 Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Только переход к развивающей системе  образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является ОС «Школа 2100», разделяющая принципиальные положения, разработанные в свое время Элькониным, Давыдовым, Занковым; готовящая  школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе. В сущности, при  развивающей  системе образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности направленной на одаренных детей.

 «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя  различные инновационные технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение (одна из самых разработанных в настоящий момент технологий в ОС «Школа 2100»).

Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая:

  1. должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для  разрешения учеником;
  2. должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;
  3. должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.

Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта  и творческих способностей, воспитание активной личности.

Во внеурочной деятельности  учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков «Развиваем интеллект», «Компьютер – это просто» (программы кружков разработаны автором данной статьи). Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось.
          Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу. Участники подобных групп зачастую становятся затем победителями интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» среди школ, работающих по ОС «Школа 2100».

С удовольствием  дети принимают участия  в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.

Отдельно хочется остановиться  на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся.  В классе создано детское объединение «Кнопки», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои символы, ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.

Все ученики класса разделены на группы – «семейки». В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом.

Учащиеся, входящие в «семейки» имеют различные поручения: знайки, умельцы, затейники, спортсмены, тюбики, пилюлъкины.

Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится 1 раз в месяц. На собрании анализируется работа «семеек», выполнение поручений учащимися, работа Совета класса и т.д.

Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах, сотрудничают с организациями района, оказывают помощь пожилым людям, участвуют в благоустройстве поселка и др.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.  

                                                                                     Недодева О.Н

учитель нач. классов

                                                                                         МОУ СОШ №8

                                                                                   п. Спирово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...