Как избежать возникновения и закрепления страхов дошкольников и младших школьников
консультация

Надеждина Анна Павловна

Детские страхи – это очень серьёзная проблема, как для самих детей, так и для их родителей. Более того в отличие от многих других детских проблем, когда с взрослением проблема уходит, в данном случае так утверждать нельзя. Растёт ребёнок и страхи, к сожалению, растут вместе с ним. С возрастом у детей развивается воображение. Фильмы, книги, компьютерные игры, разговоры взрослых и реальные события дают реальную пищу для фантазий. Страхи увеличиваются в количестве, становятся более яркими и агрессивными.

Общеизвестно, что страх – это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. Дети могут бояться несчастья, боли, наказания, животных, собственных фантазий. При этом страхи выполняют защитную функцию – выступают как средство самоконтроля и саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как избежать возникновения и закрепления страхов дошкольников и младших школьников

  • Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
  • Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
  • Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)
  • Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
  • Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.
  • Повышайте самооценку малыша.
  • «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
  • Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

  • Выясните причину страха.
  • Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
  • Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
  • Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
  • Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
  • Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
  • Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
  • Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
  • Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
  • Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).
  • Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы родителям дошкольников и младших школьников

Несколько советов родителям дошкольников и младших школьников...

Особенности возникновения и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной пробле...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 10:"Письмо буквы б. Закрепление написания букв 4-й группы: с е о а д б С О".

Сообщение темы и цели урока:- подготовка руки к выполнению движений, необходимых для написания буквы  б  : "обведение " росчерков - образцов- работа над формой, соединениями строчн...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника.Урок №10 "Письмо буквы б.Закрепление написания букв 4й группы:с е о а д б С О"

Обратить внимание - буква б пишется безотрывно. Особенность формы этой буквы заключается в том, что элемент, выходящий вверх за строку, должен быть написан с тем же наклоном, как и все элементы, котор...

Что читать младшим дошкольникам и младшим школьникам

Рекомендательный указатель детской литературы...