Урок окружающего мира 3 класс Принятие христианства на Руси
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Константинова Наталья Валерьевна

Материал содержит конспект урока, презентацию и приложения к уроку (карточки для работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Принятие христианства на Руси

Тип урока: освоение новых знаний

Цель: формировать представления о принятии христианства на Руси.

Задачи:

1) Образовательная: обобщить знания детей о языческих божествах славян; организовать деятельность учащихся для формирования  представления о Великом князе земли Русской – Владимире,  о принятии Русью христианства.

2) Развивающая: содействовать развитию познавательной активности, речи учащихся.

3) Воспитательная: прививать интерес к истории родного государства;  воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Планируемые предметные результаты:

Предметные результаты: формирование представления о принятии христианства на Руси.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выполнение мыслительных операций;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: проявление личной заинтересованности в расширении знаний и способов действий.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 3 кл, ч. 2, Виноградова Н.Ф. , канцелярские принадлежности, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,

Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Ребята, мы начнём урок.

- Ребята, какой христианский праздник мы будем скоро отмечать? (Пасха)

- Как вы думаете, всегда ли был такой праздник?

- Кто – то думает, что всегда, кто – то сомневается. Вы хотите поговорить об этом на уроке?

  1. Актуализация знаний. Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке окружающего мира мы совершим путешествие во времени и вернемся на 1 000 лет назад в Древнюю Русь и поговорим о наших предках.

 - А кого мы называем предками?  (Людей, которые жили до нас)

-Что вы знаете о духовной жизни наших предков?  (Они были язычниками)

-А что это значит? (Славяне верили во множество богов)

- Сегодня на уроке мы и поговорим о том, как славяне пришли к христианству. (Тема урока на доске: Принятие  христианства на Руси.)

- У каждого растения: будь - то маленький цветок или могучий дуб есть корни, без которых они не смогут жить. Так и человек. Только его корни – это память о прошлом. И чем лучше мы будем знать это прошлое, тем сильнее и крепче будет род человеческий.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по станциям.

III. Повторение изученного материала

1станция: Русь языческая. (Работа в группах)

- На листочках прочитайте текст. Определите, о каком божестве или духе идет речь в тесте. Скажите о нем самое главное в одном предложении.

Перун – грозное божество, покровитель военной дружины, распорядитель войны и мира. Молнии – его меч и стрелы, радуга - лук, тучи – одежда, а ветры и бури – дыхание. В те времена человек сравнивал молнию с блеском металла воинского оружия. Страшен гнев Перуна: пущенная им стрела поджигает жилища, поражает тех, кем недовольно божество. Недаром слова «Грози» и «Грозить» имеют общий корень.

Но без труда Перуна невозможна жизнь человека. Ведь это он насыщает весной землю дождями, пробуждает природу. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.

Даждьбог (солнечное божество) – добрый бог, дающий достаток, богатство, хороший урожай. Он посылает птиц «отмыкать лето», приходит на свадьбу поздравить молодых, помогает охотиться, защищает от болезней скот и делает много добрых дел. Весной праздновали день Даждьбога. В этот день пекли сладкие пироги и сжигали соломенную куклу.

Макошь  -  богиня плодородия и женского рукоделия; попечительствует урожайности, хозяйственности и достатку в доме. В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ. Ее ласково называли - “земля-матушка”, “мать - сыра земля”. Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие урожаи. До наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Маленький старичок, обросший шерстью, с большими ушами, живет в доме за печкой. Люди старались поддерживать с ним добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о предстоящем несчастье.

Леший – дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Водяной – дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных.  Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал «чертов конь». Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.

Домовой, леший, водяной – это не  люди, это духи, их никто не видел, но люди представляли их такими.

2 станция: Праздничная

Рассказ детей о Масленице – народном празднике и празднике Ивана Купалы.

Физминутка. Русская игра «Цапа»

Выбираем ведущего. Он вытягивает одну руку вперед (ладонью вниз). Остальные играющие ставят свой указательный палец под его ладонь.
Ведущий напевает:

Собирайтесь, колдуны,
Под горячие блины.
Котик. Жаба. Цапа!

При слове «Цапа!» все быстро убирают свои пальцы. А ведущий, быстро сжимая ладонь, старается их захватить. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры.

IV. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

3 станция: Князья – правители  на Руси

Славяне приносили своим богам жертвы, для этого существовали специализированые места-святилища. В жертву приносили животных и даже людей. Как вы думаете, для чего нужны были жертвы?

- Кто правил в это время на Руси? (Князья)

- О каких князьях вы знаете? (Князь Рюрик, князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир)

- Что вы знаете о княгине Ольге? (Она была справедливой, мудрой правительницей.)        

(Просмотр видеоролика «Княгиня Ольга и князь Владимир»)

- Княгиня Ольга, часто беседуя с внуком, рассказывала о своем путешествии в Царьград, о землях чужих, неведомых, о народах. А все больше о Боге своем – Христе и Матери Его, Деве Марии. От природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, князь Владимир вступил на престол в 980 г.

- Князь Владимир стал управлять государством и постоянно заботился об укреплении Древнерусского государства. Он защищал Русь от врагов. Но религия язычества его не устраивала.

 - Решил Владимир стать христианином, принять крещение в городе Корсунь, для чего незамедлительно отправился в Грецию.

- Незадолго до крещения князь сильно заболел и ослеп. Греческая царевна Анна посоветовала ему поскорее креститься.

- Я готов, - ответил князь.

- Владимира ввели в церковь  и греческие священники крестили его. Внезапно глаза Владимира увидели свет, и он воскликнул: «Теперь узнал я истинного бога!» Пораженные чудесным исцелением князя, дружинники Владимира тоже крестились.

- После крещения князь Владимир не верил больше в деревянных идолов, и приказал их сжечь, а людей обратить в христианскую веру.

Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.


Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.

4 станция: Поэтическая

- Княгиня Ольга учила своего внука быть честным, справедливым, милосердным. Этому же учило славян и христианство. Эти человеческие качества остаются важными и в современном мире. Давайте вспомним о них.

Дети рассказывают стихи о доброте, честности, милосердии, дружбе.

Доброта

Доброта нужна всем людям,

Пусть её побольше будет.

 Говорят не зря при встрече:

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека…

Доброта

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив,

Что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Милосердие в моём понимании-

Это ласка, любовь, сострадание.

Это маме усталой помочь,

Это бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Честность

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я ещё поколебался

                      с полминуты –

                                       и признался.

Я думаю о мире

Если б нам соединиться,

Всем ребятам подружиться,

Если бы объединились

Все деревни, города,

Не лились бы больше слезы

На планете никогда!

В небе, на воде, на суше

Голубь мира бы парил,

Каждый бы на белом свете

Нам о мире говорил.

5 станция: Крещение киевлян

- Итак, в каком году князь Владимир крестил Русь? (988)

- На какой реке проходил обряд крещения? (Днепр)

– После принятия христианства Владимир приказал строить в Киеве церкви, учить боярских детей грамоте, чтобы узнали они Слово Божие, а в дни церковных праздников устраивать для народа пиры.

- Узнав, что Бог учит помогать бедным, Владимир разрешил всем нуждающимся приходить на княжий двор за едой и деньгами. А для больных и старых, которые не могли прийти к нему на двор, Владимир велел развозить еду на телегах. Люди полюбили Владимира за доброту и ласково называли его князь Красное Солнышко. Православная церковь, за Крещение Руси, причислила князя Владимира к лику святых.

Как вы думаете, все ли с удовольствием приняли христианскую веру? (Нет, ответы детей)

- Представьте, что у вас отняли любимую игрушку, как вы будете себя чувствовать? Многие плакали, когда у них отнимали их кумиров и бросали в реку, но все равно шли креститься, потому что боялись князя Владимира. Прошло уже более 1000 лет с момента Крещения Руси, а мы до сих пор верим в языческих духов (каких?) И отмечаем языческие праздники Ивана Купала и Масленицу.

- Повелел князь Владимир всюду крестить народ и строить деревянные церкви, ставя их в тех самых местах, где прежде стояли идолы. Прекрасные произведения греческого зодчества появились в России. Храмы украшались живописью, серебром, золотом. И с той поры вера Христова стала распространяться всюду по русской земле и проникать в самые отдаленные ее окраины.

V.Первичное закрепление во внешней речи

- Нужно ли было принимать христианство?

- Принятие христианства, крещение Руси сыграло огромную роль в истории Русского государства. Какие же последствия дало принятие христианства?

- Итак, ребята, я предлагаю вам самостоятельно открыть учебник на странице 90 и найти ответы на следующие вопросы:

-Зачем приняли христианство и отказались от язычества?

-Когда было принято христианство?

-Чем христианство отличается от язычества?

-Что дало христианство?

Проверка задания.

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой 

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на печатной основе на странице 38. Выполните упражнение 17. Затем, обменяетесь тетрадями и проверьте тетрадь своего соседа по парте.

Назовите правильные ответы.

-Работают самостоятельно, занимаются взаимопроверкой.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Назовите тему урока.

- Какие задачи мы ставили?

Работа в парах.

Игра «Выбери правильный ответ».

1.В каком году на Руси было принято христианство?

           1054                    988                     964

2.При каком князе произошло крещение на Руси?

       Святослав                Владимир                Игорь

3.Какой бог был богом солнца?

     Велес          Даждьбог               Перун

- Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:

Сегодня на уроке я узнал ……

Мне было особенно интересно …..

  1. Задание на дом.
  1. с. 92 – 96
  2. подготовить сообщение на тему: «Крещение Руси».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масленица – народный праздник

Слайд 2

Праздник Ивана Купалы

Слайд 3

Праздник Ивана Купалы

Слайд 4

Князь Владимир

Слайд 5

В.М.Васнецов Крещение Руси



Предварительный просмотр:

___________________ – богиня земли. Ее ласково называли - “земля-матушка”, “мать - сыра земля”. Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие урожаи. До наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли. Она - покровительница женских рукоделий на Земле; попечительствует урожайности, хозяйственности и достатку в доме. В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ.http://supercook.ru/slav/images-slav/srm-02-m-03.jpg

___________________ – грозное божество, покровитель военной дружины, распорядитель войны и мира. Молнии – его меч и стрелы, радуга - лук, тучи – одежда, а ветры и бури – дыхание. В те времена человек сравнивал молнию с блеском металла воинского оружия. Страшен гнев ____________: пущенная им стрела поджигает жилища, поражает тех, кем недовольно божество. Недаром слова «гроза» и «грозить» имеют общий корень. Но без его труда невозможна жизнь человека. Ведь это он насыщает весной землю дождями, пробуждает природу. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.

Даждьбог (солнечное божество) – добрый бог, дающий достаток, богатство, хороший урожай. Он посылает птиц «отмыкать лето», приходит на свадьбу поздравить молодых, помогает охотиться, защищает от болезней скот и делает много добрых дел. Весной праздновали день Даждьбога. В этот день пекли сладкие пироги и сжигали соломенную куклу.https://refdb.ru/images/1421/2840313/516725c1.jpg

_________________________ – дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Он хозяин леса и повелитель зверей. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.http://900igr.net/up/datas/132891/023.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/19/k_5857f1ba457c6/img_user_file_5857f1ba46d94_2.jpg

_________________ - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Маленький старичок, обросший шерстью, с большими ушами, живет в доме за печкой. Люди старались поддерживать с ним добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о предстоящем несчастье.

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/116/115123/img25.jpg

_________________ – дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных.  Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал «чертов конь». Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.

Перун

Макошь

Даждьбог

Леший

Водяной

Домовой

Перун- ____________________

__________________________

Макошь - _________________

__________________________

Даждьбог - ________________

__________________________

Леший - ___________________

Водяной - _________________

Домовой - _________________

князь Рюрик

князь Олег

князь Игорь

княгиня Ольга

князь Святослав

князь Владимир

Красное

Солнышко



Предварительный просмотр:

1 станция

Русь языческая

2 станция

Праздничная

3 станция

Князья – правители  на Руси

4 станция

Поэтическая

5 станция

Крещение Руси



Предварительный просмотр:

Принятие

христианства

на Руси



Предварительный просмотр:

доброта

милосердие

честность

дружба

Сегодня на уроке я узнал …

Мне было особенно интересно …

Сегодня на уроке я узнала …

Мне было особенно интересно …

Выбери правильный ответ. Рядом с ответом поставь галочку.

1.В каком году на Руси было принято христианство?

           1054                    988                     964

2.При каком князе произошло крещение на Руси?

       Святослав                Владимир                Игорь

3.Какой бог был богом солнца?

     Велес          Даждьбог               Перун

Выбери правильный ответ. Рядом с ответом поставь галочку.

1.В каком году на Руси было принято христианство?

           1054                    988                     964

2.При каком князе произошло крещение на Руси?

       Князь Святослав                     Князь Игорь                           Князь Владимир                      

3.Какой бог был богом солнца?

     Велес          Даждьбог               Перун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель:     -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...