Урок окружающего мира в 4 классе "Как возникла письменность на Руси"
план-конспект урока (4 класс)

Новосёлова Галина Владимировна

Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с ФГОС. Открытый урок был проведён в рамках школьного фестиваля педагогического мастества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

№ п/п

Параметр         

Описание

1

Учебный предмет, класс

Окружающий мир. 4 класс

2

Тема урока

Как возникла письменность на Руси?

3

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний (урок формирования новых знаний)

4

Педагогическая цель

Создать условия для формирования у учащихся представлений о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

5

Задачи

Образовательные -        познакомить с такими  понятиями как  «пиктограмма, буква, летопись». Познакомить с историей возникновения письменности .

- Развивающие: Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать умение давать точные ответы на вопросы учителя.

- Воспитательные: Воспитывать интерес к Истории.

6

Планируемые результаты

Предметные: получат представления о появлении письменности на Руси, славянской азбуке.

7

Личностные результаты

Проявляют познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе.

Осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

8

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные – представляют информацию в знаковом виде; осуществляют анализ, сопоставление, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде и в справочной литературе; составляют рассказ-рассуждение (на основе сравнения), пересказ.

Регулятивные – оценивают свои познавательные возможности и совместную деятельность (сравнение её цели и полученного результата).

Коммуникативные – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

9

Основное содержание темы, понятия и термины

Возникновение письменности. Книги Древней Руси. Летописцы.

10

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

11

Оборудование и материалы

Для педагога

Для обучающихся

Компьютер, проектор, экран, презентация урока.

Индивидуальный раздаточный материал.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа:создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

«Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки?

Если так, то значит смело

Принимаемся за дело.»

Прошу всех занять свои места.

Проверка готовности к уроку, настрой детей на работу.

Проверка готовности к уроку.

Формируемые УУД:

личностные:

организация собственной деятельности и активное включение в коллективную деятельность;

коммуникативные: слушание и понимание других.

2.Целеполагание.

Цель этапа:подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы.

Для того, чтобы определить тему урока, отгадайте загадки

  1. Не куст, а с листочками,     Не рубашка, а сшита,          Не человек, а рассказывает. (Книга)
  2. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?. .(Карандаш)
  3. В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след. (Ручка)
  4. Склеите корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу. А поможет вам, ребята, Разноцветная…(Бумага)

Молодцы, ребята, вы любите отгадывать загадки.

А может вы догадались о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Верно! Мы отправимся в давние-давние времена и узнаем о возникновении письменности на Руси.(слайд)

Тема урока: «Как возникла письменность на Руси?»

- Как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?

- Какова же цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с историей возникновения письменности на Руси.

О чём мы узнаем и на какие вопросы сможем ответить?

Сегодня мы с вами узнаем: (слайд)

1. как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита;

2. как возникла письменность на Руси;

3. из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые происходили в истории Руси очень давно.

Организация фронтального обсуждения.

Организация фронтальной работы в обсуждении задания. Постановка цели и задач урока.

Помощь учащимся в формулировании.

Определение гипотезы.

Ответ: Сегодня на уроке мы будем изучать письменность

Ответы учащихся: узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги.

Ответы на поставленные вопросы.

Высказывание своего мнения относительно гипотезы.

Формируемые УУД:

познавательные: извлечение информации из предложенного материала;

регулятивные: постановка учебной задачи, выявление проблем.

3.Открытие новых знаний.

Цель: формировать представление о появлении письменности, проводить работу над лексическим значением слов

Цель: Развитие умения применять новые знания

Слайд

- А путешествовать нам поможет историческая лента времени.

Слайд

- Итак, первый пункт перемещения – IV-III тысячелетие до нашей эры, т.е. более 5000 лет назад.

А) Знакомство с пиктограммами

СЛАЙД

«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно.»  Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма

СЛАЙД

«рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма.

В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.

- Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать?

А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал?

б). Расшифровка пиктографического письма.

СЛАЙД

а) У.- Вот такое пиктографическое письмо составлено для вас.

в). Работа в группах

маршрутный лист № 1.

- Поработаем в группах. Возьмите маршрутный лист №1и попробуйте расшифровать пиктограмму. В некоторых случаях нужно будет из названия картинки выбрать только первую букву.

г). Проверка

СЛАЙД

У. – Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному?

Д). Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.60 (СТАРЫЙ), c.72 (новый) и прочитайте вывод. Рубрика «Обрати внимание»

У. –Как вы думаете,пользуемся ли мы пиктограммами  в современной жизни?

- Где в современной жизни встречаются пиктограммы?

СЛАЙД

Знакомы вам эти знаки?

Что они обозначают?

Итак, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита?

Организация фронтального обсуждения.

Подведение учащихся к выводу.

Демонстрация на проекторе.

Подведение учащихся к выводу.

Обобщает ответы детей.

Подведение учащихся к выводу.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Выполнение работы — поиск соответствия.

Ответ: Здесь охотился на быков и отдыхал.

Рисовал несколько рисунков и распределял их в определённом порядке.

У Вани есть книга о паровозах.

Ответы на поставленные вопросы.

Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно.

Вывод: Пиктография — первоначальный способ письменной передачи информации. Этот способ был наглядным, но неудобным и позволял по-разному понимать изображённое на рисунке.

Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д

1. Пешеходный переход.

2. Хранить вещь на вешалке в расправленном виде.

3.Поблизости  находится кафе.

4. Не курить.

5.Навигационный знак внутренних водных путей. Означает «Якорей не бросать».

Писали с помощью рисунков-пиктограмм.

Формируемые УУД:

регулятивные - - выполняют задание по отбору материала к данной теме

познавательные - осуществляют анализ, сопоставление, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде

Формируемые УУД:

Регулятивные – оценивают свои познавательные возможности и совместную деятельность Познавательные – осуществляют анализ, сопоставление, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде.Коммуникативные – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.Личностные - проявляет познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе

4. Применение знаний и способов действий

5.Физкультминутка.

6. Знакомство с летописями

Цель:  формировать представление о возникновении славянской азбуки

Цель этапа: снять психологическое и физическое напряжение.

Цель: формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах.

е). Возникновение славянской письменности.

У. – По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации.

СЛАЙД

Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век.

СЛАЙД

Мы очутились в пыльном и шумном городе Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. Сейчас это город Солоники. Он находится на территории современной Греции. В этом городе родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

Послушаем разговор 2-ух братьев.

СЦЕНКА

СЛАЙД

Ж) Работа с учебником

- Что же представляет собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в старых учебниках на с. 60, а в новых на стр.74.

- Как называлась эта азбука?

СЛАЙД

- Сколько букв входило в неё?

- Изменилась ли она сейчас?

Найдите в учебнике ответ на этот вопрос и прочитайте его. (стр. 74 – новый учебник) и (стр.60)

СЛАЙД

– Часть букв была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.

- Сколько букв в современном русском алфавите?

- Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?

              СЛАЙД

Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения».

СЛАЙД

- Продолжаем путешествие по ленте времени и перенесёмся в XII век.

СЛАЙД

«Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре

келье».

- Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней?

- От каких слов образовалось слово летопись?

- Что обозначает слово «лето»?

- Что записывали в летописях?

СЛАЙД

- Итак, что такое летопись? Прочитайте ответ со слайда.

- Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах.

  Самые первые летописи, известные ученые относят к IX веку, сохранились новгородские летописи XII – XIII веков.

У. – Летописи часто называли рукописями. Почему?

Выяснение проблемных зон по теме.

Демонстрация на слайде

(чтение статьи вслух)

Фронтальное обсуждение и выполнение поставленной задачи.

Организация коллективного обсуждения.

Писали вручную.

СЦЕНКА

Автор: Плесовских

Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

КИРИЛЛ: Жолобов– Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

МЕФОДИЙ: Худяков – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков.

КИРИЛЛ: Жолобов – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом».

МЕФОДИЙ: Худяков – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует.

КИРИЛЛ: Жолобов – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы?

Автор: Плесовских

- Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил:

УЧИТЕЛЬ: Резинкина – В мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.

  Автор: Плесовских

– Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку.

Кириллицей

43 буквы

«Мы и сейчас…»

высказывают своё мнение.

33 буквы

Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению славянской литературы.

Демонстрация движений.

Это летописец. Он пишет летопись.

Лето + пиши

Год

Записывали происходившие события по годам.

Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа.

Формируемые УУД:

познавательные:

умение делать выводы;

регулятивные: 

осуществление личностного контроля; выполнение заданий по отбору материала к данной теме.

личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

.

Формируемые УУД:

регулятивные:

осуществление личностного контроля;

личностные: снятие эмоционального и физического напряжения.

Формируемые УУД: познавательные –осуществляют анализ, сопоставление, обобщение;

коммуникативные – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками;

личностные – проявлять уважение к истории своего народа.

7.Сообщения детей

Цели: учить отбирать материал к данной теме.

У. – Как писали на Руси книги нам расскажут ребята.

СЛАЙД

СЛАЙД

СЛАЙД

СЛАЙД

У. «Повесть временных лет» является главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства. О чем только не говорит Нестор в этом труде! О походах и свадьбах, победах и поражениях, о деловых договорах Руси и Константинополя.

  Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории.

Организация проверки.

СЛАЙД

Ляпунова

1. Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью.

2. Сайчик

Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком. Вот с тех времен осталось название перочинный ножичек.

СЛАЙД

3. Калитин

В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2-3 раза больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась красной строкой. Это выражение тоже сохранилось с той поры – сейчас оно обозначает начало нового абзаца при записи текста.

СЛАЙД

4. Бухлов

Причем писать было нелегко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не сливалась с предыдущей. Потом листы сшивали «одевали» в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стояли очень дорого, и купить их могли очень богатые люди.

Усманова

5. Создание летописей считалось делом очень важным, недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «Повесть временных лет»,

СЛАЙД

написанная самым известным из русских летописцев – монахом Киево-Печорского монастыря – Нестором.

Формируемые УУД:

регулятивные:

осуществление личностного контроля;

коммуникативные: слушают и понимают речь других;

познавательные: составляют рассказ – рассуждение, пересказ.

8. Групповая работа.

9. Проверка знаний учащихся.

10. Итог

Цель: учить работать с первоисточниками.

Цель: контроль предметных умений

Цель: обобщение, формулировка вывода, самооценка

СЛАЙД

У.  Продолжим работать в группах. Возьмите маршрутный лист №2, внимательно прочитайте  вопросы из «Повести временных лет» и попробуйте их перевести на современный язык.

- На какие 3 вопроса даёт нам Нестор ответы в этой рукописи?

У. - С «Повестью временных лет» более подробно вы познакомитесь в старших классах на уроках литературы.

У. – Мы закончили путешествие во времени. Возвращаемся в класс.

- А сейчас мы ответим на вопросы мини-теста.

Ответы будете записывать пиктограммами, в строчку.

Возьмите листочки, подпишите их.

СЛАЙД

СЛАЙД

СЛАЙД

Взаимопроверка.

Обменяйтесь с соседом листочками и приготовьтесь к проверке.

СЛАЙД

Встаньте, у кого нет ошибок.

  1-2 ошибки

  3 ошибки

  более 3 ошибок

- Можете ли вы представить современную жизнь без образования, воспитания, культурных ценностей.

– Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слогов – слова, из слов – предложения. И теперь мы пишем книги, читаем их и узнаем из них много интересного.

Акцент внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

1. Каково начало Русской земли?

2. Кто первым начал княжить в Киеве?

3. Как образовалось Русское государство? (Это история Руси в развитии)

Конечно, нет. Чем больше в стране образованных людей, тем лучше развивается экономика, техника.

В образованном обществе совершается больше научных открытий, совершенствуется система обучения, высокий уровень медицины.

 Каждый образованный человек должен знать культуру и историю своей страны.

Формируемые УУД:

познавательные: осуществляют «чтение» информации, представленной в графическом виде;

регулятивные:

осуществление личностной рефлексии;

личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; самооценка восприятия учебного материала;

коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками

Формируемые УУД:

Регулятивные – сравнение цели и полученного результата.

Личностные - понимает причину успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками

11.Выставка книг

Цель: формировать познавательный интерес к историческим материалам.

- Ещё больше информации о возникновении летописи на Руси вы сможете узнать из этих книг:

  Е.Л. Немировский «Путешествие к истокам русского книгопечатания». М. Просвящение, 1991 г.

 «Энциклопедический словарь юного филолога» «Педагогика», 1984 г.

«Большая книга знаний для детей». М. Астрель АСТ 2004 г.

  Они есть в нашей школьной библиотеке.

Формируемые УУД: личностные -  понимают причину успеха в учебной деятельности.

познавательные - формируется стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах.

12. Итоговая рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

- Возьмите сигнальные кружочки – пиктограммы.

  Оцените свою работу на уроке.

СЛАЙД 11

Жёлтый – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями

Зелёный – Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам.

Красный – Мне ещё трудно.

Самооценка своей деятельности.

Ответы детей.

Формируемые УУД:

познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание;

регулятивные: осуществление личностной рефлексии.

13.  Выставление оценок. Домашнее задание.

Оценки за урок:

СЛАЙД

Домашнее задание: прочитать в учебнике «Как возникла письменность»; выполнить задание на карточках (придумать рисунчатое письмо на любую тему).

По желанию: подготовить дополнительный материал по теме «Возникновение письменности на Руси

СЛАЙД

Выставляет и комментирует оценки.

Объясняет алгоритм выполнения Д/З

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы. Записывают в дневник.

Регулятивные:

- принимать
и сохранять цели и задачи.



Предварительный просмотр:

Карточка для домашней работы

Фамилия, имя_____________________________

C:\Users\HP\Downloads\N6ZvQ0.png

Карточка для домашней работы

Фамилия, имя_____________________________

C:\Users\HP\Downloads\N6ZvQ0.png

Карточка для домашней работы

Фамилия, имя_____________________________

C:\Users\HP\Downloads\N6ZvQ0.png



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист №1

Расшифруй пиктограмму

G:\Изображение\Изображение 003.jpg

Маршрутный лист №1

Расшифруй пиктограмму

G:\Изображение\Изображение 003.jpg

Маршрутный лист №1

Расшифруй пиктограмму

G:\Изображение\Изображение 003.jpg



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист №2

«Повесть временных лет»

1.Откуда есть пошла Русская земля?

2. Кто в Киеве нача первее княжить?

3. И с коих пор Русская земля стала ест?

Маршрутный лист №2  

«Повесть временных лет»

1.Откуда есть пошла Русская земля?

2. Кто в Киеве нача первее княжить?

3. И с коих пор Русская земля стала ест?

Маршрутный лист №2

«Повесть временных лет»

1.Откуда есть пошла Русская земля?

2. Кто в Киеве начапервее княжить?

3. И с коих пор Русская земля стала ест?



Предварительный просмотр:

   Кирилл

  Мефодий

   

    Автор

   Учитель



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока – окружающего мира.

Урок  окружающего мира  был проведён в 4 классе.

Тема урока: «Как возникла письменность на Руси?

По типу урока - это урок открытия новых знаний.

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся представлений о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

Исходя из цели урока, я определила задачи:

1. Образовательные:

познакомить с историей возникновения письменности на Руси;

познакомить с такими  понятиями как  «пиктограмма, буквица, летопись».

2. Развивающие (практические):

развивать логическое мышление, память и внимание;

формировать умение давать точные ответы на вопросы учителя.

3. Воспитательные:

          способствовать интеллектуальному развитию учащихся;

          воспитывать интерес к Истории.

Планируемые результаты:

предметные: 

получат представления о появлении письменности на Руси, славянской азбуки.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

познавательные:  

представляют информацию в знаковом виде; осуществляют анализ, сопоставление, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде и в справочной литературе; составляют рассказ-рассуждение (на основе сравнения), пересказ.

     регулятивные:     

оценивают свои познавательные возможности и совместную деятельность (сравнение её цели и полученного результата).

     коммуникативные:  

владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

личностные:

проявляют познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе;

осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: мультимедийное оборудование (презентация к уроку), выставка книг по теме урока, раздаточный материал (карточки для групповой работы и индивидуальной домашней работы), круги-пиктограммы для рефлексии.

На уроке прослеживались межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Использование современных образовательных технологий - информационно-коммуникативной, групповой технологии, технологии здоровьесбережения (двигательная  физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, соответствие требованиям сан пина) 

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

     1.Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

     2. Нацеленная деятельность на формирование УУД.

Содержание урока:

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

 Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Учебный материал урока соответствовал принципам научности, доступности и был посилен для учеников четвёртого класса. Ребята приготовили небольшие сообщения по теме урока и участвовали в инсценировке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей четвероклассников.

Урок был построен на основе требований стандартов второго поколения. Считаю, что в процессе проведения урока,  планируемые результаты были достигнуты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Когда на Руси появилось государство"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Когда на Руси появилось государство"ЦЕЛИ:познакомить учеников со временем образования Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало ...

Урок окружающего мира 4 класс "Возникновение письменности на Руси"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Урок окружающего мира 3 класс Принятие христианства на Руси

Материал содержит конспект урока, презентацию и приложения к уроку (карточки для работы)...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....

Технологическая карта урока окружающего мира по тем «Князь Владимир. Крещение Руси» для 4 класса УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока окружающего мира по тем «Князь Владимир. Крещение Руси» для 4 класса УМК "Перспектива"...