Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии
статья

Шаров Александр Анатольевич

Аттестационная работа для курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии в практике дополнительного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota_sharov_ispravleno.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Современные образовательные технологии

в практике дополнительного образования»

Аттестационная работа

«Применение игровых технологий на занятиях

в младшей группе театральной студии»

Автор:

Шаров Александр Анатольевич

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»

Приморского района

Санкт-Петербурга

Куратор:

Грецкова Светлана Анатольевна

Санкт-Петербург

2017


Краткая характеристика образовательной программы

 

Образовательная программа «Актерское мастерство»

Направленность образовательной программы «Актерское мастерство» – художественная.

Актерское мастерство – это совокупность качеств личности и приобретенных умений, позволяющих выявить творческие силы и использовать их не только на сцене, но и в жизни.

Обучение актерскому мастерству поможет вести себя более раскованно на сцене, чувствовать зрителя, научит создавать сценический образ. Актерское мастерство – это искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Привлечение учащихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой художественного чтения, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Влияние любого вида искусства, в том числе такого как актерское мастерство, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба ощущения себя» в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом. Все это делает программу актуальной.

Театральное мастерство формирует у детей важные навыки совместной работы, общения, воспитывает ответственность, способность находить нестандартные решения, свой индивидуальный стиль поведения.

Данная программа предназначена для учащихся 7-15 лет. Из-за разницы в возрасте учащихся целесообразно разделить на младшую и среднюю группы, т.к. театральная традиция выработала свои виды игрового взаимодействия для каждого возраста. Благодаря этому происходит решение таких задач, как индивидуальный подход к каждому ребенку, максимальное раскрепощение и создание качественных постановок. Тренинги, как актерские, так и заимствованные из психологии, развивают эмоциональную сферу, внимание, память, стимулируют мыслительный процесс, в этом заключается  педагогическая целесообразность программы.

Занятия направлены на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий самореализации;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Учитывая мощные воспитательные возможности театра, силу его эмоционального воздействия на формирование мировоззрения и поведенческой культуры, ведущая цель программы – художественное воспитание и развитие личности, раскрытие  творческого потенциала через занятия актерским мастерством.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат.

По окончании образовательной программы «Актёрское мастерство» дети будут знать:

  • основы сценической речи (какие существуют группы дыхательных мышц, что такое орфоэпия, размеры стихосложения);
  • основы актёрского мастерства (что такое психофизический аппарат, что такое сценическая свобода, что означает «ПФД», что такое импровизация, что такое этюды на «органическое молчание», этюды «на рождение слова», как разбирать пьесы, используя метод действенного анализа (застольный период), что такое репетиция сцен, спектакля);
  • теорию театрального искусства (театр как вид искусства, основные принципы театрального искусства, театр – зрительно-слуховое искусство, театр «представления» и театр «переживания», основы системы  К.С. Станиславского);
  • основы макияжа и сценического грима (какие есть средства ухода за кожей, какие косметические средства существуют, чем отличается грим от косметических средств, от макияжа);

будут уметь:

  • выполнять тренинг дыхательных мышц, внутриглоточную артикуляцию, звучать, подключая резонаторы, четко и правильно произносить звуки, слова, работать над литературным текстом (делать логические, смысловые паузы, люфты, цезуры);
  • выполнять тренинг психофизического аппарата, тренинги на внимание, овладение сценической свободой; тренинги на «ПФД» (память физических действий), «Я - предмет», «Животные»;
  • играть этюды импровизационного характера; этюды на наблюдения, на «органическое молчание», «на рождение слова», репетировать спектакли;
  • определять тип кожи, наносить национальный, характерный грим;
  • самостоятельно проводить репетиции, работать над ролью в предлагаемых обстоятельствах;
  • планировать самостоятельную творческую деятельность;
  • творчески сотрудничать с педагогами и сверстниками.

Формы контроля

  • открытое занятие (2 раза в год);
  • контрольное занятие (по итогам обучения);
  • зачетное занятие;
  • экзаменационное занятие в конце второго полугодия 3-го года обучения.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • спектакль;
  • участие в театральных фестивалях, в которых также выявляется успешность учеников и подводятся итоги.

Введение

В условиях гуманизации образования приоритетной становится такая его цель: формирование личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Проще говоря, современное образование носит личностно-ориентированный характер.

Так, в школе, например, особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

И, что вполне естественно, внедрение новых форм, методов и технологий интенсивно идет в образовании дополнительном, поскольку именно дополнительное образование  остается наиболее эффективным в нелегком деле развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Ведь часто содержание и методы работы общеобразовательных учреждений зачастую не развивают компетенции, способствующие успешной социализации школьников.

Вместе с тем, именно в театральных коллективах применение именно игровых технологий сопряжено с необходимостью четкого разделения понятий «игра актера» и «игра как метод обучения». Строго говоря, в театральном самодеятельном коллективе необходимо с помощью игры научить детей играть. Именно это противоречие и послужило причиной создания данной методической разработки.

Особенности младшего школьного возраста

В этот период (период так называемого «младшего школьного возраста») качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая «утрата детской непосредственности» (Л.С.Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы: появляется смысловая ориентировочная основа поступка – интеллектуальный момент между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Таким образом, если совсем маленькие дети (по моим наблюдениям лет до 8-9), если вдруг им пришлось актерствовать, либо делают это спонтанно, либо отказываются делать вообще. Не зря, между прочим, бытует мнение, что никакой, даже самый гениальный актер, не способен на сцене переиграть животных и детей. Тут мне хотелось бы уточнить еще paз: не всех детей. Есть дети, которые в принципе не способны играть на сцене.

Но начиная с определенного возраста (8 – 9 лет) и именно благодаря тому, что появляется смысловая ориентировочная основа поступка каждого ребенка (в большей или меньшей степени), детей можно обучить актерскому мастерству.

Еще один немаловажный аспект, позволяющий учить детей младшего школьного возраста актерскому мастерству, - дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Кроме того, эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. И этот опыт ребенок уже способен осмысливать и переживать. Важно научить детей обобщать переживания, делать из них выводы

Все доступные источники утверждают, что ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Конечно, с тех самых пор, как ребенок начинает посещать школу, он, также, начинает стремиться и к знаниям. Однако не стоит забывать, что еще совсем недавно его ведущей деятельностью была игра. Да, он хочет знать и уметь как можно больше. Да, он не желает быть хуже, чем его сверстники. Да, в младшем школьном возрасте формируется самооценка. Но не что иное, как игра, дает ему силы для учения, позволяет проявить себя. Отдохнуть. Что-то понять.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов (и младшего школьного возраста, в том числе).
  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Игра – нормативная и равноправная деятельность младших школьников,  меняющих свои цели по мере взросления.
  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития c опорой на подсознание, разум и творчество.
  6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, a сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Абсолютно также можно сказать и об игре актера. Это процесс переживаний, который вызван событиями.


Игровые педагогические технологии

Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Педагогических технологий существует великое множество. Равно как и их классификаций.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы методов и приемов. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Для младших школьников наилучшие педагогические технологии, таким образом, это игровые педагогические технологии.

          В принципе, не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако, благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения, технология становится характерной и получает свое название.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он зapaнee спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Игра в игре. Задачи, которые нужно решать при занятиях актерским мастерством с младшими школьниками

Вот здесь-то и кроется проблема: актерство – тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И, если с верой и наивностью (как необходимыми условиями органичного сценического существования) у младших школьников все в порядке, то c самоконтролем (еще одним необходимым условием) дела обстоят не так хорошо. Значит, занятия по актерскому мастерству с младшими школьниками (для достижения наилучшего результата) должны этот самоконтроль развивать. Таким образом, одна из ключевых задач применения игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии – воспитание у учащихся самоконтроля эмоциональной сферы.

Следующая задача, которую нужно и можно решать при помощи игровых технологий – развитие креативности, раскрепощенности учащихся. Здесь также есть проблема: чем взрослее становится ребенок, тем больше от него требуется соответствия общепринятым в социуме нормам. Не только поведения, но и мышления. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают стараться быть «как все». Вот тут существенную помощь может оказать именно актерское мастерство. Потому что при создании образа (любого, даже совсем маленького) приветствуется как paз внутренняя свобода от стереотипов. Хвалят за то, за что зачастую ругают в школе. Важно, чтобы процесс фантазирования осуществлялся под собственным контролем ребенка и не перерастал в хаотичное буйство, разрушающее все вокруг.

Еще одна задача – в процессе игры как нельзя лучше реализуется на практике главный принцип театра – «Театр – искусство коллективное». Игра обычно приносит радость от совместных действий. Не зря игру называют школой общения. Ребенок, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для  создания образа и, конечно, для жизни в обществе.

Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов». В этом определении подчеркнуто наличие:

  • Личных интересов каждого участника;
  • «Возможной действительности» (иной реальности);
  • Возможность действий в этой действительности (исследования);
  • Группы (включенность в общение);
  • Диалога (в тексте работы автор уточняет, что более точным было бы понятие «полилога»);
  • Самостоятельности (школьная деятельность очень ограничена и немногочисленна);
  • Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить — в очень многих областях жизни.

А теперь представим себе, что в определении вместо слова «игра» написано слово «театр». Далее можно ничего не менять. Совпадение – стопроцентное.

Итак, выделим задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии:

  1. Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы;
  2. Развитие креативности, творческого мышления, свободного от стереотипов;
  3. Принятие детьми аксиомы «Театр – искусство коллективное», формирование навыков общения.

Эти, а также многие другие задачи для развития личности и актерских способностей детей младшего школьного возраста, эффективно решаются при помощи игровых педагогических технологий.

Примерный план занятия по актерскому мастерству

в младшей группе театральной студии

Занятие по теме «Действие»

  1. Инициация. (Начало урока) (15 минут)
  1. Игровая задача занятия – Расшифровать тайное письмо, в котором содержатся очень важные сведения (3 мин).
  2. Деление на микрогруппы для первой части занятия. С помощью упражнения-игры «Созвездия» (2 минуты).
  3. Упражнение-игра «Что такое доброта» (5 минут).
  4. Интерактивная лекция (не более 5 минут). Действие и его роль в актерском мастерстве.
  1. Основная часть занятия. Проработка темы (60 минут)
  1. Упражнение «Я – скульптура» (сначала по заданию педагога, затем самостоятельные идеи) (у кого больше всех отгадок, тот достает первую карточку) (5 минут)
  2. «Пластилин» (лучший «скульптор достает вторую карточку) (5 минут)
  3. «Волшебный сундук» (Тот, к кому присоединилось большее количество человек, достает следующую карточку)(6 минут)
  4. Упражнение «Цепочка действий.» (Тот, кто заслужил больше всех аплодисментов или тот, кто смог верно выполнить упражнение большее количество раз, достает следующую карточку)(5 минут)
  5. Игра «Носорог» (эмоциональная разрядка)(8 минут)
  6. Деление на микрогруппы для второй части занятия с помощью игры «Секреты мага» (нужны только 2 подгруппы, поэтому те, кто угадали – в одной, те, кто не угадали – в другой) (5 минут)
  7. По парам (один человек из одной микрогруппы, второй – из другой) «Действие – противодействие» (Лучшая пара достает следующую карточку)(5 минут)
  8. Упражнение «Разные цели» Сначала по заданию педагога, затем цели придумываются самостоятельно (Лучшая группа достает следующую карточку)(6 минут)
  9. Двум существующим микрогруппам дается задание подготовить маленький спектакль по мотивам сказки «Колобок» с условием, что все персонажи обязательно будут действовать (на подготовку 15 минут)

  1. Подведение итогов (15 минут)
  1. Показ маленьких спектаклей «Колобок» (после - разбор в форме пресс-конференции. Каждая микрогруппа достает по последней карточке)
    (4 минуты)
  2. Упражнение «Прочитай письмо» (3 минуты)
  3. Чтение «тайного письма» вслух (3 минуты)
  4. Подведение итогов (3 минуты)
  5. Игра «Аплодисменты по кругу» (эмоциональная разрядка) (2 минуты)

Заключение

Использование игровых педагогических технологий на занятиях по актерскому мастерству с младшими школьниками дает хорошие результаты, потому что:

  • Игровая деятельность – одна из ведущих у младших школьников;
  • Актерское мастерство и игра имеют одинаковую природу;
  • С помощью игры можно максимально добиться раскрепощенности;
  • Игровые технологии позволяют воспитать у детей эмоциональный самоконтроль.

И в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен опыт, который может быть использован при проведении занятий по актерскому мастерству. В то же время, специальные актерские техники и упражнения с успехом могут применяться в игровых педагогических технологиях.

Список использованной литературы

  1. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - С-Пб, «Веды», 2010.
  2. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - М., 1974.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.
  4. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 томах. - М., «Искусство», 1962.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М., «Генезис», 1998.
  6. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М.: Искусство, 1975.

Интернет-источники

Современные педагогические технологии как объективная потребность. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html

Приложение

Описание некоторых игр и упражнений, используемых на занятиях с применением игровых технологий в младшей группе театральной студии.

  • Упражнение « Я – скульптура». Нужно с помощью собственного тела изобразить какое-либо качество или чувство,  вытягивая заранее приготовленные карточки («Обида», «Смелость», «Восторг», и.т.п.). Затем, нужно придумывать чувства самостоятельно. Остальные – угадывают.
  • Упражнение «Пластилин». «Скульптор» лепит из «пластилина» (полностью расслабленного человека) скульптуру на определённую тематику. Когда все скульптуры готовы, им по очереди говорят «Живи!». «Пластилин» начинает действовать так, как он это понял, исходя из своей вылепленной позы. (Во время упражнения нельзя разговаривать)
  • Упражнение «Волшебный сундук» (по К. Фопелю). Учащимся предлагается представить, что в центре круга стоит большой волшебный сундук. (Поставьте воображаемый сундук и покажите, как он открывается.) Поскольку сундук волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Любой  может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытащить". Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать всем, что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Тот, кто догадается, какой предмет был извлечен из волшебного сундука, присоединяется к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли. Чем больше человек присоединится к показывающему, тем лучше.
  • Упражнение «Цепочка действий». Учащиеся слушают ряд физических действий, которые называет педагог. Задача: связать их в логическую цепочку и осмысленно показать, ничего при этом не забыв. Например, педагог называет такие действия: «Войти в комнату – присесть на корточки – встать – подпрыгнуть – залезть на стул – спрыгнуть – выйти быстрым шагом». Один учащийся объединил все эти действия так: «Играли на улице в бадминтон, воланчик через открытое окно залетел в комнату. Я его ищу. Сначала заглянул под кровать, потом решил посмотреть на шкафу, не увидел, залез на стул, но воланчика не нашел, решил сбегать, попросить у соседа» Не нужно, чтобы учащийся объяснял все словами, если логика действий понятна из показа.
  • Игра «Носорог». Один ребенок – спящий носорог. Он ложится на живот, прячет лицо, уткнувшись в руки. Ему на спину кладут монетку. Фоном звучит спокойная музыка. Играющие жестами договариваются об очередности попыток. Задача – взять монетку, не разбудив носорога. Если носорог что-то почувствовал, он вправе проснуться и схватить охотника.
  • Игра «Секреты мага» (по К. Фопелю). Один учащийся – маг. Он знает секрет. (Заранее написанный на листочке). Остальные  по очереди подходят к нему и просят исполнить их желания. Любые желания, реалистичные и фантастичные. Маг говорит либо «Да будет так!. Либо, «Нет, так не будет!» А почему он так говорит, учащиеся  должны догадаться. (Секрет мага может быть такой: «Исполняет желания тем, кто говорит «пожалуйста» или «Исполняет желание тем, кто смотрит в глаза». Постепенно те, кто разгадал секрет мага (не говоря его вслух), образуют одну команду, а те, кто не разгадал – другую.
  • Упражнение «Действие – противодействие». Паре учащихся называется пара противоположных действий. Например, «Пройти – не пустить», «Уговаривать – отказываться», «Проявлять храбрость – бояться». Без подготовки они должны сыграть этюд, в котором каждый будет выполнять одно действие. Единственное, о чем позволяется договориться перед началом этюда - кто какое действие будет исполнять и обстоятельства места.
  • Упражнение «Разные цели». Действие – одно (например, «спрятаться») А цели у каждой команды свои. Например, у одной команды «спрятаться, чтобы напугать приятеля, выскочив внезапно», а у другой команды «спрятаться, чтобы не нашли вожатые в лагере и не заставили убирать территорию» Потом команды придумывают цели самостоятельно и отгадывают их друг у друга.
  • Игра «Аплодисменты по кругу». Нужно объявить, что сегодняшнее занятие прошло хорошо, и каждый заслужил аплодисменты. Все дети становятся в общий круг. Один начинает: он подходит к кому-нибудь из учащихся, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего человека, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в обучении младших школьников

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

Применение интерактивных технологий на занятиях хореографией. (на примере работы танцевальной студии «Карамельки»)

Основная задача современного образования — не просто дать ученику базовые знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообра...

Конспект занятия по внеурочной деятельности театральной студии «Петрушка»

Тема «Мимика и жесты» Цели: - закрепление знаний учащихся об использовании несловесных средств общения (мимика и жесты);- развитие творческих способностей учащихся; правильной, выразительн...

Отчет по самообразованию по теме: «Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников»

Отчет по самообразованию на тему: "Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников"....

Отчет по самообразованию: "Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников"

Цель: формирование коммуникативных навыков младших школьников в процессе игровой деятельности в группе продленного дня....